В нашей стране существует налог с оборота. Но ведь он, как я понимаю, приводит к увеличению цен на товары, в результате чего снижается жизненный уровень населения. А нужен ли нам этот налог с оборота?
С. Омельченко, Москва.
ЧТОБЫ полнее ответить на вопрос, необходимо обратиться к истории. В 20-е годы в СССР сложилась исключительно сложная система мобилизации денежных средств в госбюджет. Возникали и существовали многочисленные виды обложения доходов государственных предприятий. К началу 30-х годов их количество уже достигало 69. Ясно, что их число необходимо было сократить, и это было сделано.
В результате налоговой реформы 1930 г. была введена двухканальная система платежей государственных предприятий и организаций в бюджет в виде налога с оборота и отчислений от прибыли, которая в общем виде существует и поныне. В налоге с оборота было унифицировано 53 ранее самостоятельно существовавших платежа. В то же время часть платежей сохранила свое самостоятельное значение и после реформы, в частности подоходный налог, таможенный доход и некоторые другие.
Необходимость ускоренного развития отраслей тяжелой промышленности и сельского хозяйства требовала всемерного усиления аккумуляции денежных доходов государственных предприятий и организаций в виде налога с оборота и повышения темпов их перераспределения через бюджет.
Не потерял своего значения этот инструмент хозяйствования и в наше время. За последние 15 лет налог с оборота увеличился более чем в 2 раза. В 1985 г. он вырос до 97,7 млрд. руб. по сравнению с 49,4 млрд. руб. в 1970 г. Правда, в последние годы, в связи с расширением самостоятельности предприятий, повышением роли прибыли и превращением ее в основную форму движения чистого дохода (см. "АиФ", 1985, N 9), наметился определенный сдвиг в соотношении денежных поступлений в бюджет. Начиная с 1982 г. отчисления от прибыли не только достигли, но и постепенно стали превышать уровень налога с оборота. И если в 1985 г. доля отчислений от прибыли в доходах бюджета составила 30,6%, то на долю налога с оборота приходилось уже только 25%. Но он по-прежнему остается одним из основных источников формирования государственного бюджета.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
Итак, налог с оборота представляет собой особую форму чистого дохода, который по мере производства и реализации продукции полностью в централизованном порядке поступает в бюджет. А затем из бюджета денежные средства направляются на нужды народного хозяйства - на строительство, здравоохранение, просвещение, оборону и т. д. Отсюда ясно, что формирование и распределение налога с оборота имеет не просто финансовое, а прежде всего общеэкономическое, народнохозяйственное значение.
Наиболее крупными плательщиками налога с оборота традиционно выступают отрасли легкой и пищевой промышленности, которые вносят в бюджет около двух третей всей суммы платежей. Среди продукции этих отраслей следует особо выделить такие товары, как ткани, обувь, табак, сахар, винно-водочные изделия, через цены которых реализуется преобладающая масса налога с оборота.
Однако за последние 10-15 лет заметно повысился удельный вес отраслей тяжелой промышленности в структуре производства товаров, облагаемых налогом с оборота. И наряду с увеличением налога с оборота, поступающего от реализации газа, электроэнергии, быстрыми темпами возрастали размеры его поступлений от реализации товаров культурного и хозяйственного обихода, выпускаемых машиностроительными отраслями, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленностью, отраслями, производящими строительные материалы, и особенно автомобильной промышленностью. Так, если в 1965 г. удельный вес налога с оборота, поступившего в бюджет от предприятий этих отраслей, составил 19,1%, в 1975-м - 26,7%, то к концу 70-х годов он превысил уже 30%.
ВЛИЯНИЕ НА РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ
Значение налога с оборота нельзя сводить лишь к обеспечению доходов бюджета. Одновременно он является и инструментом планового ценообразования. С его помощью через розничные цены регулируется соотношение спроса и предложения как в целом по предметам потребления, так и по отдельным товарам. Это очень важная сторона экономической политики государства. Например, цель установления высоких цен на алкоголь, табак - всемерно ограничивать их потребление. Поэтому, независимо от объема производства этих товаров, уровня их себестоимости, цены на них поддерживаются на высоком уровне, в результате чего и налог с оборота в ценах этих товаров значительно "солиднее". С его помощью регулируется спрос населения на ювелирные изделия из драгоценных металлов, автомобили, хрусталь, особо модные изделия и т. д. Правда, на большинство товаров этой группы, в отличие от первой, по мере увеличения масштабов производства и насыщения рынка происходит постепенное уменьшение ставок налога с оборота и в итоге - снижение розничных цен.
Большие суммы налога с оборота, полученные от реализации ограниченного круга товаров, позволяют не повышать цены на многие другие потребительские товары выше их стоимости, а на некоторые из них устанавливать цепы ниже их стоимости. Иначе говоря, определенная часть налога с оборота, полученная от товаров с повышенным уровнем реализации, перераспределяется через бюджет для поддержания на относительно низком и стабильном уровне розничных цен на продовольственные товары первой необходимости, на широкий круг товаров детского ассортимента, медикаменты и ряд других товаров или в виде дотаций направляется на покрытие убытков по производству и реализации мясных и молочных продуктов, овощей, картофеля и некоторых видов школьных товаров.
Тем самым социалистическое государство решает одну из важнейших социальных задач нашего общества и обеспечивает равную доступность этих товаров для всех слоев населения независимо от уровня их доходов. С помощью налога с оборота государство в плановом порядке устанавливает и поддерживает наиболее оптимальное соотношение уровней цен, одновременно увязывая их при этом с денежными доходами и расходами населения.
Таким образом, размер заработной платы рабочих и служащих определяется с учетом розничных цен, включающих налог с оборота. И ни о каком снижении жизненного уровня трудящихся не может быть и речи.
В. ДОЛГИХ, научный сотрудник НИЭИ при Госплане СССР.