Примерное время чтения: 11 минут
59

[Есть ответы] Ваши вопросы от 30.07.1984

Мне приходилось читать, что рабочие промышленных предприятий своими силами ремонтируют железнодорожные вагоны и контейнеры. Чего мы достигаем, загружая предприятия несвойственными им функциями, если у Министерства путей сообщения есть сеть специализированных предприятий, занимающихся ремонтом подвижного состава?

В. Ермаков, Горький

С ВАМИ НЕЛЬЗЯ не согласиться, ремонт вагонов - это прежде всего дело самих железнодорожников. И они выполняют огромный объем ремонтных работ. На железных дорогах страны установлен жесткий контроль за техническим состоянием подвижного состава: ежегодно каждый вагон обязательно должен пройти плановый деповский ремонт, большое количество их регулярно проходит также капитальный и текущий ремонты.

Однако немало повреждений подвижного состава и контейнеров допускается при погрузочно-разгрузочных операциях, маневровых работах непосредственно на предприятиях. Так, только в 1982 г. во время таких операций было повреждено более 80 тыс. вагонов.

До недавнего времени от неисправного вагона, который попадал на предприятие, тут же отказывались, хотя вагонов для отгрузки готовой продукции порой не хватало. А вагон, имеющий иногда совсем незначительные повреждения, отправлялся в длительное путешествие и по без того загруженным участкам узла. Все это, конечно, отражалось на работе железнодорожного транспорта в целом.

Понимая всю сложность и необходимость решения вопроса быстрейшего ремонта подвижного состава, коллективы передовых предприятий Москвы выступили с инициативой осуществлять его текущий ремонт своими силами.

Ценную инициативу москвичей поддержали около 7 тыс. заводов, строительных и других организаций, имеющих подъездные пути. Результаты не замедлили сказаться. Только в 1983 г. ими было отремонтировано более 170 тыс. контейнеров и более полумиллиона вагонов.

Преимущество ремонта вагонов на предприятиях промышленности состоит и в устранении излишних дополнительных пробегов к пунктам ремонта.

В целом по стране только за счет этого фактора представляется возможным ежесуточно высвобождать для дополнительной погрузки более 2,2 тыс. вагонов, что позволяет перевезти в них до 7 - 9 млн. народнохозяйственных грузов в год.

Безусловно, ремонт, организованный на предприятиях промышленности, немало дает народному хозяйству, но основные задачи здесь должны решать железнодорожники. Вот почему после ноябрьского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, на котором работа отрасли была подвергнута серьезной критике, железнодорожники приняли решение резко увеличить объем ремонтных работ в вагонных депо Министерства путей сообщения. И достигнуто это будет прежде всего за счет приведения в действие всех резервов производства - реконструкции предприятий, улучшения организации труда, ввода в действие поточных линий, механизации трудоемких процессов, внедрения бригадного подряда.

За первое полугодие 1984 г. текущий ремонт вагонов и контейнеров по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличился на 8,5 процента. Все это будет способствовать улучшению технического состояния подвижного состава, а значит, и более эффективному его использованию на стальных магистралях страны.

***

На каком основании Вашингтон отказывается признавать решения Международного суда в Гааге, осудившего США за минирование портов Никарагуа?

С. Шульгин, Челябинская обл.

ПРЕЖДЕ всего несколько слов о статусе Международного суда. Международный суд - главный судебный орган ООН - создан в 1945 году. В его состав входят 15 судей, избираемых на 9 лет Генассамблеей и Советом Безопасности ООН. В настоящее время в работе Международного суда, заседающего в Гааге (Нидерланды), принимают участие два представителя - от СССР и Польши. Шесть членов суда - из капиталистических держав и семь - из развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Главная задача Международного суда - разрешение споров между государствами на основе международного права и только с согласия всех спорящих сторон. Решения Международного суда окончательны, обжалованию не подлежат и являются обязательными для государств, давших согласие на рассмотрение их дел.

Исходя из этих уставных требований, суд имел все основания рассматривать иск Никарагуа против США, которые проводят политику диверсий и агрессии в отношении этой страны. Последним поводом, послужившим причиной обращения Никарагуа в Международный суд, стали террористические акции ЦРУ США по минированию никарагуанских портов, в результате которых подорвалось более 10 иностранных судов, в том числе и советский танкер "Луганск".

В свое время и Никарагуа, и США сделали заявления о признании обязательной для себя юрисдикции Международного суда в Гааге. На практике это означает, что спор между ними может рассматриваться этим международным органом в случае получения жалобы только от одной из сторон и другая - не должна возражать. Однако США попытались сорвать рассмотрение дела и избежать осуждения мировой общественностью. Государственный департамент сделал заявление, в котором указывалось, что с 6 апреля 1984 г. решения Международного суда не будут действовать в отношении США в течение ближайших двух лет, если в них идет речь о спорах с любым государством Центральной Америки. Согласно Уставу Международного суда, поправка, внесенная США, могла вступить в силу только через полгода. А в заявлении госдепартамента указывался намного более ранний срок. Таким образом, США нарушили свои обязательства и перед Международным судом.

10 мая 1984 г. Международный суд в Гааге единогласно внес решение о том, что США должны немедленно прекратить минирование никарагуанских портов и воздержаться впредь от действий такого рода. Суд постановил также, что "должно полностью соблюдаться право Республики Никарагуа... на суверенитет и политическую независимость и это право не должно никоим образом ставиться под угрозу с помощью любых военных и полувоенных действий, которые запрещены принципами международного права".

Таким образом, международное сообщество в лице высшей юридической инстанции ООН признало администрацию США виновной в проведении политики государственного терроризма в отношении Никарагуа и осудило ее противоправные действия.

Подобными действиями США стремятся дестабилизировать законное правительство Никарагуа, заставить его отказаться от революционных преобразований в интересах широких народных масс.

***

Известно, что мы строим много жилья. Однако квартиры в наших домах различаются по обеспеченности удобствами. Как уменьшается доля тех квартир, которые не оборудованы на современном уровне?

Г. Якушев, Новосибирск

ЗА ПЕРИОД 1970 - 1983 гг. 313 городов нашей страны были обеспечены водопроводом. Сейчас число таких городов достигло 2100.

Канализация за это же время введена в строй в 467 городах, теперь она функционирует в 1750 городах. Среди городского обобществленного жилого фонда 91 проц. жилой площади имеет сегодня водопровод, 88 проц. - канализацию, 66 проц. - снабжается горячей водой, 81 проц. - оборудовано ваннами.

Центральное отопление подведено в 88 проц., а газ - в 79 проц. жилой площади в городах. Число газифицированных квартир составило в конце 1983 г. 60,6 млн., по сравнению с 1970 г. оно выросло в 2,6 раза. Заметим, что в 1960 г. в СССР было всего 3,3 млн. газифицированных квартир.

Около 80 проц. городского населения СССР живет сейчас в отдельных квартирах.

При этом надо особо подчеркнуть, что квартирная плата в СССР остается неизменной с 1928 г. и составляет, включая коммунальные услуги, в среднем 3 проц. от доходов в семьях рабочих и служащих. В капиталистических странах она значительно выше.

***

Вот уже почти пять месяцев бастуют английские шахтеры. Как они живут, не получая зарплаты? И как они столько времени противостоят репрессивному нажиму властей?

А. Кулик, Ивано-Франковск

На вопрос отвечает журналист Г. АРИЕВИЧ.

БУРЖУАЗНЫЕ пропагандисты, отвечая на эти вопросы, идут так далеко, что утверждают, будто это и есть проявление подлинной демократии.

Давайте попробуем разобраться вместе.

ПЕРВОЕ. Право на стачку- это действительно одно из основных демократических завоеваний трудящихся капиталистического мира, которое они отстояли в трудной и долгой борьбе за свои социально-экономические права и жизненные интересы.

Забастовка - единственное эффективное оружие рабочего класса в противостоянии нажиму государственно-монополистического капитала, "голубая мечта" которого - лишить людей труда всех этих завоеваний, в том числе и выбить из их рук оружие стачки.

Отсюда - развернувшееся в последние годы в цитаделях империализма ожесточенное, массированное наступление на профсоюзы, попытки сломать хребет рабочему движению или хотя бы разобщить его, подорвать ставшие традиционными профсоюзные права и свободы. Примеров тому - множество. Вспомните хотя бы бесцеремонный разгон Р. Рейганом американского профсоюза авиадиспетчеров и арест его лидеров. Вспомните недавний скандал, когда правительство М. Тэтчер категорически запретило служащим коммуникационного центра в Челтнеме состоять в профсоюзе.

Британские тори за годы своего правления вообще подготовили и протащили через парламент целую серию различных законов и постановлений, ограничивающих влияние тред-юнионов, урезающих их возможности защищать права своих членов, в том числе объявлять забастовку.

И потому стачка английских горняков, их решимость продолжать борьбу до победы, поддержка, которую они получают от других отрядов британского рабочего класса, - это не только протест против планируемого закрытия 20 шахт и увольнения 20 тыс. рабочих, но и мощный ответ трудящихся на беспрецедентное наступление на профсоюзное движение.

ВТОРОЕ. Модернизация производства в странах капитала зачастую подменяется потогонной интенсификацией труда, а под предлогом "нерентабельности" свертываются целые отрасли хозяйства. И британская угольная промышленность - тому свидетельство. Легче закрыть шахты и выбросить десятки тысяч рабочих на улицу (а заодно и сломить один из наиболее боевитых тред-юнионов страны), чем сделать что-то для повышения ее рентабельности.

Так что забастовка - неизменное следствие капиталистических условий, необходимое средство самозащиты трудящихся от произвола капитала.

И когда они, как в случае со стачкой английских горняков, приобретают затяжной характер и, следовательно, грозят большими издержками, то виноват в том не "эгоизм" рабочих, как утверждает буржуазная пропаганда, а стремление властей "проучить" их. Во что бы то ни стало. Как заявила в парламенте М. Тэтчер, удовлетворение требований шахтеров "было бы равносильно капитуляции перед толпой", что якобы нанесет ущерб "свободе и демократии".

А ведь только развертывание внушительных полицейских сил, бросаемых против рабочих, обходилось казне в 20 млн. фунтов стерлингов еженедельно...

ТРЕТЬЕ. В стремлении защитить свою "демократию" - свободу для монополий беззастенчиво грабить людей труда - власть имущие прибегают ко все более крутым мерам.

Много раз мы видели кинокадры разгона английской полицией рабочих пикетов, лихих кавалерийских атак на ряды шахтеров. Два горняка были убиты во время таких атак, около 4 тыс. арестовано. Лидер профсоюза горняков Скаргилл был отправлен в больницу с пробитой полицейской дубинкой головой. Число раненых перевалило за 600.

Если бы тори могли и смели, они не только силой вернули бы шахтеров в забои, но и приковали бы их цепями к рабочим местам. Но нет, не могут. Тем не менее пытались сорвать стачку с помощью штрейкбрехеров - ведь в Англии более 3 млн. отчаявшихся, готовых на любую работу людей. Но все равно не удалось - пикеты рабочих не пропустили штрейкбрехеров. Тогда были запрещены пикеты. Пикетчикам грозит судебное преследование. Суды вынесли уже около 5 тыс. приговоров участникам стачки...

ЧЕТВЕРТОЕ. Буржуазные пропагандисты хотели бы внушить мысль, что, мол, раз так долго бастуют, значит, есть на что жить... Мы уже рассказывали, как трудно приходится шахтерским семьям, о появлении благотворительных суповых кухонь в шахтерских поселках и очередях к ним голодных детей (см. "АиФ". 1984, N 24).

Конечно, у каждого профсоюзного объединения есть забастовочный фонд. Но главное - помощь и поддержка других тред-юнионов. Они выражаются не только в том, что, скажем, транспортники отказываются перевозить уголь, докеры - грузить бельгийский уголь на английские паромы, а автомобилестроители "Бритиш лейланд" объявляют забастовку солидарности, но и в том, что на каждом митинге идет сбор средств для бастующих. В школах Южного Уэльса детям горняков предоставляются бесплатные завтраки. Среди наиболее нуждающихся семей распределяются продуктовые пакеты.

Рабочая солидарность не замыкается рамками Британских островов. Многие профсоюзы других стран проводят кампанию поддержки английских шахтеров. Так, в Австралии - на угольных шахтах Нового Южного Уэльса, на стройках Сиднея, среди экипажей австралийских судов - идет сбор средств в забастовочный фонд. Совместными действиями профсоюза горняков и шахтерской федерации наложен запрет на экспорт в Англию австралийского угля, что срывает расчеты правящих кругов Британии использовать импортное топливо для срыва забастовки.

Вот откуда горняки черпают решимость, вот что дает им силы выстоять.

Ответы подготовили: А. ДАВИДЬЯНЦ, В. ОРЛОВ, Е. НАДЕЖДИНА.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно