Еще совсем недавно казалось, что наше общество прочно застраховано от такого страшного зла, как наркомания, что "белая смерть" - это удел стран Запада. Но в последнее время, когда мы в полный голос заговорили о своих недостатках, наболевших проблемах, когда борьба за здоровый образ жизни стала активизироваться, в печати появились статьи о наркомании и наркоманах.
Отчего возникли у нас эти негативные явления, в чем корни зла, как с ними бороться - об этом беседа нашего корреспондента В. Романенко с начальником Управления наркологии Министерства здравоохранения СССР В. Ф. ЕГОРОВЫМ.
КОРР. Большой общественный резонанс вызвал недавно опубликованный роман Ч. Айтматова "Плаха", в котором подмята проблема наркомании в нашей стране и поставлен важный вопрос об ответственности общества за судьбу наркоманов. Почему об этой проблеме заговорили в полный голос именно сейчас? Действительно ли она для нас нова?
ЕГОРОВ. Следует сразу сказать, что больные наркоманией существовали в нашей стране всегда, есть они и сегодня. Да, в настоящее время о наркомании больше стали говорить, появилось много публикаций, но это еще не свидетельствует о том, что у нас произошел значительный рост наркоманов, что проблема стала представлять необычайно серьезную опасность для общества.
Наше государство, учитывая колоссальный рост наркомании на Западе и в ряде развивающихся стран, открыто обсуждает проблему и вырабатывает меры, которые не допустили бы значительного распространения этого зла.
КОРР. В СССР вся система социальных мероприятий направлена на сохранение здоровья советских людей, общество борется за каждого, пусть даже оступившегося человека. Чем же тогда обусловлено появление этой проблемы и какие причины способствуют росту числа наркоманов?
ЕГОРОВ. Их несколько. Прежде всего это укоренившиеся веками традиции в некоторых регионах нашей страны, преимущественно в республиках Средней Азии, использовать в жизненном обиходе различные вещества, приготовленные из наркотикосодержащих растительных компонентов. Именно этим обусловлен факт большего распространения наркомании в местах произрастания индийской конопли и мака. Естественно, трудно искоренить традиции, насаждавшиеся веками, за короткий промежуток времени.
Вторая причина - это возросшие контакты с западными странами и увеличившийся поток целенаправленной информации, которая различными путями обрушивается на нашу страну.
Хочу отметить, что наркомания - болезнь социальная и слагается из двух факторов.
Во-первых, из образа мышления, взглядов на жизнь и ряда других социально-психологических моментов, приведших к потреблению наркотиков. Ведь если взять, например, сто подростков и поместить их в одинаковые условия, с одинаковым количеством условно положительных и отрицательных эмоций, то изберут путь потребления наркотических веществ единицы, менее процента. Это, кстати, характерно и для развития алкоголизма, когда незначительная доля населения избирает в качестве своего жизненного стереотипа потребление алкоголя.
Второе - это формирование психической и физической зависимости от наркотического вещества, которое при повторном применении входит в круг обменных процессов организма и становится необходимым для его жизнедеятельности. Прекращение приема наркотика вызывает самые разнообразные тяжелые последствия, проявляющиеся в целом ряде соматических, вегетативных и других нарушений функций организма.
По мнению социологов, сегодня главной причиной потребления наркотических веществ является социальная незрелость. Именно нравственный инфантилизм привел три четверти опрошенных к наркомании.
Кроме того, многие из начинающих наркоманов не знают о страшных последствиях, о том, что наркотики могут вызывать предраковые процессы в легких, атрофию мозга, эпилепсию, психозы, деградацию личности, импотенцию, способствуют разрушению крови.
КОРР. Мы знаем, насколько давно и серьезно стоит проблема наркомании на Западе. Не грозит ли это и нашему обществу!
ЕГОРОВ. Уверен, что нет. Проблема наркомании на Западе существует уже десятки лет, охватила широкие круги населения. Это мы видим по сообщениям нашей и западной прессы, где рассказывается о потреблении большого количества наркотиков, например, в рядах военнослужащих, в среде работников государственного аппарата. Ставится эта проблема и в западных фильмах. Вспомните недавно прошедший по телевидению итальянский фильм "Спрут".
Даже президент Рейган, объявив крестовый поход против наркомании в США, предложил начать его с того, чтобы у всех служащих были взяты анализы на содержание в крови наркотических веществ.
Сопоставление масштабов наркомании на Западе и в нашей стране различается в сотни раз. Но это, конечно, не дает оснований для самоуспокоенности и обязывает нас всех проводить активную профилактическую работу по разъяснению всех социальных и медицинских последствий, которые несет с собой наркомания.
КОРР. Владимир Федорович, существует ли положительный опыт лечения наркоманов в западной медицине?
ЕГОРОВ. На сегодняшний день как в нашей стране, так и за рубежом существует достаточно эффективных медикаментозных средств, чтобы очистить организм от наркотика и снять болезненные явления, связанные с прекращением его приема, так называемую абстиненцию.
Но дальше встает другой вопрос - об образе мышления и системе культурных ценностей, которые в свое время привели этого человека на путь потребления наркотических веществ. В медицине не существует лекарств, способных в корне изменить характер, взгляды на жизнь и мышление человека, так как это уже выходит за круг чисто медицинских проблем, и врачи могут рассчитывать на серьезные результаты исключительно в том случае, если будут работать в тесном контакте с психологами, социологами, окружением больного.
КОРР. Наркомания как острозаразное заболевание развивается стремительно. Уже через несколько недель появляется психическое влечение, переходящее в потребность. Вот как описывает один из ребят притон наркоманов: "Зрелище было страшное. Ребята лежали на полу. Никто ни на кого не обращал внимания. Двое самых опытных каждые пять минут делали себе уколы: они хватали иглу и дрожащими руками, плача от боли, пытались попасть себе в вену, руки в крови, в гное... Шприц никто не мыл, там в углу была лужа, в ней и споласкивали... Один парень - ему, видно, было совсем плохо - все плакал, но никто на него не обращал внимания. Он упал. Я его дотащил до кровати, но он стал вырываться и что-то кричать. Потом замер..." Чем это объясняется? Каковы социальные и медицинские последствия наркомании?
ЕГОРОВ. Это зависит от вида наркотического вещества. Существуют и такие (они категорически запрещены к применению в Советском Союзе, даже в лабораторных условиях), при которых болезненная зависимость может развиться после единичных случаев потребления.
Большую роль в скорости развития наркомании как заболевания играет и целый ряд индивидуальных особенностей организма, например возраст. Безусловно, детский и подростковый организм в большей степени страдает от наркомании.
Наркотическое вещество обладает нервно-токсическим действием, вызывая наркотическое опьянение. Оно более глубоко вторгается в обменные процессы и более быстро закрепляется там по сравнению с другими веществами, в том числе и алкоголем. Именно поэтому столь болезненно выведение наркотика из организма больного. Если против алкоголя есть, хоть и незначительный, иммунитет, то против наркотиков нет.
Чем страшна наркомания? Во-первых, если больной не будет лечиться и в последующем не изменит свой образ жизни, то его организм очень быстро начнет разрушаться, наступит так называемая кахексия (истощение), распад личности, деградация, что в конечном итоге приводит к смерти. Медицине известны случаи, когда человек полностью "сгорал" за год.
Во-вторых, наркоман не является полноценным членом общества, поскольку все его мысли и дела направлены на добычу наркотического вещества. А это прямой путь к преступлению, так как в нашей стране применение, изготовление и сбыт наркотиков в немедицинских целях запрещены в законодательном порядке. Вот почему наше государство не может спокойно относиться даже к появлению единичных случаев наркомании.
В-третьих, социальная особенность больного наркоманией такова, что он стремится вовлечь в потребление наркотиков и свое ближайшее окружение, т. е. представляет особую опасность не только для себя, но и для общества.
КОРР. Какие меры по улучшению профилактической работы с лицами, склонными и употреблению наркотиков, устранению условий, порождающих это уродливое явление, предусмотрены? Ведь, как известно, любую болезнь, в том числе и наркоманию, легче предупредить, чем лечить.
ЕГОРОВ. Конечно, наиболее эффективная мера - воспитание подрастающего поколения в духе социалистического образа жизни, формирование у него активной жизненной позиции.
С другой стороны - разъяснение того ужаса, тех страшных последствий, к которым ведет наркомания. Тщательный анализ показал, что многие из подростков, начав потребление наркотиков, и не предполагали, к каким катастрофическим последствиям это приведет.
Работа уже начата, что видно и по последним публикациям в печати. Министерство здравоохранения СССР в этом плане работает в самом тесном контакте с Министерством просвещения СССР, с Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию. Разработан целый ряд методических документов, проводится инструктаж и соответствующее обучение преподавателей общеобразовательных школ, мастеров профессионально- технического обучения, врачей-наркологов и т. д. В конечном итоге все эти меры направлены на усиление борьбы за здоровый образ жизни советского человека.
В частности, в Минздраве СССР создано Управление по наркологии, основная задача которого - разработка и внедрение в практику организационных, лечебно- профилактических и научных мер борьбы с алкоголизмом, пьянством, наркоманией и курением, обеспечение эффективной работы всех подведомственных служб здравоохранения на местах.
КОРР. В некоторых регионах страны, например в Каракалпакской АССР, Таджикской ССР, за последние годы возросло количество зарегистрированных наркоманов, но наркологические службы не полностью укомплектованы специалистами, плохо организовано лечение. Какие мероприятия по линии Министерства здравоохранения СССР предусмотрены для исправления положения?
ЕГОРОВ. Действительно, приходится констатировать, что наркологические диспансеры, та основная структура наркологической службы, которая призвана обеспечивать необходимую помощь больным алкоголизмом и наркоманией, далеко не всегда и не везде укомплектованы квалифицированными врачебными кадрами. Для исправления положения с 1985 г. для выпускников медицинских институтов введена ординатура по наркологии. В текущей пятилетке несколько тысяч врачей-наркологов из молодых выпускников вольются в систему наркологической службы страны. Предусмотрено повышение квалификации 4 тыс. уже работающих врачей, с тем чтобы довести к концу пятилетки ежегодную возможность обучения или повышения квалификации до 1 тыс. врачей или более, если в этом возникнет необходимость.
Усилен контроль Министерств здравоохранения СССР за состоянием наркологической службы на местах. Расширяется сеть наркологических учреждений.
Но здесь встает другая проблема. Если при алкоголизме порой человек доходит до такого состояния, когда уже сам стремится за медицинской помощью, то при наркомании мы видим это значительно реже.
В некоторых из поступающих в Минздрав СССР письмах утверждается, что у нас, в отличие от стран Запада, не хватает эффективных средств для лечения наркомании. Это по меньшей мере безосновательные разговоры. Лекарственная база для лечения таких больных у нас достаточная. Кроме того, научно-исследовательские институты внимательно следят за публикациями зарубежных ученых в этой области, специалисты принимают активное участие в международных симпозиумах, посвященных борьбе с наркоманией.
КОРР. Скажите откровенно, излечима ли наркомания?
ЕГОРОВ. Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Наркотик - яд, который с колоссальной скоростью разрушает организм, и многие поражения, к сожалению, могут быть необратимы. Поэтому вопрос о возможности восстановления здоровья зависит прежде всего от сроков начатого лечения и индивидуальных особенностей организма. Как и при любом другом заболевании: чем раньше начато лечение, тем больше шансов восстановить нарушение функции.
Но ни в коем случае не нужно делать вывод, что если процесс запущен, то лечить бесполезно. Лечат всех. В силах медицины снять абстиненцию и тягу к наркотику. Мы можем прямо сказать - это излечимо. Но здесь встает другой вопрос, связанный с последующим образом жизни человека. К сожалению, среди прошедших курс лечения еще часты рецидивы наркомании. А повторный прием наркотических веществ, когда организм ослаблен, значительно быстрее вызывает болезненное пристрастие.
КОРР. В нашей печати сообщалось, что около 20% наркотиков попадает на "черный рынок" из лечебной сети (аптеки, больницы и т. д.). Какие меры разработаны для пресечения утечки наркотиков?
ЕГОРОВ. Это не совсем верно. Когда говорят о 20%, то подразумевают не средства, похищенные из лечебных учреждений, а процент лекарственных средств, послуживших причиной развития наркомании. Но они находятся "не только в системе органов здравоохранения. Существуют, например, предприятия медицинской промышленности, которые их производят, транспорт, перевозящий сырье и готовые формы. По нашим данным, доля лекарственных средств, похищаемых из лечебных учреждений и становящихся источником развития наркомании как заболевания - лишь 3-4%. Но и эти цифры вызывают беспокойство. Принимаются меры, направленные на ужесточение сохранности наркотических средств в аптечных учреждениях, каждый год мы сокращаем количество аптек и больниц, которым дано право хранить и отпускать их.
Второе - это путь постоянного контроля за медицинскими учреждениями, медработниками, которые по роду своей деятельности имеют доступ к наркотическим веществам, совершенствование системы прописывания лекарственных средств. Но все-таки существуют моменты, способствующие хищению. В связи с этим Минздрав СССР неоднократно ставил вопрос перед Министерством медицинской и микробиологической промышленности СССР о том, чтобы внести ряд изменений в упаковки и ампулы, в которых выпускаются наркотические вещества, изменить характер таблетированных форм, и ряд других. Но до настоящего времени каких-либо эффективных шагов в этом направлении не сделано.
КОРР. Некоторые каши читатели ставят такой вопрос: не связан ли рост числа наркоманов с мероприятиями по борьбе с алкоголизмом?
ЕГОРОВ. На сегодняшний день у нас нет оснований для такого вывода.
КОРР. Всеобщая диспансеризация населения, которая, безусловно, является преимуществом социалистического строя, могла бы быть использована для ранней диагностики наркомании. Что предпринимается в этом направлении?
ЕГОРОВ. Вопрос совершенно обоснован. И действия в этом направлении уже предпринимаются. Разрабатываются методические рекомендации, вводятся курсы наркологии в программу обучения врачей широкого профиля. Если врач общей лечебной сети не ставит перед собой задачу поставить диагноз наркомании, то он может выявить подозрительных в этом отношении лиц и своевременно проинформировать специалиста-нарколога. Но здесь опять же необходим тесный контакт со школами, училищами, институтами, различными учреждениями и общественными организациями, МВД. Такая работа ведется.
Наркологические учреждения ставят на учет не только больных наркоманией, но и лиц, замеченных в употреблении наркотических веществ, даже в тех случаях, если это не перешло в развитие наркомании как заболевания.
КОРР. Считаете ли вы необходимым широкое обсуждение в печати данной проблемы, учитывая тот фант, что 80% подростков приобщаются к наркотикам из любопытства и лишний акцент их внимания на "том, как считают некоторые, только ухудшит положение. Ваше личное мнение?
ЕГОРОВ. Безусловно, говорить об этом нужно, но с предельной осторожностью и на высоком профессиональном уровне. Необходимо активно разъяснять всю пагубность потребления наркотических веществ, все те тяжелейшие последствия, неблагоприятные социальные аспекты, к которым ведет наркомания, но в то же время делать это нужно умно, осторожно, чтобы не возбуждать у части социально незрелой молодежи нездорового любопытства.