На вопросы нашего корреспондента отвечает член ЦК КПСС, первый секретарь Ульяновского обкома партии Г. В. КОЛБИН.
КОРР. Геннадий Васильевич, так как все познается в сравнении, то хотелось бы начать нашу беседу с воспоминаний. Вы возглавляете областную парторганизацию около трех лет. С чем столкнулись, приняв дела первого секретаря обкома КПСС, что увидели, какую задачу перед собой поставили?
КОЛБИН. Как тут ответить коротко? Прежде в результате ослабленной требовательности к руководящим кадрам во многих коллективах создалась атмосфера всепрощенчества. Многие считали нормой получать зарплату по должности, а работать по возможности. Получили распространение пьянство, разного рода махинации, приписки, нарушалась законность. Словом, немало было таких, которые не руководили, а княжили.
Все это отрицательно сказалось на экономике области, ее социальной сфере. Замедлились темпы развития промышленности, отстало сельское хозяйство, ухудшилось снабжение населения продовольствием, товарами первой необходимости, создались огромные трудности с жильем в городах, трудовыми ресурсами на селе.
Уже тогда, накануне перемен, вызванных решениями апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, было ясно: вести так дело дальше недопустимо. У людей терялась вера, что можно что-то поправить, переменить ход событий.
Обо всем этом можно было бы и не говорить сейчас, но уроки прошлого учат нас необходимости воспитывать партийную требовательность и строгость, утверждать справедливость, честность в делах и поступках каждого коммуниста.
КОРР. И с чего вы начали?
КОЛБИН. В первую очередь было необходимо навести порядок во всем и укрепить дисциплину, повысить уровень работы руководящих кадров. Это определил пленум обкома, избравший меня первым секретарем. Начали с самих себя. На первом же закрытом заседании бюро рассмотрели вопрос о письмах, жалобах и заявлениях, поступающих из нашей области в центральные органы по поводу того, что ряд руководящих работников злоупотреблял спиртными напитками. Прежде всего предъявили самые высокие требования к членам обкома, первым секретарям горкомов и райкомов партии. С теми, кто такой постановке вопроса воспротивился, пришлось расстаться.
Одним из первых был освобожден от обязанностей первого секретаря Радищевского райкома партии А. Шеин. Пятнадцать лет руководил он районной партийной организацией. Поначалу работал неплохо. А затем словно переродился. Увлекся решением личных вопросов, стремился не управлять, а царствовать, наслаждаясь жизнью. Вопрос с ним, казалось, был ясен. Однако члены райкома голосовали за освобождение от обязанностей неохотно. Никто не хотел выступать.
Трудно решать персональные дела, нелегко перестраиваться. Но пришлось.
Были и другие руководители, которые привыкли работать "вообще", смирились с недостатками, уверовали в свою непогрешимость, а кое-кто и в то, что ему все позволено. В этой связи строгий спрос был предъявлен бывшим первым секретарям Инзенского райкома партии И. Кистанову и Цильнинского райкома А. Романову, другим руководителям.
КОРР. Не подтверждают ли, Геннадий Васильевич, кадровые перемены в области опасения некоторых наших читателей по поводу того, что у нас якобы идет процесс гонения на кадры?
КОЛБИН. Решительно не согласен с подобным мнением. Уходят с дороги те, кто не в ладах с нормами партийной жизни, кто мешает перестройке, не приемлет ее, не способен повести за собой людей.
Прежде чем освободиться от провинившегося руководителя, мы даем ему возможность исправиться. В прошлом, например, немало претензий было к первому секретарю Новомалыклинского райкома партии В. Тямкину. Были и у него барские замашки. Слушали его на заседании бюро обкома, серьезно предупредили. И человек переменился. Недавно товарищ Тямкин (он теперь работает в другом районе) отчитывался о своей работе на сходе граждан, которые мы часто теперь практикуем. Был и я на том собрании, не скрою своего глубокого удовлетворения. Ожидал, что будут жалобы на секретаря райкома. А на сходе и коммунисты и беспартийные выразили единодушное удовлетворение высокой требовательностью этого руководителя к себе.
КОРР. Отчет первого секретаря райкома партии, других руководителей перед трудящимися, видимо, одна из новых форм партийной работы?
КОЛБИН. Да, раньше такое в нашей области не практиковалось. Сказку, что форма эта так же действенна, как и отчеты коммунистов-руководителей в первичных партийных организациях. После апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС отчитались на собраниях с утверждением партийных характеристик 20 тысяч коммунистов. Бывает, что такой разговор заканчивается для некоторых серьезными последствиями. Так, по рекомендации партийной организации был освобожден от занимаемой должности директор Новоспасской бумажной фабрики С. Швецов. В прошлом году свыше 100 руководителей различных рангов отчитались о своей работе перед трудовыми коллективами, открыто признав свои ошибки, упущения в работе. За шесть месяцев этого года с отчетами перед трудящимися выступили 54 коммуниста-руководителя. Особенно остро люди реагируют, когда руководитель докладывает не только о делах производственных, но и о решении социальных проблем. На всех предприятиях области, например, прошли отчеты директоров перед людьми, стоящими в очереди на получение жилья. Этому вопросу мы уделяем особое внимание. Твердо решили: к концу этой пятилетки обеспечить отдельной квартирой каждую семью из тех, кто записан в очереди на 1 апреля 1986 года. Развертывается большая работа, изыскиваются резервы для строительства жилья хозяйственным способом.
Строгий спрос трудовых коллективов с партийных и хозяйственных руководителей помог нам в основном решить проблему выделения садовых участков вместе с домиками. Их делают по установленным проектам многие предприятии. Только в этом году мы сдали "под ключ" более 8 тысяч таких садовых участков.
КОРР. Кто приходит на смену ушедшим руководителям, как идут дела у новых?
КОЛБИН. Как правило, это молодые, энергичные товарищи. Средний возраст первых секретарей горкомов и райкомов у нас снизился на 3 года, вторых - на 5 лет.
Расскажу лишь об одном из них - первом секретаре Радищевского райкома партии А. Ефремове, отчет которого мы недавно слушали на секретариате обкома. Он всегда в гуще людей. Ему чужды такие "болезни", как чванливость и зазнайство, равнодушие к нуждам человека. Он умеет делать из критических замечаний правильные выводы. С новым секретарем, умело руководящим партийной организацией, и дела у радищевцев пошли намного лучше прежнего. Раньше из района люди разбегались. Ефремов выступил инициатором по формированию стабильных коллективов на селе и успешно решает эту проблему. В прошлом году в каждом хозяйстве района построено по 18 благоустроенных квартир. В этом году строится еще по 20. Создан задел на будущий год. В районе, я бы сказал, происходят революционные преобразования. Из отстающих он выходит в передовые. Надеюсь, что, прочитав это, т. Ефремов поймет все правильно, не зазнается.
Мы сейчас располагаем хорошим резервом кадров не только партийных, но и хозяйственных.
Вопросы подготовки резерва обсуждаются на каждом заседании бюро и секретариата. Мы проводим учебу п стажировку кадров. Я, например, занимаюсь с первыми секретарями горкомов и райкомов партии. Особенное внимание уделяю новичкам.
КОРР. Что нового в формах и методах работы самого обкома?
КОЛБИН. Во-первых, мы установили такой порядок: вызовы в обком партии, во все органы - городские и районные - два дня в неделю: вторник и четверг. Все остальные дни руководители должны планировать работу по своему усмотрению с таким расчетом, чтобы больше быть среди людей. Во-вторых, резко сокращено количество обсуждаемых на бюро вопросов. Не потому, что их нет, - решаем в рабочем порядке. В-третьих, мы стали очень придирчивы к документам, которые выносим для рассмотрения на бюро. Для отбора их создали специальную комиссию. В-четвертых, мы перестали "упражняться" (прошу извинить за такое слово) в практике устрашения людей вызовом их па бюро обкома. Количество приглашаемых сократилось в 10 раз. Продолжительность заседаний бюро больше полутора-двух часов не бывает. Количество документов у нас уменьшилось в 2 раза, справки из районов, с мест - в 4 раза.
Все это позволило увеличить количество выездов работников аппарата обкома на места. Причем требуем, чтобы делалось это не для "галочки", а приносило максимальные практические результаты в улучшении дела.
КОРР. Наш разговор, как мы и договаривались с вами перед встречей, идет о руководителях, работе с ними областной партийной организации. Но ведь перестройка касается всех.
КОЛБИН. Да, конечно, перестраиваться надо всем. Не гостем, а хозяином должен быть каждый в своем родном Отечестве, в своем доме. А значит, и работать надо лучше, творчески, в полную силу. Однако это само не приходит. Успех всех наших планов в конечном счете зависит от того, как будут действовать партийные организации, осуществляя в трудовых коллективах политическую линию партии. Смысл происходящих перемен мы видим в том, чтобы приблизить партийную работу к человеку. На это и нацеливаем руководителей всех рангов. Речь идет об умении работать в условиях расширения демократии, что не у всех еще получается. Надо вытравить из партийной практики такие нетерпимые явления, как бюрократизм, бумаготворчество, формализм. Необходимо учиться слушать и слышать мнение людей, а не командовать, не администрировать, учиться на доверие отвечать доверием, опираться на коллективный совет коммунистов и беспартийных, рабочих и специалистов.
КОРР. А каково содержание жалоб, поступающих в обком партии?
КОЛБИН. Много претензий по жилью. Четверть писем. Процентов пятнадцать от общего количества - жалобы на работу административных органов, главным образом несогласие с их решениями. Есть письма по социальным вопросам.
КОРР. И какие меры по ним принимаются?
КОЛБИН. О проблемах с жильем, о том, как они решаются, я уже частично говорил. Не оставляем без внимания и жалобы, касающиеся социальной справедливости. Приведу такой пример.
Этим летом в обком партии поступили письма от жителей Вешкаймского района, в которых речь шла о нарушениях законодательства при распределении жилой площади в поселке Вешкайма. Здесь ряд должностных лиц вне всякой очереди переходил из одной благоустроенной квартиры в другую Некоторые руководящие работники строили себе чуть ли не особняки. Способствовал этому сам председатель райисполкома Д. Митягин.
Мы созвали в Вешкайме сход граждан и заставили председателя райисполкома отчитаться перед людьми о распределении жилья. Реакцию собравшихся не описать, ее надо было видеть. После схода Митягин был исключен из партии. Сессия районного Совета народных депутатов освободила его от обязанностей председателя исполкома, лишила депутатских полномочий.
В том же районе за нарушение норм партийной жизни, нашей морали, законодательства были исключены из рядов КПСС и освобождены от занимаемых должностей бывший председатель Вешкаймского РАНО Н. Самарин, бывший начальник отдела строительства РАПО Н. Салюков, бывший начальник отдела по делам строительства и архитектуры райисполкома А. Шилов. Вопрос ставим так: получил незаконно квартиру - отдай, построил в обход закона гараж - отдай.
Хочу отметить, что после событий в Вешкайме письма о злоупотреблениях руководителей перестали поступать.
А как мы решаем вопросы по продовольственному снабжению? Два года назад населению было объявлено: за снабжение продовольствием отвечают первые лица в области. Нам удалось снять проблему по картофелю, овощам и плодам. Торгуем ими от сезона до сезона, с большим запасом. Для их хранения потребовалось за два года построить на 50 тысяч тонн емкостей дополнительно к 32 тысячам, имевшимся ранее.
За последние два месяца на 15% сократились жалобы по жилью. Это объясняется тем, что мы сейчас прорабатываем программу "Жилье-90" и начали ее осуществлять. По трудностей тут еще много.
КОРР. А как сказались перемены в партийной работе на развитии экономики?
КОЛБИН. Прежде всего следует отметить то, что обновление кадров, перестройка в партийной работе изменили атмосферу всей жизни. Расширяется гласность, идет открытое обсуждение наших проблем, сталкиваются разные точки зрения, развивается критика и самокритика. Больше стало порядка, выше дисциплина. Люди поверили в своих руководителей, в возможность и необратимость перемен к лучшему. Это не могло не сказаться на развитии экономики.
В нынешнем году темпы роста промышленного производства в области удвоились по сравнению с таким же периодом 1985 года. На 14% возросли объемы подрядных работ в строительстве. Перевыполнены задания по производству продуктов животноводства, другим показателям сельского хозяйства.
Однако сделаны лишь первые шаги. Можно назвать много проблем и вопросов, требующих своею решения, и незамедлительного. Словом, надо идти дальше. Дел и забот невпроворот.
КОРР. Расскажите, пожалуйста, коротко о себе, о своей семье.
КОЛВИН. Родился я в рабочей семье в Нижнем Тагиле на Урале. И свою трудовую биографию начал с рабочего. В молодости был сапожником. Во время войны учился в техникуме, а вечером шел в сапожную мастерскую, чтобы заработать на жизнь. Потом, когда окончил техникум, стал работать на одном из предприятии города и заочно учился в Уральском политехническом институте. По образованию я инженер-металлург. 14 лет работал на заводе - конструктором, технологом, начальником конструкторского бюро, начальником цеха, заместителем главного инженера предприятия. Затем меня избрали секретарем парткома завода. С тех пор, вот уже много лет, на партийной работе. Был секретарем райкома партии, секретарем и первым секретарем горкома - все это в Нижнем Тагиле. Оттуда получил назначение в Свердловский обком партии. Последнее время, свыше 8 лет, работал вторым секретарем ЦК Компартии Грузии.
Жена по образованию педагог. Работала по этой специальности всю жизнь, сейчас на пенсии. Есть взрослая дочь, внуки.
КОРР. Расскажите, пожалуйста, как складывается ваш рабочий день.
КОЛБИН. Режим работы такой: с пяти до семи утра самостоятельные занятия для обогащения знаний. С восьми до девяти - работа с почтой, с газетами, журналами. А с девяти - строго по графику.
На месяц у меня расписано все, и на квартал тоже. Конечно, бывают корректировки.
КОРР. А какая у вас зарплата?
КОЛБИН. Моя зарплата 550 рублей. У меня есть государственная автомашина, два водителя, два помощника, два технических секретаря. Есть все для того, чтобы я честно работал день и ночь.
КОРР. Многие наши читатели интересуются, какими льготами пользуются партийные работники вашего ранга.
КОЛБИН. Я так скажу. Есть льготы, которые мы должны уважать, соблюдать и поддерживать. Это льготы ветеранам войны и труда. Есть льготы руководящему составу - например, выделение путевок для лечения. За кем-то закреплен персональный автомобиль. Кому-то полагается дача. Эти преимущества устанавливаются с учетом условий труда, физических и нервных нагрузок. Они справедливы и законны. Но есть такие "льготы", которые сами устанавливают себе руководители разных рангов. Вот с такими "льготами" мы решительно боремся и будем бороться.
Помню, в первый месяц моего секретарствования один из водителей машины сказал: "Если вам что-нибудь надо, дайте знать, я на базу вхож, достану". Пришлось этого водителя заменить другим. По базам я никогда в жизни не ездил и ездить не собираюсь. Не делают этого и члены моей семьи.
КОРР. И последний вопрос, Геннадий Васильевич. Какова, на ваш взгляд, перспектива перестройки? Что бы вы ответили скептикам, не верящим в осуществимость наших планов?
КОЛБИН. Скажу так: хнычет тот, кто не хочет или не умеет работать без указаний сверху. Сжать время для решения проблем и браться засучив рукава за те из них, которые годами у нас не решались, - так я понимаю перестройку. Вот мы и беремся за эти проблемы. Боремся за ускоренное развитие экономики, за трезвый образ жизни, за улучшение социальной сферы, ищем неиспользованные трудовые ресурсы. От того, как мы будем эти проблемы решать, зависит наше будущее. Я верю в необратимость перестройки, в ее победу.
Беседу вел В. ВОРОНЕЦКИЙ.