У ЭТОЙ радиостанции есть красивая эмблема: изображение земного шара, насквозь проткнутого антенной. Есть у нее свои позывные: мелодия из оперы Бетховена "Фиделио", на которую поется ария "Брат ищет брата". Есть у "Немецкой волны" и мощные передатчики: 12 штук по 500 киловатт только на территории ФРГ. Нет, однако, куда более важного: доброй воли, стремления содействовать международному взаимопониманию, упрочению мира на Земле.
НА ВОЛНАХ ЛЖИ И АНТИСОВЕТИЗМА
"Немецкая волна" (НВ), созданная в 1953 г., открещивается от традиций гитлеровского иновещания. Ее руководители утверждают, что им чужды методы нацистской радиопропаганды, ставка на ложь, клевету, провокацию в международном эфире. "В наших передачах, - говорил один из "крестных отцов" кельнской радиостанции - ее первый интендант (т. е. директор) Гартманн, - мир услышит голос той человечности, которой не знала Германия за двенадцать лет нацистского господства".
Увы, с самого начала претензии НВ на "человечность" были столь же нелепы, как разглагольствования нацистской радиопропаганды о "спасении цивилизации" арийским "сверхчеловеком". О какой человечности и каком гуманизме может идти речь, если в наши дни, например, в передачах из Кельна неизменно поддерживается курс американской администрации на гонку ядерных вооружений на Земле и перенос ее в космос, порочатся, как "нереалистичные" и "неискренние", советские мирные инициативы.
Эта постоянная пропагандистская установка НВ очевидна и в ее передачах, посвященных итогам советско-американской встречи на высшем уровне в Рейкьявике. "Волна", обязанная по своему уставу знакомить зарубежную аудиторию с позициями всех основных политических сил ФРГ, я в этом случае зарекомендовала себя рупором западногерманской реакции. В то время как демократическая общественность ФРГ, представители крупнейшей партии страны - СДПГ и западногерманских профсоюзов предъявили - большой политический счет американцам за срыв намечавшегося в Рейкьявике соглашения о глубоком сокращении ядерных арсеналов, в программах "Волны", в особенности в передачах на русском языке, доминировали мнения тех проамериканских деятелей ФРГ, о которых в этой стране говорят: "большие роялисты, чем сам король". Короче говоря, миф об "объективности" НВ разлетается в клочья при столкновении с фактами.
В известной мере этот миф основан на статусе кельнской радиостанции, формально не подчиненной правительству ФРГ.
Тем не менее о какой-либо независимости "Волны" смешно говорить. Ведь радиостанция получает немалые ассигнования на свою деятельность из государственной казны, а ее сотрудники пользуются правами государственных чиновников. К тому же в наблюдательном совете НВ, определяющем ее пропагандистскую стратегию, большинство составляют отпетые реакционеры, к которым принадлежит и сам председатель совета - Г. Хлупка, по совместительству возглавляющий так называемый "Союз изгнанных", то есть головную организацию реваншистских землячеств ФРГ.
ТВЕРДОЛОБЫЕ ДЯДИ ИЗ КЕЛЬНА
Русская редакция НВ давно и прочно считается в кельнском радиодоме самой реакционной, а ее программы для СССР - самыми кондовыми из всех 34 разноязычных программ радиостанции. Долгое время службу вещания из Кельна на Советский Союз и другие страны социалистического содружества возглавлял некий Карл-Густаф Штрём, выходец из Прибалтики, переселившийся в Германию перед войной. Штрём отличался таким ярым антисоветизмом, что даже в кельнском радиодоме, где любые хоть сколько-нибудь прогрессивные взгляды вызывают аллергию, его терпели с большим трудом и в конце концов вынудили уйти. Но "дуболом", как его называли коллеги, не сгинул в безвестности. Теперь Штрём, разоблаченный не так давно в качестве платного агента Федеральной разведывательной службы ФРГ, сотрудничает с русскоязычной службой "Волны" в качестве внештатного автора.
Нынешний руководитель этой службы Бото Кирш недалеко ушел от своего старого коллеги и друга. В свое время он работал в Москве корреспондентом одной из западногерманских газет и был выслан из нашей страны за недозволенную деятельность. Кирш - опытный провокатор. Под его руководством сотрудники вещания на Советский Союз запускают в эфир выдумки о "разногласиях" в советском руководстве, пытаясь вызвать у радиослушателей сомнения в стабильности курса нашей партии на обновление советского общества.
Провокационные вымыслы в арсенале "Волны" занимают почетное место, но, разумеется, его не исчерпывают. НВ не так часто прибегает к явной лжи, поддающейся перепроверке, а стремится создать себе авторитет у иностранной аудитории, внушить ей благоприятное представление о собственной оперативности, объективности и осведомленности. В передачах из Кельна о внутренней жизни ФРГ нередко встречается и критика капитализма, никогда не подымающаяся, однако, выше простой регистрации фактов, как правило, уже известных радиослушателю из его национальных источников. Расчет здесь простой: услышав, что "Волна" "откровенно" говорит о социальных язвах в жизни ФРГ, зарубежная аудитория поверит в достоверность ее других утверждений, даже если они весьма далеки от истины.
РЕВАНШИСТЫ В "БЕЛЫХ ПЕРЧАТКАХ"
Фальшива по сути дела и осведомленность, которой щеголяет НВ, внушая радиослушателю, что из ее передач он получит информацию, не поступающую из национальных информационных источников. На НВ действительно не только обрабатываются газеты из множества зарубежных стран, но и существует мощная служба радиоперехвата, позволяющая прослушивать даже радиостанции, расположенные за многие тысячи километров от рубежей ФРГ. "Опытные и подготовленные люди, - откровенничал как-то в западногерманской прессе шеф этой службы К. Трайсс, - вполне в состоянии отцедить из хаоса деталей и обрывков информации картину событий и процессов..." Но дело в том, что вся эта информация затем тщательно "отцеживается" и препарируется в соответствии с пропагандистскими установками и тут же запускается в эфир на те страны, откуда она была получена. А иной легковерный любитель "пошарить" в эфире порой, видимо, удивляется, откуда они только "все знают" в Кельне.
В вещании на Советский Союз кельнские радиопропагандисты, конечно, не могут не считаться с тем фактом, что народы нашей страны знакомы с немецким милитаризмом не понаслышке. Не является ни для кого секретом, что в "Основном законе" ФРГ и в других основополагающих документах Бонна зафиксированы положения, несовместимые с обязательствами ФРГ по Московскому договору и хельсинкскому Заключительному акту. Международные обязательства ФРГ требуют уважения к существующим границам, к суверенным правам социалистических государств. А ее собственное законодательство пропитано реваншистским духом, содержит прямые заявки на территории, входящие в состав иностранных государств.
Рассуждая о политике Бонна, НВ никогда не касается этого щекотливого пункта. Зато передачи из Кельна, в особенности к датам, связанным со второй мировой войной, щедры на миротворческую фразеологию и на намеки о необоснованности адресованных ФРГ упреков в милитаризме и реваншизме.
Надо добавить, что вся деятельность НВ вписана в тщательно спланированную и скоординированную в рамках НАТО стратегию информационно-пропагандистского вторжения в советский эфир. У каждого из западных "голосов" есть в рамках этой стратегии свой "маневр". У НВ он заключается в том, чтобы морально разоружить аудиторию перед лицом реваншистских и милитаристских поползновений западногерманской реакции.
В. ОСТРОГОРСКИЙ, кандидат исторических наук