Мероприятия тысяч комитетов комсомола на местах, масштабная международная деятельность ВЛКСМ, содержание комсомольского аппарата обходятся, очевидно, недешево. Хотелось бы знать, кто оплачивает все эти расходы; не получается ли так, что комсомол "сидит на шее" у государства?
А. Сосонкин, Москва.
На этот вопрос отвечает заведующий финансово- бюджетным отделом управления делами ЦК ВЛКСМ А. ЩЕРБАКОВ.
УЖЕ БОЛЕЕ 25 лет ВЛКСМ полностью обеспечивает себя за счет собственных денежных средств. Все это время комитеты комсомола и подведомственные им учреждения состоят на едином комсомольском бюджете, средства которого пополняются в соответствии с Уставом ВЛКСМ из членских взносов, доходов от предприятий комсомола (издательств, туристских лагерей и т, д.) от издания молодежных газет и журналов и других поступлений.
Комсомольский бюджет динамичен: он изменяется вместе с развитием ВЛКСМ, с усложнением и расширением масштабов его деятельности. Растут поступления членских комсомольских взносов, развивается материальная база ВЛКСМ. Стоимость только основных средств, принадлежащих комсомолу, сейчас составляет сотни миллионов рублей.
У комсомола теперь 3 издательства, 30 молодежных туристских лагерей, домов отдыха и гостиниц, 15 Домов молодежи, 50 комсомольских школ, 33 музея, 5 пионерских лагерей, 7 агитпоездов, 2 агитсудна. За последние годы только на проведение культурно-массовой и спортивной работы, приобретение культурного и спортивного инвентаря расходы ВЛКСМ выросли в десятки раз.
Не так давно Бюро ЦК ВЛКСМ утвердило новую инструкцию по учету и расходованию привлеченных средств комитетов комсомола. В соответствия с этой инструкцией расширяется самостоятельность комитетов комсомола. В частности, расширены их возможности для награждения молодых передовиков производства, комсомольских активистов льготными туристическими путевками на все виды путешествий по внутрисоюзным и зарубежным маршрутам, в круизы, молодежные центры и лагеря Бюро международного молодежного туризма "Спутник" и дома отдыха ЦК ВЛКСМ. Установлены льготы по оплате таких путевок - до 70% их стоимости, но не свыше 200 руб. Комитеты комсомола могут также совместно с советскими, профсоюзными, хозяйственными органами принимать долевое участие в строительстве внешкольных детских учреждений, спортивных сооружений, туристских лагерей для подростков и молодежи.
Надо также сказать, что ЦК ВЛКСМ недавно утвердил порядок проведения Комитетами комсомола платных культурно-массовых и спортивных мероприятий. Комитеты комсомола теперь могут проводить платные вечера отдыха, дискотеки, лектории с участием артистов кино, театра, эстрады, могут организовывать занятия групп здоровья по месту жительства и в местах отдыха, туристские маршруты выходного дня и другие формы досуга юношей и девушек.
* * *
Последнее время по поводу бывшего Данилова монастыря слышу много кривотолков. Одни говорят, что на наше государство было оказано мощное давление кем-то из-за рубежа и что это и есть истинная причина дара монастыря Русской православной церкви. Другие вообще отказываются верить тому, что строительные работы на территории бывшего Данилова монастыря ведутся для церкви. В чем тут дело?
Л. Смольников, Калининград.
На вопрос отвечает кандидат философских наук М. БЕССОНОВ.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, в мае 1983 г. по просьбе Московского патриархата Советское правительство передало Русской православной церкви комплекс зданий бывшего Данилова монастыря.
Это событие ничего общего не имеет ни с тем, о чем слышали вы, т. Смольников, ни с тем, о чем сейчас пишут и говорят наши зарубежные идеологические противники. Акт передачи комментируется ими следующим образом: во- первых, это "удивительная льгота" или "уступка" церкви со стороны Советского государства, проявление великодушия; "во-вторых, отражение "улучшения отношений между Советским правительством и церковью", в-третьих, попытка коммунистов добиться пропагандистского эффекта, создав "красную рекламу мнимой религиозной свободы".
Между тем Советское правительство в принятии решения о предоставлении православной церкви комплекса зданий Данилова монастыря руководствовалось отнюдь не некими пропагандистскими целями, и это не результат чего-то нового в политике по отношению к религии и церкви или, наконец, выделение Русской православной церкви из всех существующих в СССР религиозных направлений. Нет, конечно.
Акт передачи был основан на конституционных статьях о свободе совести и положениях законодательства о религиозных культах, гарантирующих гражданам право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Государственные органы не вмешиваются во внутренние дела (богослужебные, канонические) церкви, в свою очередь она не вмешивается в дела государства. Однако церкви в СССР предоставляются все необходимые условия для нормального функционирования, удовлетворения религиозных потребностей верующих. Именно с этой целью верующим гражданам страны и религиозным центрам государство уже передало в бесплатное и бессрочное пользование многие тысячи церквей, костелов, мечетей, синагог, молитвенных домов. Ни в одном случае ни о каких пропагандистских жестах, естественно, речи не было. И в случае с Даниловым монастырем тоже. Русская православная церковь обратилась к правительству по поводу передачи монастыря, с тем чтобы образовать церковно-административный центр. В нем должны быть сосредоточены резиденция патриарха, органы, функционирующие при Синоде, а также гостиничный комплекс с конференц-залом для проведения мероприятий религиозного и миротворческого характера. Такой центр сейчас на территории Данилова монастыря и создается.
У читателей вполне может возникнуть вопрос: а что же представляет собой бывший Данилов монастырь, какова его история?
Монастырь был основан в Москве (ныне район Замоскворечья) в 1282 г. князем Даниилом, сыном знаменитого древнерусского полководца Александра Невского. В 1591 г. под стены монастыря подошли орды крымского хана Казы- Гирея. В 1606 г. у Данилова монастыря произошло сражение войск Ивана Болотникова с армией царя Василия Шуйского. Свое бегство отсюда начал второй самозванец Лжедимитрий, который, отступая, поджег древнюю обитель. В конце XVII в. ее сильно укрепляют и обносят кирпичной стеной с семью башнями. Ко второй половине XVIII и первой трети XIX в. относится расцвет монастыря. В нем воздвигается несколько значительных культовых сооружений, в том числе Троицкий собор, сооруженный по проекту архитектора О. И. Бове.
В 1948 г. архитектурный ансамбль Данилова монастыря был принят на государственную охрану. До настоящего времени в нем сохранилось более десятка памятников архитектуры XVI-XIX вв.
* * *
Как известно, базы афганских контрреволюционеров находятся в Пакистане, откуда они совершают набеги на территорию ДРА. Каким образом им до сих пор удается пересекать афгано-пакистанскую границу?
Е. Селиванова, Московская обл.
Ответить на этот вопрос мы попросили кандидата исторических наук В. БАСОВА.
ИЗВЕСТНО, что национально-демократическая революция в Афганистане осуществляется в сложных условиях. Решая острые проблемы преодоления вековой социально-экономической отсталости, афганский народ вынужден одновременно вести тяжелую вооруженную борьбу против внутренней и внешней контрреволюции.
На территории Пакистана открыто действуют штаб- квартиры антиафганских контрреволюционных организаций, функционируют более 100 центров и баз подготовки диверсионных групп, засылаемых в ДРА для дестабилизации обстановки в стране.
Анализируя причины, затрудняющие полное прекращение проникновения контрреволюционных сил из-за рубежа, необходимо учитывать ряд обстоятельств объективного характера.
Первое. Афгано-пакистанская граница имеет большую протяженность (2180 км) и проходит по местности с исключительно сложным рельефом. Южная ее часть пролегает по почти безжизненным пустыням Сеистана и Регистана, а восточная проходит по хребтам Гиндукуша, Хиндураджа и Сулеймановых гор на высоте от 3 до 6 тыс. м над уровнем моря. Здесь, в горах, границу пересекают лишь несколько крупных проходов (наиболее известные из них - Хайберский, Гомальский и Боландский), пригодных для колесного транспорта. Что касается десятков караванных путей и троп, то абсолютное большинство их можно преодолеть лишь на вьючных животных, а то и просто пешком. Причем сделать это можно только в теплое время года, когда сходит снежный покров. К этому следует добавить, что наземное и воздушное сообщение между центром и приграничными районами пока слабо развито и практически отсутствует внутри последних.
Это обстоятельство затрудняет снабжение войск топливом, продовольствием, оружием, боеприпасами. По этой же причине, а также из-за отсутствия каких-либо естественных преград, таких, как реки или каньоны, там невозможно создать сплошной оборонительный рубеж, который бы "наглухо" закрыл границу.
Гарнизоны регулярной афганской народной армии размещены в основном в непосредственной близости от наиболее важных горных проходов, чтобы предотвратить прорыв крупных сил противника. Более труднодоступные участки границы прикрывают пограничные войска и отряды милиции, сформированные из добровольцев местных племен.
Второе. Существующая ныне пограничная линия между Афганистаном и Пакистаном фактически не имеет статуса границы, поскольку официально не признается правительством ДРА.
Истоки давнего афгано-пакистанского спора о статусе границы уходят в колониальное прошлое, когда в 1893 г. Англия навязала афганским эмирам несправедливый раздел территории, населенной пуштунскими племенами, так называемой "линией Дюранда" (названа по фамилии представителя британской короны в Индии М. Дюранда). Чисто формальное решение Англией такого сложного вопроса вызвало законное сопротивление местных племен и породило международные разногласия. Поэтому "линия Дюранда" на многих горных участках так и не была демаркирована. Контрольно-пропускные и таможенные посты действовали только в двух местах, где границу пересекают автомобильные магистрали, пограничные заставы отсутствовали, дозорной службы не существовало.
Ныне против пересекающих границу сил контрреволюции афганские пограничники применяют засады на караванных путях, рейды ударных групп в места обнаружения банд, складов оружия, боеприпасов и контрабанды. Кроме того, пограничники патрулируют основные дороги, ведущие в Афганистан от границы. Однако результативность их операций против банд душманов пока невысока. Пограничные войска ДРА были сформированы лишь в начале 80-х гг., и пограничники не имеют еще достаточного опыта борьбы с нарушителями границы.
Третье. Установлению эффективного контроля на восточной границе препятствует также демографическая ситуация в этом районе. Дело в том, что проживающие по обеим сторонам границы пуштунские племена (более чем по 3 млн. человек в ДРА и Пакистане) поддерживают между собой постоянные экономические, бытовые и культурные связи. Они издревле, порой тысячами за сезон, пересекают не признаваемую ими границу в поисках пастбищ, рынков сбыта товаров или просто работы. Согласно традициям, пуштуны постоянно имеют при себе оружие и, как правило, не имеют удостоверений личности и какого-либо (афганского или пакистанского) гражданства.
Этим обстоятельством и пользуются контрреволюционеры. Они проникают в ДРА под видом торговцев, кочевников и местных жителей.
Четвертое. Выявить и ликвидировать отряды контрреволюционеров трудно еще и потому, что они переходят границу, как правило, мелкими группами, рассредоточиваясь на сотне троп. Таким же образом они проводят на территорию ДРА караваны с оружием. А силы контрреволюционеры накапливают в труднодоступных горных районах. При этом они используют не только природные условия и демографическую ситуацию, но и межплеменные противоречия и сепаратистские настроения реакционных ханов. Кроме того, они применяют против мирных жителей тактику индивидуального и массового террора, парализуют их волю к сопротивлению исламской пропагандой, спекулируют на их неграмотности и забитости.
И все-таки отпор контрреволюционерам в Афганистане нарастает день ото дня. В борьбу с ними активно включаются простые крестьяне и ремесленники, патриотически настроенные религиозные и деловые круги, а также приграничные племена по обеим сторонам от "линии Дюранда".
Учитывая сохраняющуюся угрозу безопасности ДРА со стороны Пакистана, в марте 1985 г. ЦК НДПА принял решение о более плотном военном прикрытии афгано-пакистанской границы. За истекший период для этого сделано немало. Партия расширила основы революционной власти, усилила внимание к оборонительным мероприятиям, укрепила отношения доверия и сотрудничества с приграничными пуштунскими племенами.
Выступая 18 мая с. г. перед воинами учебного центра пограничных войск в Кабуле, Генеральный секретарь ЦК НДПА Наджиб подчеркнул, что для полного закрытия государственных границ ДРА необходимо добиться более тесной координации действий всех военных формирований республики с населением приграничных районов. Нельзя сбрасывать со счетов и определенные перспективы на пути нормализации двусторонних отношений, которые открываются в случае успешного завершения афгано-пакистанских переговоров.