Примерное время чтения: 6 минут
137

НА ВОЛНЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ. Что написано на майке

ОДНАЖДЫ мне пришлось смотреть передачу, подготовленную американским телевидением, в которой речь шла о досуге нашей молодежи. Надо отдать должное американскому оператору: он оказался мастером своего дела и, снимая один из московских дворцов культуры, нашел такие ракурсы, так подобрал освещение, что Дворец культуры больше напоминал бомбоубежище - темный, мрачный, выдержанный в сине-фиолетовых и черных тонах. И в этом вот бомбоубежище отплясывали наши молодые люди, и среди них юная блондинка в джинсах, на которых был изображен американский флаг. Оператор-американец показал этот флаг крупным планом и сказал буквально следующее: вот видите, как советская молодежь усваивает ценности американского образа жизни и увлекается тем же, чем и наша, американская молодежь.

Из этой истории сами собой напрашиваются два вывода. Первый: американский пропагандист, пользуясь случаем, попытался создать видимость того, будто вся наша молодежь идет на поводу у западных специалистов по символике и атрибутике и вовсю усваивает "западные ценности". И второй вывод: хотя некоторые наши молодые люди, обладатели "фирменных" джинсов, футболок, курток с наклейками и символами, считают, что носить их - занятие безобидное, западные пропагандисты другого мнения. Для них фирменное клеймо, эмблема, надпись на майке не просто украшение; для них это - политика, это - пропаганда.

СИМВОЛИКА И ПОЛИТИКА

В центре Вашингтона есть исторический музей, в котором хранятся реликвии, связанные с созданием американского государства. Среди свято хранимых здесь эмблем и символов- первая в истории эмблема расизма - ку-клукс- клановские "три К"; мундир американского солдата-рейнджера, на котором изображен троянский конь, символизирующий тайные пружины американской политики (а такой "тайной пружиной" являются разведывательные службы, в значительной мере определяющие политику правящих кругов США).

Находятся в этом музее и многие другие символы, перечислять которые мы здесь не будем. Но, думается, уже сам тот факт, что подобный музей существует, что в нем как реликвии сохраняются всякого рода эмблемы, как нельзя лучше показывает, что в Соединенных Штатах атрибутике и эмблематике придается достаточно большое значение.

Кстати сказать, вся американская геральдика и атрибутика прошлого и начала нынешнего века в свое время очень подробно изучалась гитлеровским руководством, и некоторые американские эмблемы были взяты гитлеровцами на вооружение и в несколько преображенном виде вошли в систему знаков отличия военщины третьего рейха Потом, после войны, эмблемы эти перекочевали в обратном направлении - в США.

Сегодня в Америке майки с такими эмблемами продаются на каждом шагу. Скажем, в районе Джорджтаунского университета, где обитает привилегированная часть американского студенчества, можно наблюдать, как с лотка продаются майки с самыми разными надписями: "Я - стопроцентный американец", "Убивай цветных и коммунистов", "Бизнес - превыше всего", "Моя жизнь - секс", "Индивидуализм - мое кредо", "Мое кредо - убивать", "Надейся только на себя и на господа бога". Среди них попадаются и такие, на которых красуется фашистская свастика.

Кстати сказать, свастика считается символом не только нацизма, но и расизма тоже. Сам по себе этот символ известен очень давно: он упоминается еще в античных сюжетах и в древнеиндийских памятниках культуры, в которых он трактуется как символ богини Майи и божественной чистоты. Германские нацисты интерпретировали свастику по- своему - как символ "чистоты" арийской расы и ее превосходства над всеми остальными, "неполноценными" расами.

Все эти майки и рубашки с надписями, которые продаются в больших и малых американских городах буквально на каждом углу, по сути, отражают сегодняшнюю политику американской администрации, взятый ею антисоветский, милитаристский курс (недаром надписи на майках гласят: "Убивай цветных и коммунистов", "Лучше быть мертвым, чем красным"). И конечно, символы типа "Мое кредо - индивидуализм".

"Бизнес - превыше всего" и им подобные рекламируют американский образ жизни и ценности.

Этот, с позволения сказать, воспитательный процесс идет непрерывно, от дня рождения и до последнего дня американца. Приведу в этой связи такой пример. Как-то по одной из программ американского телевидения транслировался мультфильм "Красная шапочка". Серый волк в этом мультфильме, очень напоминавший нашего волка из серии "Ну, погоди!", носил кубанку, на которой были изображены серп и молот. Пример этот очень наглядный: он демонстрирует, как для маленького американца создается символ, как в его сознании представление об опасности, о злом волке, связывается с представлением о нашей стране. После этого уже трудно утверждать, что связи между символикой и политикой не существует.

ЧЕГО ДОБИВАЮТСЯ "СОВЕТОЛОГИ"

Конечно, такая связь существует; но, к сожалению, о ней забывают подчас некоторые наши молодые люди, обладатели "фирменных" вещей.

Ведь, что греха таить, летом, особенно на курортах, не так редко приходится видеть молодых людей в майках с надписями вроде тех, о которых шла речь, или же в майках, рекламирующих "Мальборо", "Честерфилд" или какую-либо западную фирму, которую совершенно непонятно по каким причинам наш юноша должен рекламировать.

Приходилось мне видеть также и молодых людей, щеголяющих в одеяниях с эмблемой пацифистов - ракетой, заключенной в круг, - хотя подавляющее большинство из них наверняка не имеет понятия о том, что эта эмблема символизирует самые разнообразные и разношерстные движения на Западе, в том числе и те, которые выступают под лозунгами якобы равной ответственности Советского Союза и США за гонку вооружений, за обострение международной напряженности.

Здесь надо бы оговориться: во многом пристрастие нашей молодежи к "фирменным" вещам с символикой объясняется тем, что отечественная легкая промышленность пока что не в состоянии удовлетворить спрос молодых на изделия с символикой: нам нечего пока что противопоставить западной "фирме". Видимо, когда такое положение дел изменится, проблема западной символики не будет стоять так остро.

А пока что кое-кто на Западе, пользуясь этим, нашими трудностями, старается одеть нашу молодежь в "фирменные" изделия с наклейками и символами (их завозят контрабандой, присылают в посылках, сбывают за границей - со скидкой - некоторым нашим доверчивым туристам). И конечно, делается это все не просто так, а с дальним прицелом, чтобы привить нашим молодым людям терпимое, а затем и благожелательное отношение к символам, эмблемам, знакам, олицетворяющим чуждые социализму идеи и понятия, и тем самым приблизить их к этим понятиям, дискредитировать в их глазах наши, социалистические эмблемы и символы, наши ценности и идеалы.

В. ЗАИР БЕК, кандидат экономических наук.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно