Примерное время чтения: 8 минут
135

КАК ИДЕТ ПЕРЕСТРОЙКА В КОМСОМОЛЕ. Комсомол: год после съезда

Предлагаем вниманию читателей беседу нашего корреспондента с секретарем ЦК ВЛКСМ Н. ДОЛГУШКИНЫМ.

КОРР. Николай, как вы оцениваете положение дел в комсомоле сегодня, что удалось сделать со времени XX съезда ВЛКСМ?

ДОЛГУШКИН. Видимо, рано еще говорить о каких-то больших достижениях в перестройке комсомола, у нас накопилось слишком много проблем. Но для большинства комсомольских организаций время даром не прошло.

Уже есть интересный опыт участия молодежи в решении экономических, социальных задач. Например, по инициативе Волжского горкома комсомола в городе за короткое время разработана система привлечения молодежи к научно- техническому творчеству, создана хозрасчетная посредническая фирма, занимающаяся организацией труда студентов и школьников, начала действовать сеть любительских клубов, строится МЖК.

ЦК ВЛКСМ пересмотрел многие свои инструкции и положения, с тем чтобы предоставить комсомольским организациям большую самостоятельность. Комитеты комсомола сейчас получили большие права, сами могут организовывать хозрасчетные молодежные объединения, сотрудничать с кооперативами, создавать предприятия, в том числе совместно с общественными и государственными организациями, по производству товаров для молодежи и расширению сферы услуг.

В мае предполагается на пленуме ЦК ВЛКСМ рассмотреть задачи, вытекающие из решений февральского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС. Для комсомола этот вопрос крайне важен, так как среди комсомольцев почти 37% составляют учащиеся.

КОРР. Успех перестройки в комсомоле во многом определяют люди, занимающие в нем ключевые посты. Между тем читатели пишут, что на практике кандидатуры первых секретарей райкомов, горкомов комсомола порой спускают "сверху". Считаете ли вы такое положение нормальным? Что делается, чтобы при подборе кадров работали принципы демократии и гласности?

ДОЛГУШКИН. Это несколько устаревшее представление. ЦК ВЛКСМ сейчас твердо и последовательно проводит линию на то, чтобы выдвижение кандидатур на посты секретарей комитетов комсомола шло "снизу" и чтобы выдвигались не одна, а несколько кандидатур. Кстати, принципы свободного выдвижения и широкого обсуждения всех выдвигаемых кандидатур закреплены в Уставе ВЛКСМ, так же как и то, что при необходимости секретари всех уровней могут выбираться тайным голосованием.

Да, еще имеются факты, когда комитеты комсомола пытаются решать эти вопросы по старинке, но мы располагаем и примерами, когда члены комитетов комсомола не соглашались с предложениями вышестоящих органов и избирали секретарями тех, кого считали наиболее достойными.

В ходе отчетов и выборов в комсомоле прошлой осенью более трети секретарей комитетов комсомола первичных организаций избраны в результате выдвижения нескольких кандидатур. На каждую третью вакантную должность секретарей райкомов, горкомов комсомола также выдвигалось 2 - 3 кандидатуры. Подобным образом были избраны первые секретари Киевского горкома и Минского обкома комсомола, а также секретари Калининградского, Смоленского и Чувашского обкомов комсомола.

КОРР. В ЦК ВЛКСМ, как известно, существует пропускная система и рядовой комсомолец так просто к вам на прием не попадет. Не создает ли это дополнительный барьер между работниками ЦК и комсомольцами?

ДОЛГУШКИН. Иными словами, вы хотите сказать, что у нас некое "закрытое учреждение".

Это не так. Да, в здании ЦК ВЛКСМ, как и в любом учреждении, есть дежурные вахтеры, это необходимо для элементарного порядка. Ведь в ЦК ВЛКСМ имеется ряд подразделений, расположенных в других местах, - к примеру, Комитет молодежных организаций СССР, Бюро международного молодежного туризма "Спутник", и порой первую необходимую информацию молодые посетители получают именно у дежурного.

А вообще в ЦК ВЛКСМ сложилась определенная система приема посетителей. В приемной ежедневно дежурят ответственные работники. Они готовы выслушать любого, кто пожелает обратиться в ЦК комсомола. В субботние дни посетителей обычно принимают секретари, заведующие отделами ЦК комсомола. Попасть к нужному работнику можно и в любое другое время, предварительно договорившись по телефону. Кстати, в прошедшем году в отделы и подразделения ЦК ВЛКСМ обратилось около 17 тысяч посетителей, а писем к нам поступило более 25 тыс., тогда как раньше их было примерно 5 - 6 тыс. в год.

КОРР. А часто ли вы сами общаетесь с молодежью? Приходилось ли, к примеру, встречаться с хиппи, панками, рокерами?

ДОЛГУШКИН. Встречаться с молодыми людьми приходится, естественно, много. Что касается самодеятельных молодежных объединений, то мы всегда поддерживаем те из них, которые борются за экологическую чистоту, за сохранение памятников истории, проводят смелые социальные эксперименты.

Что же касается различных асоциальных групп и объединений, то в отношениях с ними, видимо, надо избегать заискивания, позиции "чего изволите?", на которой оказались отдельные комитеты комсомола. Важнее всего выяснить первопричины, которые приводят в них молодежь, - большей частью это, кстати, реакция на формальную работу комсомольских организаций и различных добровольных обществ. На эти болевые точки и следует воздействовать.

Мне рассказывали, как, например, работают с рокерами в Астрахани. По инициативе комсомольских работников там состоялась встреча рокеров с представителями советских органов, где было принято совместное решение перейти от конфронтации к диалогу, к конкретной работе. Вскоре при горкоме комсомола был создан клуб мотоциклистов.

Что касается лично моих встреч с "неформалами", то они были. Скажем, во время ажиотажа вокруг так называемых "люберов" выезжал в подмосковный город Люберцы. При этом наглядно убедился, что проблемы нередко создаем сами, в том числе и не всегда продуманными выступлениями средств массовой информации. И, пользуясь случаем, хочу высказать свое мнение на этот счет: гласность сегодня - это уже не столько суперсмелость в высказываниях, сколько вдумчивый и компетентный анализ ситуации.

КОРР. Как вы относитесь к идее создания альтернативной комсомолу молодежной организации?

ДОЛГУШКИН. Да, раздаются такие голоса. Есть и такие, кто предлагает комсомол пересоздать: распустить его и тут же отобрать "одного из пяти, а то и одного из десяти" комсомольцев. Сильно сомневаюсь, что авторами такого механического подхода движет интерес к делам молодежи, скорее - стремление выделиться оригинальным предложением, "ультрареволюционной" фразой.

У ВЛКСМ свой путь, свой исторический опыт. Комсомол прошел большие испытания, накопил огромный потенциал. Другой вопрос, почему этот потенциал не всегда реализуется. Над этим и нужно нам работать. Призывы же к "альтернативе" рассматриваю как безответственные, как стремление отвлечь молодежь от серьезных практических задач.

КОРР. Но ведь идея создать альтернативную комсомолу организацию возникла потому, что на комсомол привыкли смотреть как на организацию формальную, бюрократическую. Как вы считаете, может быть, в ВЛКСМ пора проводить "чистку"?

ДОЛГУШКИН. А разве у нас до сих пор не было чисток? И к чему они привели? К тому, что целые поколения были заражены бациллой конформизма, робости, внутренней раздвоенности.

Видимо, нужны другие решения.

На XX съезде ВЛКСМ вопросы членства в комсомоле, чистоты его рядов обсуждались особенно остро. Принятый на съезде Устав ВЛКСМ предоставил первичным организациям право окончательного решения вопросов приема в комсомол. Такой шаг, думается, будет способствовать повышению ответственности "первичек" за качество пополнения. Могу сказать, что прием в комсомол за прошлый год сократился, но паники это вызывать не должно - возврата к валовому подходу быть не может.

Но это вовсе не означает, что работа по приему в комсомол может быть пущена на самотек или допускает ослабление организаторской и политической деятельности комсомольских организаций по укреплению своих рядов.

А бюрократы в комсомоле еще есть, согласен. Сейчас добиваемся, чтобы любой факт волокиты немедленно был предан гласности, а виновные понесли наказание. Но, с другой стороны, речь сегодня должна идти не о "пожарных мерах", а о системе, которая сделала бы невозможными вообще проявления бюрократизма или карьеризма. Один из практических путей в этом направлении - право действенного контроля выборных органов за работой как отдельных товарищей, так и комсомольских аппаратов в целом.

КОРР. Николай, читатели интересуются, как становятся секретарями ЦК ВЛКСМ? Как вы лично стали секретарем ЦК ВЛКСМ?

ДОЛГУШКИН. В этой должности я начал работать, имея за плечами почти пятнадцать лет трудового стажа, из них десять - освобожденной комсомольской работы. Сразу после школы работал механизатором, затем, закончив сельскохозяйственный техникум, - главным агрономом в колхозе им. Чкалова Оренбургской области.

В 22 года избрали первым секретарем Тоцкого райкома комсомола. С этой должности призвали на службу в армию, после работал в райкоме партии, потом избрали вторым секретарем Оренбургского обкома комсомола. Затем пригласили в ЦК ВЛКСМ - заместителем заведующего Отделом сельской молодежи. Через год - снова Оренбуржье. После трех лет работы первым секретарем обкома комсомола избрали секретарем ЦК ВЛКСМ.

Примерно такой же путь к этой должности и у моих коллег.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно