В начале октября нынешнего года в Варшаве состоялся очередной пленум ЦК ПОРП, который, по словам Первого секретаря ЦК ПОРП В. Ярузельского, имеет особый, можно сказать, чрезвычайный характер. Это обусловлено тем огромным значением, которое имеют для настоящего и будущего Польши вынесенные на рассмотрение Пленума проблемы. Суть их в определении путей и форм осуществления второго этапа проводимой в Польше экономической реформы, принципов перестройки высших и центральных органов государственной администрации.
ВЫСТУПИВШИЙ НА ПЛЕНУМЕ с докладом о плане реализации второго этапа экономической реформы член Политбюро ЦК ПОРП, Председатель Совета Министров ПНР З. Месснер, в частности, отметил, что правительственная программа реализации второго этапа экономической реформы - это та же реформа, с инициативой которой партия выступила на IX съезде. Новое будет заключаться в использовании более разнообразных инструментов активизации предприимчивости и хозяйственной деятельности, в более быстром достижении экономического равновесия как основы эффективности экономических механизмов. Как показывает анализ, именно в этом прежде всего нуждается польская экономика.
Изменения, происшедшие в экономике в результате реализации решений X съезда, дали предприятиям самостоятельность, повысили самоуправляемость трудовых коллективов. В планировании и управлении экономикой произошли существенные, хотя еще и недостаточные позитивные изменения, а также перемены в общественном сознании. В Польше сумели восстановить и превысить уровень промышленного производства, добились благоприятных результатов в сельском хозяйстве и улучшения ситуации на рынке, особенно продовольственном. Уже несколько лет растут потребление, реальная заработная плата и соцобеспечение. Количественный прирост больничных коек и школьных классов был большим, чем когда-либо.
Польша также постепенно восстанавливает размеры своего участия в международном экономическом сотрудничестве. Растет внешнеторговый оборот с социалистическими и капиталистическими странами. Достигнуто активное сальдо в торговле с капиталистическими государствами. Интенсивно развиваются отношения со странами - членами СЭВ.
Однако не все проблемы решены удовлетворительно. Не удалось добиться экономического равновесия, что ослабило действенность новых хозяйственных механизмов, вызвало необходимость применения систем лимитирования, взвинтило инфляцию. Все это вызвало необходимость придать реформе новый импульс.
Осуществление второго этапа реформы правительство начинает с себя, с изменения функций и структуры главных и центральных органов государственной администрации. На сей раз это будет не механическая операция слияния и разделения. Планируется ликвидация 16 и образование 8 новых главных и центральных органов.
Говоря далее об экономической политике в 1986 - 1990 гг., Председатель Совета Министров указал, что она должна обеспечить неуклонное повышение уровня жизни. Прошлый и нынешний годы показывают, что это положение осуществляется.
Даже наилучшие экономические решения, наилучшим образом сконструированные механизмы и нормы, сказал З. Месснер, не дадут результатов без общественной поддержки. В то же время новаторские концепции по природе вещей вызывают сопротивление. Не исключено, что реформа может столкнуться с противодействием со стороны доктринеров, которые попытаются оспорить социалистический характер производимых изменений. На это можно сказать, что социализм - это не окостеневшая система. Это творческая общественная формация, способная ответить на требования настоящего и будущего. Нельзя позволить, чтобы идейно и интеллектуально пассивные люди навязали обществу сковывающие по рукам и ногам предвзятости и ограничения.
В заключение З. Месснер напомнил, что реформа не может ограничиваться изменением экономических механизмов. Необходимы изменения во всей общественно-политической сфере. Ленинское положение о неразделенности экономики, политики и идеологии актуально сегодня, как никогда прежде.
В ходе последовавшей затем дискуссии выступили 22 члена ЦК ПОРП. Активное участие в ней приняли прежде всего рабочие - члены ЦК.
* До настоящего времени все действия по внедрению реформы были половинчатыми, несмелыми, сказал бригадир механического завода имени М. Новотко в Варшаве Т. Высоцкий. Это стало причиной очень скромных ее результатов и неверия большинства членов общества в окончательный успех реформы. Внедряемые программы часто воспринимаются как реформа для реформы, а не как система мер, которая должна реализовывать те преимущества, которые дает человеку социалистический строй.
* Мы ожидаем, что в ходе второго этапа наконец-то по достоинству будут оцениваться социалистическая предприимчивость и инициатива как отдельных граждан, так и производственных коллективов, сказал секретарь профсоюзной организации цементного завода в г. Стшельце-Опольске А. Хояк. Все ждут тесного увязывания результатов труда и заработной платы.
* Рабочий комбината силовой гидравлики "Пезетэль-Нудраль" во Вроцлаве М. Окраса указал на то, что без активного, заинтересованного участия инженерно-технического персонала воплотить в жизнь второй этап реформы не удастся. А ведь много инженеров и техников перешли из государственных предприятий в частные и кооперативные фирмы. Такой выбор объясняется ошибками в оплате их труда.
В заключение пленум принял постановление по вопросу реализации второго этапа экономической реформы.
Центральный Комитет полностью поддержал инициативу Патриотического движения национального возрождения относительно проведения всенародного референдума. Польский народ, говорится в постановлении, решит, в какой степени, какими темпами и с какой эффективностью следует проводить реформы и демократизировать общественно- политическую систему.