И. Шпигунова из Красноярска, А. Ильин из Москвы и другие читатели просят рассказать о деятельности одного из профсоюзов США. Нам представилась возможность выполнить эту просьбу. Недавно в СССР побывал президент Объединенного профсоюза американских сталелитейщиков Рон УАЙЗЕН. С ним встретилась наш корреспондент М. Заморина.
КОРР. Г-н Уайзен, ваш визит, насколько мне известно, носит неофициальный характер...
УАЙЗЕН. Мы с женой сопровождали в Москву на лечение нашего сына Роберта - после травмы он несколько лет был прикован к инвалидной коляске. В СССР ему сделали успешную операцию, сейчас он поправляется. Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить советских врачей, а также все организации - советские и американские, которые нам помогли приехать в Советский Союз.
КОРР. Разрешите задать несколько "профессиональных" вопросов. Чем занимается ваш профсоюз? Что конкретно предпринимает в интересах рабочих?
УАЙЗЕН. Наш профсоюз носит название "Объединенного профсоюза сталелитейщиков". Все профсоюзы в США "пронумерованы" - наш номер "1397". Мы ведем работу на заводах компании "Ю. С. стил" в штате Пенсильвания.
Мы выступаем за справедливую оплату и нормальные условия труда. Например, мы добились того, что сегодня при каждом заводе "Ю. С. стил" в Пенсильвании имеется поликлиника - она открыта круглосуточно. Также круглосуточно теперь работают на заводах столовые: производство ведется в три смены. Безопасность труда на заводах, как мы считаем, по-прежнему неудовлетворительная. Компания из года в год экономит на мерах безопасности, а число несчастных случаев растет.
КОРР. Каким образом вы можете воздействовать на компанию?
УАЙЗЕН. Мы встречаемся с представителями компании раз в месяц или чаще - если есть необходимость. Переговоры обычно проходят очень тяжело. Иногда нас вынуждают обращаться в суд - за последнее время мы судились с компанией 5 раз. Наш профсоюз также организовал несколько демонстраций у штаб-квартиры компании, однако я лично считаю, что такие меры не всегда эффективны. Кроме того, это часто приводит к столкновениям с полицией, а мы стараемся избегать насилия. Меня самого арестовывали 6 раз.
КОРР. Если верить американской статистике, сталелитейщики - "привилегированная" часть рабочего класса в плане заработков, пенсий и т. д. Это как-то сказывается на вашей работе?
УАЙЗЕН. Заработок сталелитейщика в США - 20 - 30 тыс. долл. в год. Когда-то такие деньги казались большими, но сегодня - с учетом уровня цен и квартплаты - это отнюдь не так много. Кроме того, не забывайте об интенсивности труда: за весь рабочий день сталелитейщику полагается два 15-минутных перерыва - их называют "перерывы на кофе". Плюс 30 минут - перерыв на обед.
Пенсия же в 3 - 4 раза ниже зарплаты и назначается только после работы на компанию в течение как минимум 30 лет.
КОРР. А сколько составляют профсоюзные взносы "среднего" рабочего?
УАЙЗЕН. 25 - 35 долл. в месяц. Половину забирает наш профсоюз, другую половину - общенациональный.
КОРР. Г-н Уайзен, недавно в американской печати были опубликованы последние данные министерства труда США о численности профсоюзов. Согласно им, в США число рабочих и служащих, объединенных в профсоюзы, составлявшее в 1979 г. около 24%, снизилось к 1986 г. до 17,5%. Чем, по-вашему, это вызвано?
УАЙЗЕН. Здесь целый комплекс причин. Во-первых, "отток" рабочей силы из сферы производства, где профсоюзы все еще сильны, в сферу услуг, где они слабы или же вообще отсутствуют. Кроме того, даже в промышленности профсоюзы оказались не готовы к такой мощной атаке предпринимателей, какая началась в 80-х годах. В металлургии - я говорю о "своей" отрасли - рабочим в 1983 г. были навязаны очень невыгодные соглашения: "заморожена" заработная плата и т. д. Общенациональный профсоюз по сути ничего не смог этому противопоставить.
Ну, и наконец, часть вины лежит на лидерах АФТ - КПП с их демагогией.
КОРР. Вы говорите в основном, о борьбе за экономические интересы. А участвуют ли профсоюзы в политической жизни США?
УАЙЗЕН. Я снова скажу о сталелитейщиках. Общенациональный профсоюз поддерживает - по меньшей мере, денежными средствами - демократическую партию. Наш местный профсоюз в чисто политических акциях участия не принимает: большой разницы между демократами и республиканцами мы не видим. Те же демократы, по нашим подсчетам, 80% партийных средств получают от предпринимателей и лишь 20% - от профсоюзов. Понятно, к кому они будут прислушиваться в первую очередь.
КОРР. Г-н Уайзен, еще один вопрос. Как вы сами пришли к участию в профсоюзном движении?
УАЙЗЕН. Я, как и мой отец, с 18 лет работал сварщиком на металлургическом заводе компании "Ю. С. стил".
В профсоюзную деятельность включился в середине 70-х гг. - в то время на металлургических заводах ухудшились условия труда, а наши тогдашние профсоюзные лидеры позволяли компании делать все что угодно. Мы организовали "параллельный" профсоюзный комитет и добились его официального признания. Меня сначала ввели в руководство Объединенного профсоюза сталелитейщиков, а в 1979 г. избрали его президентом.
На диаграмме из журнала "Экономист" (Англия) слева: доля членов профсоюзов (в процентах от общей численности трудящихся) в Великобритании, Италии, ФРГ, Японии, Франции, США в 1985 - 1986 гг., справа: доля членов профсоюзов (в процентах от общей численности трудящихся) в США в 1935 - 1985 гг.; справа внизу - данные только по государственным предприятиям.