Что делается для более полного удовлетворения спроса молодых на модные товары
ПОТРЕБНОСТЬ в модной одежде - не на страницах модных журналов, а на прилавках магазинов - действительно существует. Ведь современной молодежи требуется все больше средств для самовыражения. Одежда - одно из них.
Немаловажно и то, что молодые люди начали все больше зарабатывать самостоятельно и все меньше зависеть от родителей - у них появилась большая покупательная способность.
Именно поэтому западные модельеры и промышленники "ухватились" за молодежь и даже сделали на ней солидный бизнес: они ввели в обиход так называемую "антимоду" - изысканные лохмотья "под панков", платья из матрасной обивки и т. д. Такие "выверты" с настоящей молодежной модой вряд ли имеют что-нибудь общее. Для нас этот путь неприемлем.
Что нужно молодым прежде всего? Чтобы покрой вещи был модным, красивым, современным, чтобы она "смотрелась" Этим требованиям, конечно же, отвечают модели "от Зайцева" или других ведущих наших модельеров. Но одно дело - модели для демонстрации в Домах моды, и совсем другое - серийные массовые партии, одежда, которую можно купить в магазине. Так что же делается, чтобы удовлетворить спрос молодых людей на модные товары?
"Торговый дом" для молодежи
Начнем с того, что современных видов одежды выпускают все больше. В 1985 г, швейных изделий для молодых будет выпускаться на 3,8% больше, чем в 1984 г., выпуск изделий верхнего трикотажа увеличится на 18,9%, обуви - на 9,7%, И это только начало.
В последние несколько лет по всей стране открываются специальные магазины молодежной моды (лучшие из них - ленинградская "Юность", киевский "Молодежный", ивановский магазин молодежной моды и некоторые другие). С их помощью предполагается выяснить, каких товаров для молодежи не хватает, и "подтолкнуть" легкую промышленность в нужном направлении. Кстати сказать, Министерством легкой промышленности СССР уже составлен целый перечень швейных, трикотажных изделий и модной обуви, которые пользуются спросом у молодежи, определены задания по их выпуску, а текстильной промышленности поручено подумать о специальных тканях для молодежи, которые должны быть созданы по рисункам модельеров.
В молодежных магазинах будут продаваться не только вещи для гардероба. У юного потребителя свои особые требования, свой спрос даже на кассеты для магнитофонов и грампластинки, и это будет учтено. Мало того - в молодежных "торговых домах" запланировано открыть демонстрационные залы и даже сок-бары.
В идеале магазины молодежной моды должны воспитывать вкусы молодых людей и, конечно, чутко реагировать на все "виражи" моды На практике все не так просто.
Не на одно лицо
Прежде всего, молодежь не хочет одеваться "на одно лицо", а это значит, что товары для молодых надо выпускать небольшими партиями. Предприятиям легкой промышленности это, конечно, невыгодно. И все-таки есть способы в этом предприятия заинтересовать. К примеру, в молодежных магазинах открываются отделы, которые торгуют по договорным ценам. Это значит, что предприятие, выпуская "ультрамодные" товары небольшими партиями и в кратчайшие сроки, цены на них "назначает" (согласовав с торговлей) несколько более высокие, чем обычно. И между прочим, модели "по последнему крику моды" и по договорным ценам, идут нарасхват.
Приведем пример: популярности среди молодежи рижского магазина "Астра", который практически полностью перешел на договорные цены, другие магазины могут позавидовать. Кроме того, в этом, магазине вам всегда подскажут, что сегодня в моде, что вам больше всего к лицу.
Стимулировать предприятия легкой промышленности можно и несколько иначе. Скажем, в другом рижском магазине, "Лаймдота", который торгует изделиями для тех, кто привык шагать впереди моды, в основном все товары помечены индексом "Н" - "новинка" За эту новую, оригинальную одежду предприятия получают надбавку до 30%. Вот и выгода появилась.
Существуют и здесь трудности: предприятия легкой промышленности, как правило, получают прибыль со стоимости всего выпускаемого, а не реализованного товара Значит, им совершенно безразлично, зале жался их товар или был распродан. А в результате промышленники не очень-то интересуются молодежной модой.
Как заинтересовать промышленность?
Казалось бы, проблема неразрешимая. И тем не менее выход найден. Вот пример: челябинские фирмы "Эталон" и "Гарантия" выпускают модные молодежные товары. Обе фирмы действуют по принципу сквозных бригад отличного качества. Это значит, что все звенья цепочки - от поставщиков сырья до продавцов - "завязаны" на конечный результат своей деятельности. Оплата труда каждого из них зависит от того, раскупаются или нет товары, к которым все они "приложили руку". Так что промышленникам приходится учитывать вкусы молодых людей, ведь иначе их товар "не пойдет".
К сожалению, бывает так, что и в магазины молодежной моды просачиваются товары, которые модными были несколько сезонов назад, а то и вовсе уцененные. Естественно, спросом они не пользуются.
Для того чтобы этих казусов избежать, в последнее время между предприятиями промышленности и торговли заключаются договоры. К примеру, такой договор заключен на 1984 - 1985 гг. между Московской центральной трикотажной базой, республиканским промышленным трикотажным объединением "Мострикотажпром" и универмагом "Молодежный". Все три предприятия начинают с того, что изучают современные направления моды и покупательский спрос, а затем общими усилиями разрабатывают и выпускают промышленные коллекции одежды для молодых.
Кстати, в последнее время стали поговаривать о том, что моду для молодых должны создавать сами молодые. Пока что торгово-промышленное объединение "Молодежь для молодежи" еще в проекте, но во многих домах моделей уже работают группы творческой молодежи, проводятся конкурсы- смотры молодых модельеров на лучшее изделие.
Как предполагается, по всей стране к концу 1985 г. должны появиться еще 25 таких же магазинов, как "Астра" и "Лаймдота", и еще 54 магазина молодежной моды. А на Украине разработана программа, которая предусматривает открыть такой магазин в каждом областном центре.