Примерное время чтения: 8 минут
119

В XII пятилетке производство недорогих видов верхней одежды для пожилых людей увеличиться в 2,3 раза. Как одеть одетого...

Немало читателей "АиФ" считает, что отечественной легкой промышленности весьма трудно конкурировать с капиталистической: нет гибкости, предприимчивости, мастерства.

Упреки эти во многом справедливы, но в работе отрасли есть положительный опыт, например в Латвии, который дает основания для оптимизма. Рассказать о нем корреспондент Н. Желнорова попросила заместителя министра легкой промышленности Латвийской ССР Н. Д. ВИШНЕВСКУЮ.

КОРР. Нина Дмитриевна, расскажите, каким образом вы избавляетесь от затоваривания неходовой продукции? Ведь, по данным ЦСУ СССР, остатки в оптовой и розничной торговле неходовых и залежалых одежды и белья оцениваются а сумму более полумиллиарда рублей.

ВИШНЕВСКАЯ. Мы делаем все для того, чтобы ее просто не было. С этой целью специалисты постоянно изучают спрос покупателей, дважды в год выдают результаты исследований. Подобным путем установлено пять типов потребителей. Это авангард - 9% (от общего количества), престижные - 12%, умеренные - 37%, практичные - 29% и равнодушные - 13%. Зная своих потребителей, мы заранее устанавливаем (путем опроса, анкетирования), как та или иная группа относится в предстоящем сезоне, положим, к верхней одежде: кто отдает предпочтение спортивной куртке, кто - пальто, кто - утепленному плащу. В соответствии с этим, с прицелом на конкретного покупателя, мы и планируем производство товаров.

Такие конъюнктурные обзоры имеют все предприятия, с их учетом они определяют перспективные направления развития, снимают, заменяют модели. Поэтому по ассортименту у нас и нет затоваривания.

Кроме того, уже в течение нескольких лет мы используем новый - планшетный - метод заказа предприятиям конструкций и моделей одежды для населения. Что дает нам планшетный метод работы? Возможность охватить вкусы, потребности всего населения республики и действовать не наугад, а наверняка. Ежегодно не менее трети моделей мы заменяем на новые. А неудачные, те, которые "не пошли" к покупателю, снимаем с производства практически сразу же.

КОРР. Заинтересованы ли вы в экспорте своей продукции?

ВИШНЕВСКАЯ. После перехода на самофинансирование и самоокупаемость мы всячески стали заинтересовывать предприятия в получении валюты. Нужны новые импортные линии и запчасти? Создавайте коллекцию моделей на экспорт. Если раньше мы смотрели на экспорт так: есть - хорошо, нет -

еще лучше, так как от него было немало лишних хлопот, то сегодня жизнь заставляет нас серьезно подумать, что бы мы могли экспортировать. В министерство приезжает много представителей зарубежных фирм, они высказывают определенный интерес. Англичане, например, заявили, что не прочь закупить все 10 млн. изделий Огрского трикотажного комбината.

КОРР. С мая начинает развиваться индивидуальная трудовая деятельность. Не страшит ли конкуренция?

ВИШНЕВСКАЯ. Нет. Более того, я отношусь к ней положительно. Сейчас мы задушены ассортиментом, а торговля просит его дальнейшего расширения. Мы, как натуральное хозяйство, все у себя шьем: и шорты, и кепочки, и блузочки, и платочки... Не говоря уже о крупных вещах. Если же кооперативы по-серьезному возьмут на себя сложный, но очень модный ассортимент - мы будем только рады. Они станут своего рода группой быстрого реагирования.

КОРР. Для того чтобы выпускать модные вещи, нужно иметь исходное слагаемое - оборудование. Все ли у вас с этим в порядке?

ВИШНЕВСКАЯ. 47% оборудования, установленного на предприятиях отрасли, старше 15 лет. Большей частью это морально и физически изношенные станки. Нужно перевооружение производства.

В первую очередь мы планируем провести реконструкцию фирменных комбинатов и надеемся сделать это комплексно. Очень плохо получается, когда "россыпью" внедряются новые странки, которые потом между собой не стыкуются ни по производительности, ни по качеству. Мы хотим установить целые линии современного оборудования.

КОРР. Взят ли вашей отраслью какой-либо опыт других стран?

ВИШНЕВСКАЯ. Латвия дружит со швейными предприятиями Ростовского округа (ГДР). Мы у них переняли конструкцию джинсовых брюк, немного переделали ее с учетом особенностей нашего населения, и получилась великолепная модель. Даже в сравнении с зарубежными джинсами многие отдавали предпочтение латвийским. Тем более что наши подешевле.

По результатам взаимного обмена нашей чулочно-трикотажной фабрики "Эсде" с "Авророй"- (ГДР) расширился ассортимент колготок. Влияние сотрудничества на внедрение серьезных новинок сказывается.

КОРР. Какой стимул побуждает предприятия вашей отрасли снимать с производства устаревшие модели?

ВИШНЕВСКАЯ. Самый простой - отказ торговли.

КОРР. Как вы добиваетесь соблюдения договоров с торговлей?

ВИШНЕВСКАЯ. Вопрос этот пока сложный. Не отдал торговле нужный, заказанный ею товар - торговля берет штрафы в полуторном размере. Это, поверьте, очень ощутимо и здорово подстегивает предприятия.

КОРР. Довольны ли вы организацией торговли в республике?

ВИШНЕВСКАЯ. Не всегда. Сейчас надо очень маневренно торговать, а мы так еще не научились. К примеру, в центральном универмаге скопилось много товара одного ассортимента, но посмотреть, есть ли он в соседних магазинах, в соседнем районе, торговля не хочет. Обратного перераспределения изделий, к сожалению, не происходит. Получается, что не товар идет к человеку, а человек к товару, хотя надо наоборот.

КОРР. Нина Дмитриевна, оправданна ли, на ваш взгляд, нынешняя тенденция на усложнение, удорожание одежды и обуви? Станут ли товары дешевле? Что для этого надо сделать?

ВИШНЕВСКАЯ. Да, нередко одежда становится очень дорогой, и чаще всего особо модные вещи. На какой контингент мы рассчитываем? На какие доходы? Я себя, например, отношу к среднеоплачиваемой группе, в особо модном магазине покупать вещи мне не по карману. Расчет надо вести - и мы это делаем - на основную часть населения. Для них и добавки за индекс "Н" (новинку) окажутся не такими высокими, как для особо модных изделий, и модели не такие вычурные. Не всем ведь нужна передовая линия моды.

КОРР. А как быть тем, которые жаждут особо модной одежды? Сдерживать свои пристрастия?

ВИШНЕВСКАЯ. Зачем же? Пусть будут салоны особо модной одежды, где и художники- модельеры станут упражняться в своем искусстве, и желающие приобретут их творения по высоким ценам.

КОРР. Как вы считаете, целесообразна ли закупка нашей страной коллекции моделей Пьера Кардена?

ВИШНЕВСКАЯ. Пьер Карден доказал, что должна быть классика в промышленной коллекции, что нечего гоняться за сложными, вычурными моделями, потому что лучшая основа костюма - это классика.

КОРР. Как вы решаете проблему обеспечения одеждой пожилого человека?

ВИШНЕВСКАЯ. Сейчас до этих людей та продукция, которую мы выпускаем, практически не доходит. Дорогие вещи им не по карману, а дешевые - моментально раскупаются "средней" группой.

Считаю, что потребности пенсионеров с низким доходом надо учитывать, введя, например, поименный список. Скажем, такая-то пенсионерка хочет приобрести зимнее пальто по цене 70 - 80 руб., размеры ее такие-то. Когда собраны все заявки пенсионеров, промышленность создает модель и выполняет их персональный заказ. Готовые вещи идут к конкретным потребителям. Ведь мы работаем для них, для людей!

КОРР. Интересно узнать, часто ли люди приобретают вещи исключительно под воздействием рекламы?

ВИШНЕВСКАЯ. Да. При демонстрации в магазине тех моделей, которые есть в этот момент в продаже, реализация их значительно увеличивается. Многие идут в магазин, не зная толком, что они хотят купить. И нередко совершают ненужные покупки. А реклама их ориентирует, нацеливает, убеждает. Конечно, нам надо совершенствовать культуру торговли, воспитывать у потребителей умение приобретать только нужные вещи.

* * *

Производство товаров, предлагаемых народу, их качество, уровень обслуживания населения - это своеобразная витрина нашего бытия, вопрос притягательности социализма, это, если хотите, арена соревнования социализма и капитализма.

* Зa три последние пятилетии производство предметов потребления и розничный товарооборот возросли вдвое. Но в то же время промышленность слабо учитывала запросы молодежи, пожилых людей, детей, других групп населения.

Несмотря на то что более чем в 3 раза вырос объем бытовых услуг, доля платных услуг в течение последних 20 лет оставалась неизменной, составляя около 9% всех расходов граждан.

* В 1986 г. произведено сверх плана непродовольственных товаров на 1,4 млрд. руб.

* Вдвое выше, чем в среднем за минувшую пятилетку, был прирост платных услуг.

* Потребление населением материальных благ и услуг в целом выросло на 5,5%, тогда как в прошлой пятилетке оно увеличивалось в среднем за год на 3,7%.

В XII пятилетке производство непродовольственных товаров должно увеличиться на 33%, что значительно выше роста выпуска всей промышленной продукции. Объем платных услуг запланировано увеличить в 1,5 раза.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно