Примерное время чтения: 7 минут
74

ИЗ ПОЧТЫ "АиФ" (26.02.1988)

Какой быть школе

ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ предлагаю сделать школу-девятилетку. Далее (для желающих получить среднее образование) двухгодичная школа с обязательным специальным уклоном - гуманитарным или естественно-математическим или двухлетнее профессионально-техническое училище по сложным рабочим специальностям.

Для тех, кто желает быстрее приобрести массовую рабочую профессию, создать одногодичные профессионально - технические училища с последующим продолжением образования по заочно-вечерней системе.

В учебном плане и программах 9-летних школ освободить время для занятий спортом, эстетического воспитания. Субботу сделать свободным от традиционных уроков днем.

Б. Пономарев, учитель-методист (стаж работы 24 года), г. Волжск, Марийская АССР

* * *

В МЕТОДИЧЕСКОМ кабинете районного управления народного образования работает 8 сотрудников. Их задача - изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Но так как опыта в районе значительно меньше, чем необходимо для изучения таким количеством сотрудников, его приходится "высасывать из пальца", а это приводит к "липовым" отчетам, не соответствующим истинному положению данным, порождает пресловутые формализм, бумаготворчество, очковтирательство. Общий штат работников районного звена управления народного образования тоже, на мой взгляд, велик (около 40 человек).

Приносит ли он школе, учителю пользу - вопрос весьма проблематичный. Реформа должна затронуть и эту сферу народного образования.

Д. Селиванов, г. Корсунь-Шевченковский, Черкасская обл.

* * *

СЧИТАЮ, что сама постановка задачи советской школы должна быть изменена. На первое место следует поставить воспитание, а обучение на второе. Детям в школе надо дать основы знаний, научить их самостоятельно добывать информацию по интересующим вопросам.

В наш век узкой специализации школа не в состоянии дать все необходимое для овладения профессией, это должно быть сделано на производстве либо в профтехучилищах.

Объем обязательных знаний следует, по-моему, резко сократить, а вот воспитанию уделить гораздо больше внимания.

Целиком поддерживаю мысль В. Караковского ("АиФ" N 4) о том, что с воспитанием опаздывать нельзя. Да и сами знания надо давать с воспитательным уклоном. К примеру, арифметические задачи должны содержать материал по экономике семьи, а не по воде, одновременно втекающей в бассейн и вытекающей из него.

Я внимательно ознакомился с опытом работы школы-комплекса в Белгородской области (директор нашей школы ездил туда). Комплекс состоит из общеобразовательной школы, детской спортивной, музыкальной, большого хореографического коллектива и изостудии, причем со стопроцентным охватом всех учащихся.

В расписании уроков чередуются математика и ритмика, физика и физкультура, литература и музыка и т. д. Уроки идут по 30 минут. Я пятый год пытаюсь осуществить эту идею в школе опытной станции, где работаю директором. Мы можем построить любую суперпристройку, ежегодно выделяем школам 50 - 100 тыс. руб. Но поддержки в этом очень важном, на наш взгляд, деле не можем найти в областном управлении народного образования.

Мы хотим получить пополнение высококультурных, воспитанных трактористов, шоферов, скотников, специалистов. Профессиям мы их сами научим.

А. Христенко, с. Центральное, Тельманский р-н, Карагандинская обл.

* * *

Поговорим о памятниках

ВСЮДУ, где прокатилась беспощадная колесница Великой Отечественной войны, установлены ратные памятники - танки, артиллерийские установки, самолеты, боевые корабли (торпедные катера, подводные лодки). Такие памятники мне довелось видеть в Гомеле, Орше, Волгограде, Севастополе, Владивостоке, Новороссийске. Вообще же их установлено несчетное количество, поистине "армада стали и огня"! Думаю, что пора вместо танка поставить памятник "экипажу машины боевой" (в бронзе, к примеру), взамен легендарной "Катюши" - самому капитану Флерову "со товарищами" (скажем, в мраморе), на месте неуловимой субмарины "С-13" воскресить несправедливо осужденного г свое время капитана 3-го ранга Маринеско в кругу отважной братвы. Одним словом, поставить на пьедесталы людей, которые не уступили броне, которые спасли нас с вами, да и все человечество.

Солдаты, офицеры, полководцы, партизаны, да и труженики тыла - вот кто должен быть увековечен в бронзе, мраморе. В последнее же время на пьедесталы стали ставить и тракторы, и комбайны, и грузовики, и даже автопогрузчики (в порту г. Ильичевска, я видел). Считаю, что это от плохого вкуса. Замечу, что все мои рассуждения к музейным экспонатам не имеют никакого отношения, там их достойное место, там их ничем нельзя заменить.

В. Солоухин, г. Ильичевск, Одесская обл.

* * *

Куда девать "лишних" инженеров?

При переходе трудовых коллективов на новые условия хозяйствования должно происходить сокращение управленческого аппарата. За бортом привычной работы окажутся сотни тысяч человек. Куда их девать? Вопрос этот достаточно сложен, поскольку он касается судеб людей.

В качестве одного из вариантов творческого использования инженеров-управленцев мы публикуем деловое предложение старшего эксперта Министерства внешних экономических связей СССР И. ТЮСТИНА.

ЧТОБЫ ОБУЧИТЬ инженера искусству управления, организации производства и сбыта, тому, что принято называть "менеджментом", требуется, по подсчетам западных экономистов, не менее восьми-девяти лет. Возможно ли использовать сокращаемых ИТР с максимальной пользой для общества, учитывая их управленческий опыт? Были предложения занять их в сфере обслуживания. Для некоторой части это приемлемо, но мы не так "богаты", чтобы направлять в сферу обслуживания полных сил людей, закончивших в свое время МФТИ, МАИ, МВТУ и проработавших в аппарате много лет.

Между тем имеется поле деятельности, на котором они могли бы в равной степени применить как инженерные познания, так и управленческий опыт. Сейчас центральной проблемой становится реализация и внедрение научно-технических идей с учетом реальных потребностей общества. Ведь не секрет, что научно - технический потенциал СССР, сравниваемый по мощи с потенциалом США, имеет низкую фактическую отдачу.

Не будет преувеличением сказать, что инструмента, гибко реагирующего на реальные потребности народного хозяйства, у нас в настоящий момент еще нет: под руководством ГКНТ внедрением занимались КБ и НИИ, у которых "скорость и эффективность" внедрения новшеств таковы, что удовлетворить нас никак не могут. Практическое внедрение отечественных разработок и адаптация зарубежного опыта настоятельно требуют соответствующих специалистов.

В высокоразвитых странах поощряется деятельность небольших (от 5 до 50 сотрудников) внедренческих фирм, которые работают как по заказу, так и по собственному почину: производят собственные перспективные разработки, а затем внедряют их малыми сериями. Такие фирмы именуются "рисковыми", а смысл их в большей мобильности. Для этих фирм высокая степень риска компенсируется высокими прибылями в случае успеха при внедрении изобретения, новшества.

Кроме этого, существует большое количество независимых фирм, предоставляющих инженерно-консультационные услуги. Такие фирмы уже объединились в международную федерацию, и спрос на их услуги расширяется. Это и понятно: ведь не каждому предприятию под силу проведение собственных исследований в сфере производства, тем более когда проще и дешевле обратиться к "специалисту".

Важнейшим звеном, которое сейчас необходимо нашему производству, является "маркетинг" - выбор номенклатуры и рабочих характеристик разрабатываемой и внедряемой в производство продукции, модификация ее под реальные потребности рынка (как конечная цель - под уровень мирового рынка). Фактически это не что иное, как образование гибких обратных связей между общественным производством и истинными общественными потребностями.

Небольшие фирмы на фоне огромных производственных сил нашей страны будут представлять своего рода периферийный механизм научно-технического прогресса.

Такие фирмы должны быть немногочисленными по составу, но высококвалифицированными. Они должны быть мобильны в выборе и постановке задач, иметь возможность привлекать к работе специализированные предприятия, организации, отдельных специалистов.

На основе этих черт вырисовывается "лицо" подобной фирмы - это коллектив (неважно, как он будет называться - инженерная фирма, кооператив, консультативное предприятие), объединенный для решения нетрадиционными методами определенного круга задач для промышленности, которые не представляется целесообразным, а иногда и возможным решить в рамках крупносерийного производства. Необходимы меры поощрения для создания таких фирм, меры по обеспечению им определенного статуса.

Чем скорее будут созданы необходимые условия для образования широкой сети таких инженерных предприятий, тем лучше для реальной перестройки нашей экономики, а значит, и для всех нас.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно