Когда читаю материалы, в том числе и в вашем издании, о тяжелом положении с жильем в США, возникает много вопросов. Например, почему богатейшая страна Запада, высокоразвитая в научном и инженерно-техническом плане, страна, не ощутившая на себе, в отличие от нас, разрушительных последствий войны, страна, находящаяся в более благоприятных и выгодных для строительства природно-климатических условиях, наконец, страна, где производительность труда в этой отрасли вдвое превышает нашу, - не может обеспечить своих граждан хорошими жилищными условиями?
И. Игнатенко, агитатор, Норильск
МЫ СОГЛАСНЫ, что ситуация, описанная Вами, не укладывается ни в какую логику. Но в мире капитала своя логика. И потому-то нам, воспитанным в мире, основанном на уважении к человеку, а не к деньгам, трудно до конца осознать реалии западного образа жизни. Тем более, что эти реалии постоянно припудриваются и подлакировываются буржуазными пропагандистами.
Если же спуститься с пропагандистских высей на "грешную" американскую землю, то можно увидеть, что положение с жильем для многих граждан США, согласно официальным данным, действительно критическое. Это объясняется тем, что жилищный сектор почти полностью (на 99%) находится в руках частного бизнеса, который, пользуясь растущим спросом на жилье и неудовлетворительным его предложением, повышает цены не только на дома и квартиры, но практически на все виды товаров и услуг, которые тем или иным образом связаны с жильем.
Спекулятивная политика банков-кредиторов, предоставляющих ссуды на приобретение жилища, приводит к тому, что процентные ставки постоянно растут. Так, в США ссудный процент в 1960 г. был на уровне 4,5%, а к 1982 г. он поднялся до 16,6%. За этот же период расходы по приобретению и аренде жилища выросли на 148,7%, на электроэнергию - на 166,7%, плата за телефон - на 332,0%. В целом все жилищно-коммунальные расходы населения выросли на 138,9%.
Последние два десятилетия ознаменовались в Соединенных Штатах значительным ростом цен на жилье; возросла как стоимость частных домов, так и квартирная плата. Сейчас квартплата составляет в среднем 250 долл. в месяц (без оплаты коммунальных услуг). Но, как отмечает председатель сенатской комиссии по вопросам жилищного и общественного развития конгресса США Н. Б. Гонзалез, "250 долл. - это огромная сумма не только для бедных, но даже для тех, кто находится выше уровня бедности. А когда в стране насчитывается 30 млн. бедняков, положение становится критическим" (В 1984 г. число бедняков достигло 35 млн. человек.)
ПОЧТИ ДВЕ ТРЕТИ ЗАРАБОТКА - НА ЖИЛЬЕ
По данным президента американской жилищной коалиции населения с низкими доходами Н. Долбера, в стране насчитывается 3 млн. семей с годовым доходом ниже 3 тыс. долл., которые могут позволить себе платить за квартиру не более 62 долл. в месяц, что составит 25% их заработной платы. Существуют еще квартиросъемщики, чей доход колеблется между 3 и 6 тыс. долл. в год. Они могут себе позволить платить не свыше 146 долл. Но для частного жилищного бизнеса необходимый минимум взимаемой квартплаты должен составлять не менее 150 долл., чтобы обеспечить ему прибыльное функционирование. Поэтому в 1980 г. 3 млн. семей с годовым доходом менее 3 тыс. долл. платили среднюю квартплату на уровне 179 долл. в месяц. Это составляет 72% от их заработной платы и оставляет им на жизнь менее 70 долларов.
Конечно, это экстремальные условия, но в них, как видим, живут не сотни и не тысячи, а миллионы семей! Эта часть трудящихся в попытках сократить расходы на жилье и транспорт находит квартиры в очень старых домах, в непосредственной близости к промышленным предприятиям.
Несмотря на то, что квартирная плата здесь меньше в сравнении с жилищами, имеющими хоть какие-то удобства, домовладельцы максимально увеличивают плотность заселения, за счет чего и получают большие прибыли.
КАК НАЖИВАЮТСЯ ДОМОВЛАДЕЛЬЦЫ
Установление в результате упорной борьбы трудящихся в ряде случаев муниципального контроля над квартирной платой "вынуждает" домовладельцев делать все возможное, чтобы выселить старых жильцов и заселить дом более состоятельными, заключив с ними предварительно новый контракт на условиях более высокой квартирной платы.
Спектр применяемых домовладельцами методов выселения чрезвычайно широк: от уговоров до прямых угроз, от создания невыносимых условий жизни, например, периодическим отключением воды, выводом из строя мусоропроводов, умышленным приведением дома в аварийное состояние до использования уголовных элементов с целью терроризировать жителей дома.
Во многом это становится возможным как три прямом попустительстве властей, так и при сложности контроля за деятельностью домовладельцев, условиями проживания и жилищным фондом в связи с сокращениями на эти цели бюджетных ассигнований. Так, только в Нью-Йорке число муниципальных жилищных инспекторов было сокращено с 625 человек в 1975 г. до 382 в 1980 г. (и это на семимиллионный город!). Кроме того, был урезан наполовину муниципальный бюджет на программы по обслуживанию и ремонту жилищ. За годы правления Рейгана бюджет Нью-Йорка и других городов еще больше сократился.
Одним из уродливых проявлений получения прибыли "во что бы то ни стало" является организация самими домовладельцами поджогов старых домов, предварительно застрахованных на значительную сумму, во много раз превышающую их реальную стоимость. Меньше всего их волнует то, что ежегодно в результате поджогов погибает, по данным бюро цензов министерства торговли США, около тысячи американцев, а десятки тысяч лишаются крыши над головой. Так, в процессе судебного расследования в 1980 г. в Нью-Йорке выяснилось, что группа домовладельцев из 13 человек организовала поджог 46 принадлежащих им предварительно застрахованных на крупные суммы домов.
Бывает и так, что жилой фонд настолько стар и настолько сложно собрать с малоимущих квартиросъемщиков квартплату, необходимую для ремонта здания, что домовладельцы предпочитают оставить его. Трудящимся и безработным предоставляется "возможность" просто занять пустующее заброшенное здание.
БЕЗДОМНАЯ АМЕРИКА
Частная собственность на землю позволяет современным лендлордам безнаказанно, как бы забывая про эти дома и участки земли, выжидать благоприятной конъюнктуры, чтобы потом продать их по спекулятивной цене, положив в карман огромные барыши.
Люди, живущие как в заброшенных домах, так и в домах с домовладельцем, находятся в постоянном страхе быть выселенными, боясь потерять то немногое, что у них есть. Этим во многом объясняется их пассивность в ответ на произвол домовладельцев, отказывающихся произвести зачастую даже аварийные работы по дому. Страх этих людей оказаться на улице небезоснователен, поскольку каждый год из квартир выселяют около 2,5 млн. человек.
Эти люди вынуждены жить на улице, спать в картонных коробках, на вокзалах на канализационных решетках, перебиваться ночлежками благотворительных организаций и церквей, режим проживания в которых унизителен для человеческого достоинства.
Обследования показали, что наибольшее число бездомных приходится на черное население - 66%, 14% составляют белые и 20% - испаноязычное население. Повышается по сравнению с прошлым десятилетием процент женщин среди бездомных.
Проблемы бездомных чрезвычайно обостряются во время годовых температурных перепадов. Отсутствие жилища во многом приводит к тому, что ежегодно около 25 тыс. американцев, в основном пожилых, погибают в зимнее время в результате переохлаждения.
На фоне перечисленных выше проблем парадоксальной выглядит ситуация, когда при наличии миллионов ютящихся в полуразрушенных домах и бездомных в капиталистических странах существуют целые кварталы с пустующими, закрытыми на ключ комфортабельными квартирами, в ожидании хозяев, которые смогут себе позволить платить за них. Так, в среднем 5 - 6% жилого фонда США постоянно пустует.
Вопиющая несправедливость подобного положения приводит к волнениям в среде бездомных, выливающимся в уличные беспорядки, которые периодически вспыхивают в городах Соединенных Штатов. И это гоже реальность сегодняшней Америки.