Примерное время чтения: 8 минут
175

В форуме "За безъядерный мир, за выживание человечества" участвовали 215 религиозных деятелей. Католицизм и военная угроза

Сегодня, когда миллионы рядовых католиков активно включились в антивоенное движение, в позиции папского престола по проблеме войны и мира произошли изменения. Об этом рассказывает доктор исторических наук профессор Н. А. КОВАЛЬСКИЙ.

В ЧЕМ же состоит современная католическая концепция войны и мира? Какие основные выводы на этот счет можно сделать, исходя из положений, содержащихся в основополагающих документах Ватикана, в выступлениях его руководящих деятелей, работах многочисленных теологов?

Идеологи католицизма привносят в понятие "мир" трансцендентный момент, т. е. рассматривают его как проявление божественной воли, исходят из божественного предопределения - быть миру или войне. Положение о взаимозависимости божественной воли и сохранения мира на Земле является одним из проявлений стремления теологов внести религиозный элемент в саму концепцию международного мира. Католическая церковь подчеркивает, что она выступает за такой мир, который был бы основан на принципах христианства.

Из рассуждения о природе человека, о "необходимости искупления первородного греха" делается вывод о том, что путь к миру лежит через моральное самоусовершенствование. Человек, дескать, окажется в состоянии утвердить мир на Земле, только победив в себе инстинкт агрессии, а сделать он это сможет, лишь проникнувшись христианской любовью.

ОТ ВОЙНЫ - К МИРУ

За последние четыре десятилетия в подходе католической церкви к проблемам войны и мира произошли изменения. После окончания второй мировой войны политику в этом вопросе определяли крайне правые, откровенно реакционные группировки католических верхов. Особенно ожесточенный характер борьба клерикалов против принципа мирного сосуществования носила при папе римском Пие XII (1939 - 1958), поддерживавшем планы мировой реакции.

Поворот в международной политике Ватикана совпал с возникновением и укреплением социалистической системы, годами правления папы Иоанна XXIII (1958 -1963). Иоанн XXIII не был заинтересован в том, чтобы народные массы отождествляли деятельность Ватикана с милитаристской политикой США и других западных держав. Эта позиция нашла свое отражение в ряде выступлений папы, особенно в его энцикликах (посланиях) "Матер эт Магистра" ("Мать и наставница", 1961), "Пацем ин Террис" ("Мир землям", 1963). Особое внимание Иоанн XXIII уделял пропаганде тезиса о "полнейшем наднациональном нейтралитете католической церкви и ее земного главы". Новый подход к этой проблеме мог, как надеялись единомышленники папы, содействовать расширению географии влияния католической церкви.

Весь комплекс вопросов войны и мира широко обсуждался на II Ватиканском соборе (1962- 1965). Собор призвал к претворению в жизнь известного библейского изречения: "И перекуют мечи свои на орала, и копья свои на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать".

Линия Иоанна XXIII по вопросам мира и разоружения нашла продолжение и развитие и при папе Павле VI (1963 - 1978). Впервые в истории папа римский выступил с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН. При Павле VI в Ватикане была создана комиссия "Справедливость и мир". Папским декретом от 15 декабря 1967 г. был учрежден "Всемирный день мира", отмечаемый католической церковью 1 января каждого года.

ПОЗИЦИЯ ИОАННА ПАВЛА II

Вступление в 1978 г. на папский престол Иоанна Павла II совпало с возрастанием влияния в США, а затем и приходом к власти в этой стране правой группировки, которая совместно с реакционными кругами стран НАТО круто повернула к военно-силовой политике. Произошло резкое похолодание международного климата. Военная угроза, нараставшая на рубеже 80-х годов в результате милитаристского курса США, участие значительной части рядовых верующих и ряда видных религиозных деятелей в антивоенном движении повлекли за собой рост числа выступлений руководителей Ватикана по вопросам мира.

В своем традиционном послании "Урби эт Орби" ("Городу и миру") от 17 октября 1978 г. Иоанн Павел II обязался внести свой вклад в дело сохранения мира. Ватикан с настороженностью отнесся к принятию в 1979 г. сессией совета НАТО решения о размещении американских крылатых ракет и "Першингов-2" в Западной Европе. В связи с эскалацией ракетно-ядерных вооружений Иоанн Павел II 19 декабря 1979 г. отметил огромную угрозу делу мира, прежде всего на Европейском континенте. Ватиканская дипломатия вела соответствующие переговоры в ряде западноевропейских столиц.

Иоанн Павел II неоднократно возвращается к теме возможности и последствий ядерной войны, характеризуя ее как "серьезную и тревожную проблему", говорит о "катастрофических последствиях ядерного конфликта". Вместе с тем он считает допустимой политику ядерного сдерживания, которая, как известно, стала составной частью ядерной доктрины США и НАТО. Так, выступая в ЮНЕСКО 2 июня 1980 г., Иоанн Павел II заявил: "Говорят, что ядерное оружие представляет собой силу сдерживания, которая помешала развязыванию большой войны, и это, вероятно, так и есть".

ДАЛЬНЕЙШАЯ ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ

Католическая церковь сегодня не представляет собой единого целого в подходе к проблемам войны и мира. В то время как одна часть католических кругов Запада продолжает поддерживать политический курс и военные планы США и НАТО, другая - отмежевывается от ракетно-ядерной политики достижения военного превосходства над миром социализма.

Большую роль в развитии этого процесса сыграли инициативы СССР по ликвидации ядерного оружия к 2000 г., по кардинальным сокращениям обычных вооружений, план разоружения и урегулирования ключевых международных проблем, выдвинутый советской стороной в Рейкьявике в 1986 г.

Выражением сдвигов в настроениях католических кругов стало широкое распространение мнения в пользу осуждения применения ядерного оружия, которое признается аморальным, так как является оружием массового уничтожения. Сегодня активно осуждается не только ядерная война как таковая, но и политика ядерного устрашения, ядерного сдерживания. Как отвечающее христианской этике оценивается требование о замораживании ядерных арсеналов и о принятии ядерными державами обязательства о неприменении ядерного оружия первыми.

Трезвомыслящие католические идеологи и церковные деятели не видят другой альтернативы ликвидации международной напряженности, как мирное урегулирование всех спорных проблем. Подавляющее большинство теологов склоняется к той точке зрения, что никакая война, если она влечет за собой использование оружия массового уничтожения, справедливой быть не может. Переоценка традиционного понимания католического учения о справедливых и несправедливых войнах, в соответствии с которыми справедливыми провозглашались все войны, отвечавшие интересам церкви и связанных с ней политических сил, является новым моментом в современной католической теологии мира, подрывает идеологические основы империалистических планов антисоветского "крестового похода".

В РЯДАХ БОРЦОВ ЗА МИР

В антивоенную борьбу за разрядку международной напряженности, разоружение включаются массы католиков и их организации. По инициативе ордена францисканцев в городе Ассизи (Италия) был создан Международный центр за мир между народами. В 1984 г. его представители посетили Москву, а в 1985 г. обратились к Генеральному секретарю ЦК КПСС М, С. Горбачеву с посланием, в котором выражалась обеспокоенность за судьбы мира. Отвечая на послание, М. С. Горбачев писал: "Многие выраженные вами мысли созвучны идеям, которые лежат в основе внешнеполитической деятельности СССР. Избавить народы от угрозы ядерной войны - вот Главная цель. И этой цели не должны препятствовать различия ни в мировоззрении, ни в политических убеждениях".

Широкую известность получило пастырское послание католических епископов США от 1983 г. по вопросам мира, основные положения которого по существу противоречили милитаристскому курсу вашингтонской администрации. В ноябре 1986 г. они опубликовали новое послание, в котором снижение жизненного уровня в США, рост бедности, увеличение числа голодающих рассматриваются как следствие правительственного курса на наращивание вооружений.

Признанием роста антивоенных настроений в католической церкви было решение Ватикана провести 27 октября 1986 г. в Ассизи "Всемирный день молитвы за мир" с участием представителей всех мировых религий.

ПРОТИВОРЕЧИЯ СОХРАНЯЮТСЯ

Как уже отмечалось, позиция католических верхов сложна и противоречива, что объясняется многими факторами; с одной стороны, связью высшего духовенства с различными группировками правящих кругов капиталистического общества, их идеологией и политикой, с другой - состоянием и развитием массового антивоенного движения и участием в нем верующих, давлением прогрессивно настроенных католиков на руководство церкви. Эти противоречия дают о себе знать и в документах католической церкви. Например, в послании, посвященном "Всемирному дню мира" 1 января 1986 г., Ватикан высказывается за конструктивный диалог глав правительств и государств с целью уменьшения вероятности мировой катастрофы. Вместе с тем в послании повторяется известный клерикальный тезис о том, что главная причина международной напряженности заключается в идеологии классовой борьбы. В энциклике "Доминум эт Вивификантум" ("Господа и животворящего", 1986) противопоставляются христиане и марксисты в их отношении к проблемам международного мира.

Подвергая острой критике реакционные амбиции правых клерикалов, марксисты-ленинцы поддерживают всех представителей религиозных кругов, которые действительно защищают мир на нашей планете.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно