Полпредом советской науки за рубежом во многих случаях выступает общество "Знание". О международной деятельности этого общества корреспондент "АиФ" Д. МАКАРОВ беседует с первым заместителем председателя правления Н. ГОЛОВКО.
- Николай Кононович, я знаю, вы только что побывали в Италии, в то время, когда там разразился очередной правительственный кризис. Скажите, как отражаются политические катаклизмы на жизни итальянцев?
- Вы знаете, я в Италии был не в первый раз, неоднократно бывал и в других капиталистических странах и уже давно обратил внимание вот на что: американцы активно занимаются бизнесом, постоянно ищут новые сферы приложения своей энергии и капиталов; итальянцы или, скажем, французы, казалось бы, всю жизнь проводят в кафе, в отличие от них западные немцы славятся своим трудолюбием и пунктуальностью, но средний уровень жизни практически во всех странах Западной Европы и Америки не имеет резких различий и, увы, гораздо выше, чем у нас. Где-то климат холодный, как, скажем, в Норвегии и в Финляндии, где-то жаркий, как в Испании или Греции, но везде полки магазинов забиты разнообразными фруктами, овощами, другими продуктами вне зависимости от географической широты той или иной торговой точки. Значит, существует четко отлаженный механизм, который позволяет стране развиваться независимо от того, кто конкретно находится у руля власти. Этот экономический механизм столетиями шлифовался в странах Запада, и сейчас в условиях перестройки нам есть чему поучиться у европейцев или американцев.
- Именно за этим знанием вы едете в качестве представителя общества "Знание"?
- И за этим тоже. Но также и для того, чтобы нести туда знание о перестройке, о переменах в нашем обществе.
- Николай Кононович, деятельность Всесоюзного общества "Знание" хорошо известна у нас в стране. Это и тысячи ученых, выступающих с лекциями по разным отраслям науки и культуры на предприятиях и в учреждениях. Это и такие широко популярные периодические издания, как "Наука и жизнь", "Наука и религия", "НТР: проблемы и решения"...
- В этот список следует добавить и бюллетень "Аргументы и факты", в котором вы работаете, основанный 11 лет назад и потеснивший за эти годы многие уважаемые издания.
Но все же известность общества "Знание" до недавнего времени была, так сказать, домашней, не выходящей за пределы СССР. Конечно, были в прошлом чинные обмены делегациями с другими странами, было участие советских ученых в симпозиумах за рубежом и приглашение иностранных коллег для участия в аналогичных мероприятиях у нас в стране, но, знаете ли, все это носило, скорее, протокольный характер. Выезжая за рубеж, мы больше думали, как бы чего не сказать лишнего, как бы, упаси бог, кто-нибудь не сбежал, не напился, не попал в полицию, не "поддался на провокацию". Словом, наши визиты за рубеж напоминали поездки русских князей в Орду.
Теперь же обмены делегациями между обществом "Знание" и его зарубежными партнерами стали, во-первых, чаще, а во-вторых, изменилась сама атмосфера наших встреч. И здесь, и там она утратила свой прежний напряженный характер. Открылась обоюдная заинтересованность в деловых взаимовыгодных обменах.
- То есть "Знание" будет, так сказать, продавать и покупать знания?
- Именно по мере развития в мире процесса разрядки все меньше будет оставаться каких- либо научных и технологических секретов, которые будет запрещено экспортировать в "недружественные" страны, поскольку постепенно отомрет само это понятие. А у нас за прошедшие годы тотальной секретности накопилось множество знаний, которых нет в других странах и которыми мы могли бы с успехом торговать. Космос - это только самый яркий пример, согласитесь, что торговать знаниями прибыльнее, чем торговать нефтью, которая еще пригодится и нам, и нашим потомкам.
С другой стороны, в ближайшие годы СССР, я думаю, вольется в систему мирового рынка, и в передовых капиталистических странах, как я понимаю, проявляют большой интерес к экспорту в СССР современных промышленных технологий.
- И как "Знание" готовится к столь заманчивым перспективам?
- Прежде всего, на наш взгляд, необходимо создать инфраструктуру, с помощью которой можно было бы наладить эффективный взаимовыгодный товарообмен в области информации. И такая инфраструктура создается в рамках международной ассоциации "Интерзнание".
Это будет, если хотите, своего рода концерн, объединяющий в себе многочисленные дочерние фирмы, работающие но различным направлениям. Уже сейчас создано 11 совместных предприятий, в которых часть уставного капитала принадлежит В/О "Знание". Предприятия эти были созданы относительно недавно, первые из них появились всего год назад. Их задача - кооперация научных и производственных сил разных стран на коммерческой основе.
- По каким направлениям действуют эти предприятия?
- Это как бы одиннадцать свай, обозначающих контуры "Интерзнания". Среди них инновационный коммерческий банк, который уже начал финансировать инновационную деятельность у нас в стране, Международный компьютерный клуб, куда, помимо "Знания" и других советских организаций, входит значительное число зарубежных фирм. Цель клуба - наладить сотрудничество в области применения информационных технологий. Есть советско-люксембургское предприятие "ОТЕМА", которое будет продавать на западных рынках советские изобретения, осуществлять маркетинговые проработки рынков сбыта. Вот три примера, демонстрирующие разно сторонний комплексный подход "Интерзнания" к решению поставленной задачи - в чем-то помочь вывести из кризиса нашу экономику.
- Насколько информированы, на ваш взгляд, западные бизнесмены и ученые о возможностях сотрудничества с СССР в области науки и технологии?
- Думаю, что здесь еще остается широкое поле деятельности для наших средств массовой информации. Пока что все наши попытки информировать заграницу о возможностях нашего рынка и его потребностях явно недостаточны.
Возможно, в области информации и рекламы, обращенных на Запад, нам следует искать новые пути.
- Какие именно?
- Ну вот, например. В недавней поездке по Италии мы были вместе с главным редактором "АиФ" В. Старковым. И знаете, что меня поразило? То, насколько хорошо знают итальянцы ваше издание. Его активно цитируют печать, телевидение, радио, ссылаются политические деятели. Я даже почувствовал легкий укол ревности, потому что общество "Знание", его породившее, известно менее.
Так вот, я думаю, что такую популярность нужно использовать более эффективно. На базе "АиФ" с одной из западных фирм можно было бы создать совместное предприятие, которое занялось бы информированием зарубежных читателей о деловых возможностях в СССР, публиковало бы рекламные объявления. Престиж и популярность "АиФ" помогли бы пробить дорогу этому детищу.
Интерес к советским изданиям, безусловно, велик. Почти все, с кем мы сталкивались в Италии, спрашивали нас, как подписаться на нашу периодику. Теперь, когда "Знание" - хозрасчетная организация, а в недалеком будущем, я думаю, хозрасчетным станет и "АиФ", подписку за рубежом нужно расширять. Но все же мне кажется, что более реальным каналом обмена информацией, прежде всего практической, должны стать совместные издания, выпускаемые в двух вариантах, рассчитанных один на русского, другой - на зарубежного читателя.
- Вы говорили о том, что в прошлом зарубежные контакты "Знания" носили больше протокольный характер. Как это меняется сейчас?
- Встречаясь в Италии со многими деловыми людьми, мы убедились в том, что нам в "Знании" нужно круто менять отношения с нашими зарубежными партнерами. От созерцательных поездок необходимо перейти к деловым контактам. Интерес к нашей стране сейчас огромен, поэтому многие западные фирмы предлагают нам заключать договоры на чтение лекций перед большими аудиториями. И мне кажется, что это новое направление в деятельности "Знания" тоже очень перспективно. Причем речь идет не только о лекторах-обществоведах, рассказывающих об СССР, но и о специалистах: врачах, биологах, математиках. В Италии с лекциями по линии общества "Знание" уже побывали космонавты В. Горбатко, С. Савицкая, главный редактор "Огонька" В. Коротич, хирург-офтальмолог С. Федоров...
Внешнеполитические события последних лет свидетельствуют, что "железный занавес" рухнул, и будем надеяться - безвозвратно. В новых условиях роль общества "Знание" как организатора деловых, научных, да и человеческих контактов должна, безусловно, измениться.