Что представляют собой "три препятствия", которые, по мнению китайской стороны, мешают улучшению отношений между СССР и КНР?
В. Панферов, Московская обл.
"ТРИ БОЛЬШИХ ПРЕПЯТСТВИЯ" (или "три препятствия") - это комплекс проблем, которые, с точки зрения китайской стороны, должны быть разрешены для того, чтобы достичь "существенного прогресса" в китайско-советских политических отношениях и полностью их реализовать. Как отмечают представители КНР, после преодоления "трех препятствий" станет возможным повышение уровня политических связей между двумя странами (включая организацию визитов на высшем уровне) и возобновление межпартийных контактов между КПК и КПСС.
Прежде всего - несколько слов о процессе формирования комплекса "трех препятствий". На I сессии ВСНП 5-го созыва в феврале 1978 г. Хуа Гофэн, являвшийся в то время премьером Госсовета КНР, заявил, в частности, что для нормализации советско-китайских отношений Советское правительство должно "вывести свои войска из МНР и из районов, прилегающих к советско-китайской границе...". Эта проблема и стала первым из "трех препятствий".
В сентябре - ноябре 1979 г. в Москве состоялся первый раунд советско-китайских переговоров по вопросам межгосударственных отношений на уровне заместителей министров иностранных дел. В ходе переговоров китайская сторона кроме уже упоминавшейся проблемы назвала и "второе препятствие" - поддержку Советским Союзом политики Вьетнама в отношении Кампучии, которую в КНР характеризуют как "агрессивную".
20 января 1980 г. представитель МИД КНР заявил о "неуместности" продолжения советско-китайских переговоров по проблемам межгосударственных отношений, ибо, по мнению китайской стороны, направление в Афганистан советских войск (что, как известно, было сделано по просьбе законного правительства ДРА) создало новое препятствие в нормализации китайско-советских отношений
В октябре 1982 г. по договоренности сторон начались советско-китайские политические консультации на уровне представителей правительств в ранге заместителей министров иностранных дел. По взаимному согласию консультации проводятся поочередно в Пекине и в Москве (уже состоялось 10 раундов консультаций, последний - осенью 1987 г. в Пекине). В ходе консультаций китайская сторона ставила вопрос о необходимости преодоления "трех препятствий" для достижения полной нормализации в двусторонних отношениях.
За прошедший с момента начала советско-китайских политических консультаций период выявились определенные нюансы в заявлениях руководителей КНР и официальных представителей этой страны, затрагивающих проблему "трех препятствий". Так, например, начиная с февраля 1984 г. в заявлениях китайской стороны получил распространение тезис о том, что наличие "трех препятствий" не должно мешать налаживанию двусторонних связей в экономике, культуре и других областях. Начиная с апреля 1985 г. руководители КНР стали подчеркивать, что при ликвидации "трех препятствий" Советский Союз мог бы начать с содействия решению так называемой "кампучийской проблемы". В декабре того же года было отмечено, что поддержка нашей страной политики Вьетнама в отношении Кампучии - "главное препятствие" в советско- китайских отношениях.
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ последовательно выступает за улучшение отношений с КНР. Как отмечалось в Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду, в современной обстановке "необходимы твердость в отстаивании принципов и позиций, тактическая гибкость, готовность к взаимоприемлемым компромиссам, нацеленность не на конфронтацию, а на диалог и взаимопонимание". Этот общий подход нашел свое конкретное выражение в выступлении М. С. Горбачева во Владивостоке 28 июля 1986 г. Там, в частности, указывалось, что "в настоящее время... совместно с руководством МНР рассматривается вопрос о выводе значительной части советских войск из Монголии" и что "...СССР готов обсудить с КНР конкретные шаги, направленные на соразмерное снижение уровня сухопутных сил". В этой же речи М. С. Горбачев сообщил о решении вывести до конца 1986 г. 6 полков из ДРА и подтвердил заинтересованность нашей страны в политическом урегулировании ситуации вокруг Афганистана.
Кроме того, во Владивостоке было отмечено, что в урегулировании ситуации вокруг Кампучии "многое... зависит от нормализации китайско-вьетнамских отношений. Это - суверенное дело правительств, руководства двух стран". Советский Союз выступает за то, чтобы между КНР и СРВ "...возобновлен был товарищеский диалог, сняты ненужные подозрения и недоверие".
Нетрудно заметить, что советская позиция в отношении проблем, которые китайская сторона относит к "трем препятствиям", состоит в том, что это - реальные проблемы, которые должны решаться в широком контексте азиатской безопасности и на таких условиях, которые бы не ущемляли интересов ни одной из заинтересованных сторон.
2 сентября 1986 г. Дэн Сяопин в своем интервью американской радиовещательной компании Си-би-эс заявил о том, что со "сдержанным одобрением" относится к инициативам, сформулированным во владивостокской речи. Он подчеркнул, что "главным препятствием" в китайско-советских отношениях является так называемая "кампучийская проблема" и что если СССР предпримет "реальные шаги" для ее разрешения, то он, Дэн Сяопин, готов прибыть в СССР для переговоров с М. С. Горбачевым, которые могли бы способствовать значительному прогрессу в двусторонних отношениях. Впоследствии китайская сторона неоднократно подчеркивала, что данное заявление явилось "наиболее важной" официальной реакцией Китая на речь во Владивостоке.
НАША СТРАНА практическими действиями доказала свою решимость осуществить широкую программу укрепления мира и безопасности в азиатско-тихоокеанском регионе, выдвинутую во Владивостоке. По согласованию с правительством ДРА в октябре - ноябре 1986 г. были выведены 6 полков из состава ограниченного контингента советских войск в Афганистане.
Что же касается "кампучийской проблемы", то наша позиция на этот счет была четко выражена М. С. Горбачевым в интервью газете "Унита" 19 мая 1987 г., где, в частности, было заявлено, что "это - не вопрос советско-китайских отношений. Как нам кажется, и Советский Союз, и КНР должны быть заинтересованы в его урегулировании. Мы твердо исходим из того, что у кампучийской проблемы есть только один путь урегулирования - политический. Стремление именно к такому урегулированию, как мы понимаем, растет. Это очень важно".
Советский Союз и в дальнейшем будет, тесно координируя свои действия с друзьями и союзниками, прилагать усилия для политического урегулирования конфликтных ситуаций в Азии на основе, которая бы являлась приемлемой для всех заинтересованных сторон. Есть все основания надеяться, что подобный подход будет способствовать общему оздоровлению, стабилизации обстановки в азиатском регионе и в конечном счете позитивно скажется на состоянии советско-китайских отношений.
С. ГОНЧАРОВ, кандидат исторических наук