Примерное время чтения: 7 минут
65

ИХ КУМИРЫ. С ФАКЕЛОМ И С КУЛАКОМ

Федеральное бюро расследований опубликовало свой ежегодный доклад об уровне преступности в США, в котором говорится, что число официально зарегистрированных серьезных преступлений (убийств, изнасилований, грабежей, нападений с применением насилия и т. д.) в 1985 г, возросло на 4,6%.

В 1985 г. полиция зарегистрировала 12,4 млн. серьезных преступлений.

Число убийств возросло на 2% (18976 жертв), число изнасилований - на 4% (87340 жертв), число грабежей - на 3% (313 млн. долл. потерь), число нападений с применением насилия - на 6% (одна пятая этих преступлений совершена с применением огнестрельного оружия), число ограблений домов - на 3%, число случаев воровства - на 5% (3 млрд. долл. потерь), число угонов автомашин - на 7% (в стране угоняется одна из каждых 159 автомашин), число поджогов - на 3%.

ФБР сообщило, что число серьезных преступлений, связанных с применением насилия, - убийств, изнасилований, грабежей и нападений - возросло за 10 лет (по сравнению с 1976 г.) на 32%.

По данным ФБР, 5207 из каждых 100 тыс. жителей Соединенных Штатов стали в 1985 г. жертвами различных преступлений.

Столетие "мисс Свободы" оглушительно прогромыхало но Америке, и в шуме литавр, фейерверков и тостов голоса многочисленных пасынков вышеуказанной мисс выделялись не очень-то отчетливо. Но голоса сомневающихся и протестующих были, и раздавались они не только слева. Нашлись среди либералов и даже консерваторов люди, способные трезво разобраться в том, что есть что. Одно дело - романтизированный образ свободы, близкий хотя бы как идеал большинству американцев (по данным некоторых опросов, любимым национальным символом считают одноименную статую 57% жителей США), а совсем другое - усиленно навязываемое представление о свободе, "вооруженной винтовкой и вглядывающейся в даль с тяжелой затаенной угрозой в глазах" (определение из юбилейного номера журнала "Тайм").

Один из озабоченных голосов донесся недавно из Парижа - от проживающей там вполне современной дамы - ведущей американской журналистки Флоры Льюис. Ее статья в газете "Интернэшнл геральд трибюн" озаглавлена: "Мисс Свобода и Рэмбо: две стороны одной медали?"

ПОЛИТИЧЕСКИЕ "КИНОМЕХАНИКИ"

По словам Льюис, организованный по случаю юбилея спектакль вызывает по меньшей мере удивление. "Шоу говорит о многом само за себя - фанфары при исполнении гимна заглушают звучание других инструментов".

И далее Льюис позволяет себе "дерзкое" сравнение "мисс Свободы" с другим американским символом: "Над нью- йоркской гаванью не возвышается монументальная скульптура Рэмбо, грозящего кулаком даме с факелом. Но он существует как реальность в воображении и господствует в восприятии сути событий. Становится все труднее отделить развлечение и фантазию от реального мира, и поэтому образ Рэмбо приобретает все большую значимость".

По мнению Ф. Льюис, проходивший "веселый и красочный праздник" не имеет ничего общего с "воинствующим патриотизмом, замешанным на крови и насилии". Но как "кадры из разных фильмов, перепутанные каким-то неумелым киномехаником", оба образа Америки фатально слились в представлении об этой стране. (Добавим от себя: так ли уж он "неумел", этот "киномеханик", и так ли уж анонимен?)

Ф. Льюис приводит слова обозревателя журнала "Мазер Джонс" Пита Хэймила, который недавно писал: "Все американское общество заражено вирусом милитаризма и национализма. Люди, распространяющие его, - от Рональда Рейгана до простого обывателя - почему-то называют это патриотизмом. Благополучный, обеспеченный белый американец смотрит телевизор и горланит, что нужно послать войска в Никарагуа".

Именно в созданной "киномеханиками" атмосфере американского общества "толпы народа валят на просмотр боевика, пронизанного жестокостью и насилием". И далее журналистка задается вопросом: почему им это нравится, чем прельщают подобные зрелища людей, "почитающих величественную даму, сулящую рай страждущим"?

"СТАДНАЯ ФАНТАЗИЯ"

Предлагаемый ответ типичен для либерала и вряд ли нас с вами устроит. Говорится о такой "вполне нормальной" черте обывательского сознания, как страсть к созерцанию ужасов, происходящих где-то там, в заэкранном мире, при ощущении своей собственной "безопасности". Говорится и о том, что, удовлетворяя таким образом свою "фантазию", многие зрители способны отдавать себе отчет в том, что "пролитые красные чернила и томатный соус вовсе не означают действительных страданий". Со ссылкой на ученых утверждается, что между "стадным чувством, порожденным ненавистью и жаждой мести, и общественным сознанием, признающим необходимость законов, логики, сдержанности" в США существует конфликт. Вполне возможно, что так оно и есть на самом деле. Мы всегда полагали, что не только среди американских либералов, но и самых широких масс народа трезвомыслие всегда было чертой преобладающей.

И все же даже Льюис признает, что "образцы не только формируют разрушительные побуждения без последствий, но и подталкивают к действиям". К каким? К убийствам стариков и детей в Ливии? К одобрению этих убийств "во имя свободы" "благополучными, обеспеченными белыми американцами", теми же, которые требуют посылки вполне реальных "рэмбо" для убийства стариков и детей в Никарагуа, опять же во имя "восстановления там свободы"?

К сожалению, Флора Льюис оказывается не в состоянии дать удовлетворительный ответ на вопрос, поставленный ею в заголовке своей статьи.

Она лишь отмечает, что "мисс Свобода и Рэмбо не составили счастливой пары, и их не стоит сводить вместе", да призывает не "представлять их как две стороны одной медали, как неизбежные, взаимодополняющие образы Америки".

Призыв этот, однако, повисает в воздухе.

ВМЕСТО АДВОКАТА - РЕВОЛЬВЕР

Более близким к истине, как нам кажется, оказался главный редактор западногерманского "Штерна" Р. Винтер.

Он напоминает, что за один только прошлый год убитых с применением ручного огнестрельного оружия в США было 11522 (в Канаде и в Англии - 8, в Японии - 77), и считает, что эта цифра с достаточной убедительностью говорит о стране, лидеры которой "постоянно и назойливо" навязывают миру свое лидерство. "Револьвер системы "Смит и Вессон" заменяет собой адвоката, убийство - аргументы, насилие - такое же нормальное явление, как кока-кола и шницели, которые продают с лотков на улицах". Когда журнал "Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт" предпринял опрос среди молодых американцев, с тем чтобы узнать, кто является их идолом, то победу при этом одержал "Грязный Харрис" - актер Клин Иствуд, перестрелявший на киноэкране массу людей.

И далее Винтер вопрошает: "Как могли в Европе хоть на минуту предположить, что американский образ мышления не проявится в американской политике?" Там, считает он, где оружие превращают в культ (как в фильме "Рэмбо"), а Рокки на боксерском ринге при всеобщем ликовании ведет некую частную войну против Советского Союза (в фильме "Рокки- IV"), вполне логично, что общественное мнение оказывается неплохо подготовленным к реальным разбойным действиям за рубежом.

Более 70% американцев одобрили "акцию" против Ливии (в то же время в ФРГ более 70% осудили ее). В результате при поддержке умело сформированного в стране общественного мнения администрация "считает мускулы политическим инструментом и выступает в роли грубияна даже там, где необходимы тонкие политические действия".

Итак, при всем нашем искреннем уважении к мечтам французских и американских просветителей XVIII века, а также отцов-основателей США, вдохновлявшихся прогрессивными для своего времени идеями буржуазной свободы, сегодня мы можем с грустью констатировать тот факт, что в империалистической Америке конца XX века грозящий кулаком всему свету мускулистый и малокультурный Рэмбо, не читавший ни Монтескье, ни Эмерсона, бросает большую черную тень на благородную даму с факелом, которой "не нужен бронзовый кастет, а больше подходят нежные объятия".

Простите, но такова уж логика истории, мисс Флора. Как говорят в Париже, "се ля ви".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно