Примерное время чтения: 5 минут
71

КИТАЙ. Как решаются проблемы

демографическая...

КАК СООБЩИЛИ ГАЗЕТЫ, итоги минувшего года выявили неблагоприятную тенденцию в демографической ситуации в Китае. Чистый прирост населения в 1986 г. на 1,68 млн. человек превысил лимиты, установленные на этот год в соответствии с политикой контроля над уровнем рождаемости. Если не принять действенных мер, направленных на сдерживание этого процесса, указывает газета, под угрозой окажется реализация важнейшей государственной задачи - ограничения к концу нынешнего столетия общей численности населения Китая в пределах примерно 1,2 млрд. жителей.

В период текущей пятилетки (1986 - 1990 гг.) в Китае, по мнению демографов, ожидается третий за всю историю КНР пик уровня рождаемости, что потребует всемерного усиления контроля в этой сфере. В числе главных причин подобного положения специалисты выделяют тот факт, что родившиеся в период предыдущего пика (1966- 1971 гг.) девочки уже достигли или достигнут в ближайшее время брачного возраста. Согласно подсчетам, до конца 1990 г. выйдут замуж 62 млн. девушек - на 1 млн. больше, чем за все предыдущее пятилетие. Другая причина - это ослабление контроля над уровнем рождаемости в сельских районах, где возросло количество многодетных семей.

Ни один гражданин КНР не вправе забывать, подчеркивает газета, что каждую минуту в стране рождается около 40 человек, а ежегодно численность населения Китая возрастает на 12 млн. человек, что соответствует численности населения среднего государства.

Если численность населения страны к концу века превысит намеченный показатель, значительно сократятся доходы трудящихся, возникнут новые проблемы в сфере обеспечения жильем, соблюдения санитарно- гигиенических норм, появятся значительные трудности на транспорте. Поэтому одной из важнейших своих задач руководство Китая считает активизацию всей пропагандистско-воспитательной работы в рамках осуществляемой в КНР политики планового деторождения.

... и жилищная

Как сообщает китайская печать, несмотря на значительное расширение масштабов городского и сельского строительства в КНР, проблема обеспечения миллиардного населения страны жильем по-прежнему остается одной из наиболее острых. Она усугубляется тем, что ежегодно численность населения КНР увеличивается в среднем на 13 млн. человек.

Особенно тяжелая ситуация сложилась в городах. В настоящее время, по официальным данным, на каждого жителя городов с населением более 1 млн. человек приходится в среднем около 6 м"sup"2"/sup" общей жилой площади, в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек - 6,9 м"sup"2"/sup". В небольших городах положение несколько лучше: там имеется около 7 м"sup"2"/sup" на человека.

В соответствии с перспективным планом к 2000 г. каждый городской житель КНР должен иметь в среднем 8 м"sup"2"/sup" жилья. При этом большинство семей будет проживать в отдельных квартирах с кухней и водопроводом. Для решения такой задачи потребуется строить 147 млн. м"sup"2"/sup" жилья в год, подчеркивают газеты.

Однако, по мнению китайских экономистов, осуществление этой грандиозной программы станет возможным только в том случае, если будет изменена вся система строительства, распределения и оплаты жилья.

Многие специалисты считают, что низкая плата за жилье - одна из основных причин как нехватки квартир, так и низкого качества строительства. С ростом общих доходов населения доля расходов на жилье в семейном бюджете горожан неуклонно падает. Если в 1978 г. квартплата (включая и коммунальные услуги) составляла 2,3% бюджета средней пекинской семьи, то в 1985 г. - всего 1,25%. В среднем квартиросъемщик платит государству за каждый квадратный метр жилья 1,2 юаня в год. В то же время государство на содержание каждого квадратного метра жилья ежегодно расходует 2,6 юаня. И это без учета средств, затраченных на строительство. В таких условиях, считают китайские экономисты, чем больше государство строит жилья, тем больше оно взваливает на себя дополнительное финансовое бремя, ибо уже в течение более чем 30 лет все жилищное строительство в КНР финансируется исключительно за счет государства.

Другой аспект проблемы - распределение жилья. Отмечается, что нынешняя система порождает спекуляцию и коррупцию. "Стремясь получить большую квартиру, люди идут на подкуп государственных служащих, занятых в сфере распределения жилья", - пишет, например, газета "Чайна дейли".

Решить эту наболевшую проблему можно, по мнению большинства специалистов, разрешив горожанам покупать жилье на личные средства. В ряде городов страны в экспериментальном порядке началась продажа квартир и домов в индивидуальное пользование. В 1985 г., например, было продано 4,8 млн. м"sup"2"/sup" жилья, причем на льготных условиях: покупатель вносит одну треть стоимости квартиры, а остальная часть оплачивается либо государством, либо предприятием или учреждением, где работает будущий хозяин квартиры.

Хотя и эта система основана на государственных дотациях, тем не менее государство получает гораздо большую компенсацию по сравнению с доходами от арендной платы за квартиру. Одновременно планируется также значительное повышение квартирной платы. Это должно стать дополнительным стимулом приобретения собственных домов или квартир.

На пути реорганизации всей системы распределения и оплаты жилья существует, однако, одна серьезная преграда. Это, указывает китайская печать, низкий уровень доходов населения и нехватка средств у предприятий и учреждений, работники которых нуждаются в жилье.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно