Окончание статьи заместителя заведующего Отделом организационно-партийной работы ЦК КПСС Г. К. КРЮЧКОВА.
Начало в N 25.
ГОТОВИТЬ РЕЗЕРВ ПОСТОЯННО
Надо сказать, что на постановке кадровой работы отрицательно сказывались разобщенность, распыленность в деле подбора работников, отсутствие должной координации, системы в этом деле. Это привело к тому, что наша партия, располагая огромными кадровыми возможностями, далеко не всегда имела в своем распоряжении надежный, подготовленный резерв кадров.
Одним словом, на важнейшем направлении партийной деятельности, составляющем сердцевину, ключевое звено политического руководства, накопилось немало проблем, вопросов, требовавших неотложного решения, новых подходов, иного масштаба оценок, решительного выправления недостатков и перекосов.
Все это требовало не просто улучшить организацию кадровой работы (в этом есть необходимость), а серьезно обновить, в сущности - выработать новую кадровую политику, которая отвечала бы новому этапу, новым условиям развития и функционирования нашего общества, эффективно служила перестройке.
Речь шла о выработке такой системы работы с кадрами, которая позволяла бы своевременно замечать и растить людей талантливых, добросовестных, настоящих новаторов, глубоко осознающих необходимость качественных перемен в нашем обществе, способных ломать инерцию и рутину, творчески проводить линию партии, и в то же время напрочь закрывала дорогу карьеристам, перерожденцам, приспособленцам и конъюнктурщикам, исключала бы малейшие отступления от партийных принципов, возможность выхода руководителей из-под контроля, их перерождения.
В ЧЕМ ГАРАНТИИ УСПЕХА?
Гвоздевым, ключевым является вопрос: есть ли у нас гарантии того, что дело перестройки будет доведено до конца, что процесс преобразований не остановится, прежние ошибки не повторятся и будет обеспечено полнокровное развитие нашего общества?
На этот вопрос январский Пленум ЦК ответил однозначно: да такие гарантии у нас есть. О них сильно сказано в Обращении Центрального Комитета КПСС к советскому народу в связи с 70-летием Октября: "В перестройке заинтересован народ, в ней глубоко заинтересован рабочий класс - ведущая сила советского общества. Перестройкой руководит партия, на деле доказывающая свою способность с революционной настойчивостью бороться за решение новых задач, готовая и умеющая обновлять формы и методы собственной работы.
Единые устремления, общие действия партии и народа, сплоченных опытом пережитого, сознанием ответственности за настоящее и будущее страны, - вот гарантия, что курс XXVII съезда будет проводиться неуклонно".
Что же необходимо сделать для того, чтобы указанные гарантии срабатывали, чтобы они действительно воплотились в реальную практику? Партия указала, что путем к этому является включение всего советского народа в дело перестройки, предоставление всем трудящимся возможности активно, непосредственно и реально, решающим образом участвовать в делах государства и общества, значительное усиление воздействия трудящихся на проведение кадровой политики - на подбор кадров и осуществление контроля за их работой. Задача состоит в том, чтобы наполнить работу всех звеньев нашей политической системы, деятельность всех политических институтов реальным демократическим содержанием, по-настоящему включить в перестройку главную силу - народ, все поставить под контроль народа.
Прежде всего, это развитие демократии в сфере производства, широкое внедрение самоуправленческих начал в жизнь трудовых коллективов.
Основные направления этого процесса определены Законом СССР о государственном предприятии (объединении), который получил широкую поддержку в ходе всенародного обсуждения, одобрен июньским (1987 г.) Пленумом ЦК КПСС и принят седьмой сессией Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва.
Другим важным, принципиальным направлением демократизации общественной жизни, кадровой политики является дальнейшее совершенствование нашей избирательной системы. Существо новых подходов заключается в том, чтобы создать предпосылки, обеспечивающие более эффективное и более реальное участие избирателей на всех стадиях избирательного процесса, предоставить им возможность высказывать свое отношение по более широкому кругу кандидатов; избавить избирательную практику от элементов формализма.
В ходе подготовки к состоявшимся 21 июня очередным выборам в местные Советы народных депутатов и на самих выборах сделан серьезный шаг в указанном направлении.
В этом же русле идут и меры по расширению внутрипартийной демократии, в частности по демократизации выборов руководящих партийных органов. Как известно, выборы секретарей райкомов и горкомов партии тайным голосованием на пленумах партийных комитетов из числа двух-трех и более кандидатов уже становятся обычной практикой.
НА ВИДУ У МАСС, ПОД КОНТРОЛЕМ МАСС
Третье направление демократизации заключается в расширении гласности и в создании условий для усиления контроля за деятельностью кадров "сверху" и особенно "снизу".
Для расширения гласности, в том числе в работе с кадрами, после апрельского (1985 г.) Пленума ЦК многое сделано. Сейчас организована разработка правовых актов, обеспечивающих максимальную открытость в деятельности государственных органов и общественных организаций. Должно быть повсеместно покончено с еще бытующей практикой, когда вопросы о выдвижении работников, о проступках, совершенных руководителями, рассматриваются в узком кругу, замалчивается истинная причина освобождения того или иного ответственного лица от должности.
Что касается контроля, то исходная позиция зафиксирована в Программе партии: ни один орган и ни один руководитель не могут и не должны оставаться вне контроля и вне критики. Что нового здесь внес январский Пленум?
Первое. Пленум поставил задачу перевести отчетность руководителей перед трудовыми коллективами, населением, общественностью на регулярную основу, сделать ее обязательной и периодической.
Второй момент. Центральный Комитет КПСС поставил вопрос так, чтобы коллективы трудящихся в лице общих собраний, конференций, советов трудовых коллективов, другие форумы, перед которыми будут отчитываться руководители, обладали правом давать им оценку, вплоть до постановки вопроса об освобождении от занимаемых постов тех должностных лиц, которые не справляются со своими обязанностями или недостойно ведут себя.
И третий момент. Четко определено, что является критерием при оценке деятельности любого руководителя. Таким критерием - на Пленуме ЦК он назван решающим - является отношение к перестройке, к задачам ускорения социально-экономического развития страны, реальные дела по их осуществлению.
РАСШИРЯТЬ СОЦИАЛЬНУЮ БАЗУ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
Важнейшее значение имеют положения Пленума о расширении социальной базы советской демократии, кадровой политики. Здесь важно отметить такие моменты.
Первое. Это - требование обеспечить более широкое выдвижение на руководящую работу способных организаторов из числа молодежи.
Второе. Пленум признал необходимым пойти на более широкое выдвижение женщин на руководящие посты на всех уровнях управления и во всех сферах жизнедеятельности общества.
Третье - Пленум ЦК потребовал изменить отношение к выдвижению на руководящую работу беспартийных. Наша партия всегда стремилась широко выдвигать способных организаторов из числа беспартийных рабочих и крестьян, придавая этому принципиальное значение. В. И. Ленин неустанно повторял: смелее выдвигайте беспартийных, "сохраняя необходимый контроль и направление за коммунистами", "проверяйте беспартийными работу партийных".
Можно напомнить и факты, относящиеся к более позднему времени. Беспартийный генерал Л. А. Говоров был назначен командующим Ленинградским фронтом в самое трудное время Великой Отечественной войны. Академик И. Г. Петровский руководил Московским государственным университетом, будучи беспартийным. Беспартийный академик Й. А. Артоболевский возглавлял самую массовую организацию нашей интеллигенции - Всесоюзное общество "Знание".
Позднее подход к этим вопросам изменился: стремились любой, мало-мальски руководящий пост - будь то заведующий сектором института или мастер - непременно поручать члену партии.
К чему это привело? Во-первых, к ущемлению конституционных прав беспартийных, к серьезному ограничению наших кадровых возможностей. А во-вторых, искусственно подогревались карьеристские устремления при вступлении в партию.
Такую практику предстоит изменить.
Социалистическая демократия не имеет ничего общего с вседозволенностью, распущенностью, безответственностью, анархией и демагогией, равно как и с бездумным послушанием, слепой исполнительностью. Надо сказать, есть у нас люди, для которых демократично только то, что им выгодно, а что им не подходит - то недемократично.
В документах январского и июньского (1987 г.) Пленумов ЦК КПСС с большой остротой поставлены задачи укрепления дисциплины, повышения ответственности кадров, усиления требовательности на всех уровнях. Сегодня укрепление дисциплины, повышение ответственности кадров - одна из актуальнейших задач.
НЕ ДОПУСКАТЬ ПОВТОРЕНИЯ ПРОШЛОГО
Итак, у нас складывается механизм выборности, сменяемости, отчетности руководителей. Достаточно ли всего этого, чтобы сказать: перестройка необратима? Тем более что на словах все за перестройку.
Постановка этого вопроса представляется правомерной еще и потому, что и опыт нашей партии, и опыт братских социалистических стран показывает, что кадровый механизм, какими бы демократическими ни были формы его функционирования, сам по себе еще не гарантирует достижения целей кадровой политики.
Что же еще нужно для того, чтобы партийные принципы работы с кадрами проводились последовательно и неуклонно? Почему мы с убежденностью можем говорить, что возврата к прошлому не будет?
Прежде всего, нужна политическая воля партийного и государственного руководства. Сегодня есть все основания утверждать, что, в отличие от недавнего прошлого, решимость высшего политического руководства страны не допустить повторения того, что произошло, довести до конца дело перестройки, обеспечить неуклонное соблюдение во всей нашей жизни ленинских норм не только твердо и однозначно выражена в самых авторитетных партийных документах - решениях XXVII съезда, Пленумов ЦК, в выступлениях политических лидеров партии, но и, что особенно важно, последовательно проводится в жизнь.
В этом направлении предстоит еще много поработать. И сегодня значительной части первичных партийных организаций недостает активности, боевитости, остроты восприятия проблем, непримиримости к недостаткам, бескомпромиссности в отношении всякого рода негативных явлений.
И еще одно условие - высокий уровень политической культуры руководящих кадров, всех трудящихся. Тут требуются особенно большие усилия. Далеко не все руководители, прежде всего в районном звене, умеют работать, руководить людьми в условиях углубляющейся демократии. Известны факты, когда некоторых товарищей просто пугает нарастание общественной активности народа, атмосфера открытости, гласности, нелицеприятной критики. Пугает прежде всего тех, кто привык к безапелляционному тону, командному стилю, администрированию, кто привык действовать преимущественно запретительными методами. Вот почему актуальнейшей задачей является повышение политической зрелости, политической культуры прежде всего руководящих кадров. Не менее важно научить всех трудящихся по-настоящему пользоваться конституционными правами, преодолеть накопившуюся за многие годы общественную пассивность, безразличие, позицию "моя хата с краю".
Уже сейчас видно, как положительно сказывается выборность руководителей на росте активности людей, осознании ими своей ответственности за дела в коллективах, за перестройку, революционное обновление всей нашей жизни. Но апатия, пассивность далеко еще не преодолены. Известны и факты, когда в отдельных коллективах выдвигали и избирали руководителей, которые недостойны этого, - не сильных и требовательных, принципиальных и строгих, а, так сказать, "удобных", "своих", покладистых, добреньких... Происходит это там, где партийные организации при решении кадровых вопросов стоят в стороне, не влияют на обстановку в коллективах либо не знают настроений людей, то есть в сущности не выполняют важнейшую уставную обязанность - активно участвовать в проведении кадровой политики партии.
Важно не допустить, чтобы великое дело демократизации было использовано в корыстных целях, как удобная форма реализации групповых, эгоистических, хотя и коллективных, но далеких от забот об общем благе интересов. Но это вовсе не означает, что можно "отступиться" от утверждающейся практики широкого выбора руководителей на конкурсной основе. Возврата к прошлому быть не должно.
Мы идем на выборность, расширяем гласность, развиваем критику не ради того, чтобы перед кем-то выглядеть хорошо. Не этим продиктованы наши усилия. Нам не нужна игра в демократию, нам нужно настоящее волеизъявление народа, опора на коллективный разум и опыт масс.
В движение пришло все наше общество, весь народ. И это самая надежная гарантия необратимости развернувшихся в нашем обществе положительных процессов.