Примерное время чтения: 11 минут
67

[Есть ответы] Ваши вопросы от 22.01.1988

Высказывая вполне обоснованные претензии к работе торговли, многие читатели "АиФ" пишут и о низком уровне отечественной рекламы. На их письма отвечает начальник Всесоюзного объединения "Союзторгреклама" И. БОРЗЕНКОВ.

Вчера по телевизору рекламировали консервы из минтая. И это уже не первый раз, когда нам с телеэкрана преподносят неходовой товар как первосортный. Какое у нас после этого может быть доверие к рекламе?

А. Ильина, Москва

ТОВАРОВ ХОРОШИХ, высококачественных у нас пока маловато. И торговля, заваленная низкосортной продукцией, случается, и навязывает нам для рекламы то, что не удается никак реализовать. Но, как правило, мы стараемся брать для работы тот товар, который завоевал право на рекламу. Выясняем, есть ли он в достаточном количестве на всей территории страны, как оценивает его Госстандарт.

У нас в стране выпускают 1 млн. 300 тысяч наименований товаров. Не могут же все быть неходовыми. Иногда они такими становятся как раз из-за отсутствия хорошей рекламы. Пример - товары электронной промышленности, алюминиевая фольга, кресло-няня, которыми были завалены все склады и магазины, а после того, как рассказали об их достоинствах, они попали в разряд дефицитных.

* * *

Сейчас много говорят о переходе промышленности на качественно новый уровень выпуска товаров народного потребления. Меня интересует - будет ли обеспечен и качественно новый уровень их реализации?

А. Андрейчук, курсант, г. Череповец, Вологодская обл.

- Вопрос поставлен очень правильно. Реклама - часть маркетинга (искусство сбыта), она продвигает товар на рынке. Делать это достаточно квалифицированно мы не могли прежде всего из за отсутствия средств. В стране на рекламу в год тратится 100 - 120 млн. руб. Это 0,04% годового товарооборота. (Для сравнения: в Венгрии 0,7%; в США на коммерческую рекламу идет в среднем 110 млрд. долл.). Не хватает у нас необходимого оборудования, квалифицированных кадров, полиграфической базы.

Сейчас мы принимаем меры, чтобы исправить положение. Уже начали подготовку для нас - художников-дизайнеров. Строгановское училище, Львовский институт им. И. Франко. Пытаемся договориться с факультетом журналистики МГУ, чтобы готовили специалистов по рекламе.

В следующей пятилетке начнется строительство типографии в Белгороде, которая будет специализирована на тиражировании рекламных изданий.

Мы вступаем сейчас в Международную ассоциацию по рекламе, что даст нам доступ к рекламной информации, которая издается во всем мире. Участие в международных мероприятиях по рекламе тоже будет хорошей школой. Ну и, конечно, контакты с социалистическими странами - обмен информацией, совместные конкурсы. Кстати, несколько советских фильмов - "Кристина", "Манная каша", "Обувь "Масис" - завоевали призовые места на таких конкурсах. На последнем фестивале "Будапештская весна" работе наших декораторов-художников присуждено первое место. Однако опыт лучших нужно активнее внедрять.

Как можно быстрее следует менять внутримагазинную рекламу. К концу пятилетки производство и применение необходимого оборудования для магазинов увеличится в 4 раза. Сейчас во Внешэкономбанке оформляем кредит на закупку в Италии оборудования для завода по производству манекенов. В течение пятилетки потребность в манекенах будет удовлетворена.

Решить накопившиеся проблемы нам поможет и советско- венгерское предприятие по рекламе "Тисса". Оно займется выпуском витринно-выставочного инвентаря, оформлением магазинов, предприятий общепита, ярмарок, торговых улиц, как в СССР, так и в третьих странах, если будут заявки. Наши специалисты пройдут обучение в Венгрии.

Совместное предприятие даст нам и средства для решения своих проблем. Оно будет оказывать услуги как иностранным фирмам, которые хотят продвигать свой товар на советском рынке, так и отечественным предприятиям, желающим выйти на внешний рынок. То есть возьмет на себя частично функций торгового дома. У нас уже есть первый заказчик - Бакинский завод кондиционеров. Его продукция конкурентоспособна.

* * *

Капиталисты умеют считать каждую копейку. Однако на рекламу не скупятся, видя в ней большую пользу для дела. Кто финансирует у нас рекламу?

А. Ведерников, пгт Советский, Марийская АССР

- Пока все затраты идут в основном за счет Минторга. Считаю, это неправильно. В Законе о государственном предприятии записано, что предприятия сами должны формировать спрос, рекламировать свой товар.

Однако преодолеть нерасчетливую скаредность многих хозяйственников пока трудно. Особенно это касается рекламы пропагандистского характера: экономия воды и электроэнергии, рациональное использование хлеба, охрана окружающей среды, чистота улиц и т. д. Никто не хочет ее финансировать. А во многих странах этому уделяют большое внимание. Например, в Финляндии по решению правительства создана специальная организация, занимающаяся уличной рекламой: пропагандой экономии, сохранения здоровья, информированием о "модных" болезнях и т. д. Кроме правительства в финансировании принимают участие частные лица.

А почему бы нам не создать фонд для пропаганды, например, экологических знаний? Давно назрела и необходимость в издании журнала, назовем его условно "Для вас". Он мог бы не только рекламировать товары, но и стать пропагандистом хорошего вкуса в одежде, устройстве жилья, садового участка и т. д. Подобные журналы есть в Венгрии, Болгарии, ГДР - во всех социалистических странах. Мы могли бы взять на себя издание такого журнала, и хочется надеяться, что вопрос этот будет решен положительно.

Записала Т. КОРОСТИКОВА

* * *

Почему так охотно у нас публикуются заявления бывших государственных деятелей Запада, берутся у них интервью и т. п., если мыслить трезво они начинают только после ухода в отставку?

В. Пугач, г. Первомайск, Николаевская обл.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ Запада, даже выйдя в отставку, практически не покидают общественную и политическую сцену. Нередко их привлекают в качестве экспертов последующие правительства, особенно если они сформированы той же партией, к которой принадлежит "бывший". Так, Р. Никсон, несмотря на скандальную отставку, не был отвергнут "командой" Рейгана, давал ему советы во время избирательной кампании. Обращаются к нему и по сию пору. То же относится к экс-президенту Дж. Картеру, хотя тот и состоит в оппозиционной республиканцам партии, к ряду других видных американских деятелей.

В Западной Европе политический лидер нередко сохраняет возможность повторного прихода к власти после перерыва, тем более министры, советники, парламентарии. Было бы не только нетактично, но и неразумно "списывать со счетов" таких людей, сохраняющих заметный политический и общественный потенциал.

Сожаление, конечно, вызывает то обстоятельство, что, часто только попав "в тень", они начинают высказывать реалистические соображения. Это характерно для западной политической жизни. Объясняется это во многом тем, что западный политик, оказавшись у власти, становится как бы заложником своего поста. Стремясь сохранить его, он не может не считаться с нажимом тех, кто привел его к руководству, с давлением влиятельных групп правящего класса. Если он член кабинета, ему приходится соблюдать правительственную солидарность, "придерживая" идеи, которые могут счесть не соответствующими намеченной политике. Если мы, например, сравним выступления Г.-Д. Геншера на съезде свободных демократов и в бундестаге, мы заметим, что в качестве лидера своей партии он заметно в большей степени отдает дань новому реалистическому мышлению, нежели в роли вице-канцлера и министра иностранных дел ФРГ.

Оппозиционный или отставной политический деятель чувствует себя намного свободнее, и в этом одна из причин "прозрений". Однако немало значит и опыт, приобретаемый только в процессе выработки внешнеполитической линии государства и управления им, непосредственного общения с руководителями других стран, принятия ответственных решений. Трудно сказать, пришел бы к своему знаменитому выводу об опасности военно-промышленного комплекса Д. Эйзенхауэр, не проведи он два срока хозяином Белого дома.

Случаются, конечно, и движения по "синусоиде". Бывший государственный секретарь США Г. Киссинджер в конце 50-х гг. проявлял крайнюю подозрительность в отношении СССР. В 70-е гг., будучи в правительстве, он пришел к выводу, что "не может быть никакого мирного международного порядка без конструктивных взаимоотношений между Соединенными Штатами и Советским Союзом".

Но есть еще один аспект: видимо, наша международная журналистика все-таки грешит иногда односторонней оценкой западных государственных деятелей, сосредоточиваясь на том в их политике, с "чем приходится бороться. Например, одномерно агрессивны в нашем представлении американские министры обороны, поэтому, когда ряд бывших шефов Пентагона, в их числе Р. Макнамара, выступили против СОИ, многие удивились. Возможно, лишь те, кто читал книгу Г. Арбатова и В. Олтманса "Вступая в 80-е...", знают, что Макнамара, о котором "Дипломатический словарь" кратко сообщает: "Играл активную роль в массированном наращивании ракетно-ядерного потенциала страны" (что совершенно верно), был тем не менее вместе с президентом Дж. Кеннеди одним из первых, заявивших от лица правящих кругов США о бесперспективности и опасности гонки вооружений.

В. БЕГИШЕВ

* * *

Известно, что в нашей стране существует система бесплатной скорой и неотложной медицинской помощи. Но я нигде не встречал данных о существовании подобной службы за рубежом. Не могли бы вы рассказать: каким образом она организована в социалистических и капиталистических странах?

В. Сердюков, г. Мичуринск

С просьбой ответить на этот и другие вопросы читателей мы обратились к заместителю директора по науке Научно- исследовательского института скорой помощи имени Склифосовского Л. СТАЖАДЗЕ.

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ГОВОРИТЬ о различиях, думаю, необходимо пояснить главный принцип организации скоропомощной службы в нашей стране. Система скорой помощи в СССР включает в себя два основных звена: помощь стационарную (больницы и институты скорой помощи) и систему выездных бригад (службу "03"). Практический опыт показал, что этот принцип оправдывает себя. Однако не все проблемы решены. Во-первых, предстоит улучшить оснащенность машин современным оборудованием и медикаментами. Во-вторых, необходимо повысить квалификацию врачей. С этой целью в ближайшее время при нашем институте начнет работать кафедра скорой помощи.

Что касается Москвы, то здесь действует зональный принцип работы станций скорой помощи. Город разделили на зоны, расположив силы и средства так, чтобы "доезд" по вызову занимал не более 15 минут.

Наконец, планируется восстановление отмененной в 60-х годах "неотложки", которая работала, как известно, на базе районных поликлиник.

Вызвано это большой перегрузкой службы "03". Представьте себе обычную ситуацию. У вас грипп и вы не можете дозвониться до "помощи на дому" или время настолько позднее, что все поликлиники закрыты. Что вы делаете? Конечно же, набираете "03", хотя случай ваш не сложен и вполне по силам районному терапевту, а не целой бригаде врачей.

Вопрос о принципах работы "неотложки" сейчас еще не решен. Но ясно одно: по-старому она работать не будет. Ведь в свое время главной причиной ее отмены была просто вопиющая некомпетентность врачей, так как для дежурства на машинах "неотложной помощи" главврачи поликлиник назначали кого угодно: стоматологов, средний медперсонал и т. д.

В чем отличие работы скорой медицинской помощи у нас и в капиталистических странах?

В первую очередь в том, что все врачебные выездные бригады в нашей стране - бесплатные, и это наше большое социальное достижение. Мы ведь уже привыкли к тому, что, если с нами что-нибудь случится, обязательно приедут врачи и окажут необходимую помощь.

На Западе нередко функции скорой медицинской помощи выполняют полицейские и пожарные. Они обучены азам первой помощи пострадавшему: могут правильно наложить шину, сделать укол и даже принять роды. В каждом полицейском участке есть машина скорой помощи. В некоторых дежурит фельдшер. Но все же основная задача полиции или пожарной бригады - немедленно доставить больного в стационар. Услуги, оказываемые на месте происшествия, платные. Все, буквально до мелочей, включается в счет, который потом представляют пострадавшему.

А как обстоит дело в социалистических странах?

Примерно так же, как у нас. Мы многому друг у друга учимся. Сейчас, например, изучаем венгерский опыт. Там система "скорой" близка к военизированной организации. Есть свой устав и даже форма. Сотрудников выездных бригад называют офицерами скорой помощи. Это, естественно ведет к более четкой организации работы и более жесткой системе разделения труда в самой бригаде.

В начале разговора вы упомянули стационарную скорую помощь. Есть ли что-либо подобное институту им. Склифосовского за рубежом?

В мире немного таких учреждений. Можно назвать клиники "Шарите" и "Фридрихсхайн" в Берлине. В Мюнхене действует больница скорой помощи. В Майнце (ФРГ) находится институт реанимации и анестезиологии, один из крупнейших в своей области. В Софии по образу и подобию института им. Склифосовского в 40-е годы была создана больница им. Пирогова.

Так что подобные нашему институту клиники есть. Но все же беру на себя смелость сказать, что институт им. Склифосовского - явление уникальное. А уникален он, в первую очередь, своей многопрофильностью.

Подготовила М. МАКЕЙЧИК

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно