В. КРИВОРУЧЕНКО, доктор исторических наук
ГОДЫ ТРИДЦАТЫЕ - СОРОКОВЫЕ - героические и трагические, крайне противоречивые. Комсомол со всем энтузиазмом строил Кузбасс и Магнитку, Турксиб и Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре и Сталинградский тракторный, повсюду создавал ударные бригады, принимал встречные планы. Именно в эти годы формировалось поколение, вынесшее на своих плечах основную тяжесть войны. Но на эти же годы пришелся расцвет культа личности Сталина, который нанес комсомолу, как и всему обществу, невосполнимый ущерб.
Выступления тех лет, посвященные молодежи, с одной стороны, как бы разъясняют и "развивают" ленинские положения, а с другой - ориентируют комсомол и молодежь на беспрекословное осуществление указанной руководством политики.
Вот один пример. В речи на III съезде РКСМ В. И. Ленин обратился к молодежи с призывом "учиться". Сталин же сказал так: "Учиться, учиться и учиться". В те годы именно этот лозунг постоянно пропагандировался и настолько вошел в наше сознание, что после смерти Сталина его стали приписывать Ленину, ссылаясь на III съезд РКСМ; этот лозунг попал даже в учебную литературу. Большого греха здесь нет, но это лишний раз говорит о том, как сталинские изречения подменяли собой ленинское учение.
Политику в отношении комсомола, проводившуюся в те годы, проиллюстрируем также примером участия комсомола в преобразовании сельского хозяйства. В выступлении на заседании Оргбюро ЦК РКП(б) в апреле 1925 г.. обсуждавшем вопрос о комсомольском активе в деревне, Генеральный секретарь определил план действий комсомола. И ему удалось добиться, чтобы комсомол стал одной из главных действующих сил в коллективизации. Существовала установка, что комсомолец не может быть вне колхоза; зачастую комсомол своими действиями подменял хозяйственные органы.
ДЕФОРМАЦИЯ ЛЕНИНСКИХ ПРИНЦИПОВ В КОМСОМОЛЕ
В. И. Ленин обосновал и доказал необходимость организационной самостоятельности союза, развития его на основе самодеятельности. Сталин же видел в комсомоле лишь "инструмент в руках партии, подчиняющий своему влиянию массы молодежи".
Сталин настойчиво добивался определения комсомола как непартийной или беспартийной организации - эта формулировка была внесена им в проект Программы и Устава комсомола на X съезде ВЛКСМ. Конечно, комсомол не партийная организация. Вместе с тем указание в основных документах комсомола на его беспартийный характер накладывало определенный отпечаток на Союз молодежи. В настойчивости называть комсомол беспартийной организацией, видимо, выразилась боязнь преувеличения роли комсомола, превращения его в самостоятельную политическую силу.
Проводилась линия на то, что успехи в деятельности комсомола зависят только от партийного руководства. Комсомолец должен помнить, писалось тогда, что обеспечение руководства партии есть самое главное и самое важное во всей работе комсомола. При этом было упущено главное - сама деятельность союза, его самоорганизация, без чего, собственно, нет и организации.
Боязнь мнимой "молодежной партии" и молодежных организаций проявилась значительно раньше. В начале 20-х годов комсомол ограничивал прием в свои ряды середняцкой молодежи прежде всего в силу того, что крестьянской молодежи было намного больше рабочей. В этой связи возникла идея создать так называемые собрания беспартийной крестьянской молодежи с постоянным составом. Сталин выступил категорически против этой идеи, поскольку постоянные собрания могут превратиться в особый союз, который "в силу необходимости будет вынужден противопоставлять себя существующему союзу молодежи и его руководительнице - РКП(б), будет оттягивать к себе крестьянскую часть комсомола и создаст, таким образом, опасность распада комсомола на два союза". Вот, собственно, откуда исходит позиция о недопущении одновременного существования нескольких организаций молодежи - при множестве союзов будет сложнее ими руководить, превратить их в свое орудие.
Партия руководила общественными организациями через объединенных в них коммунистов; что же касается комсомола, то считалось, что партия руководит им непосредственно, напрямую, через подчиненность и даже подконтрольность комсомольских комитетов партийным, о чем XVIII съездом партии была сделана специальная запись. Тогда же было установлено, что комсомольцы после вступления в партию выбывают из ВЛКСМ, если не избраны в его руководящие органы. В данном случае Устав ВКП(б) вступал в противоречие с Конституцией, которая предусматривала право граждан объединяться в общественные организации по их желанию.
Партийное руководство комсомолом все больше приобретало директивный характер, а определение комсомола как независимой, автономной организации в дальнейшем в документах партии не упоминалось, что противоречило ленинскому пониманию комсомола. Именно тогда вместо диалога между партийными и комсомольскими активистами утвердился монолог, уйти от которого призвала XIX партконференция.
ВОЗВЕЛИЧИВАНИЕ "ВОЖДЯ НАРОДОВ"
В комсомоле активно пропагандировались труды Сталина, причем с его собственного одобрения, а изучению ленинского учения уделялось все меньше внимания. Не случайным было и предложение изъять из уставных требований к комсомолу требование знакомиться с Программой партии.
Преднамеренное воспитание молодежи на этих работах, целенаправленная пропаганда его взглядов вели к тому, что у молодежи формировалась вера во всесильность, непогрешимость "вождя всех народов". В этих целях в послевоенный период велась колоссальная работа по пропаганде его биографии, буквально повсеместно действовали кружки и семинары, проводились беседы, лекции. В 1947 г. ЦК ВЛКСМ требовал значительно поднять уровень лекционной работы по пропаганде биографии "вождя".
Ленинские положения нередко преподносились как ленинско-сталинские. Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Н. Михайлов, например, писал: "Комсомол, учат Ленин и Сталин, должен быть ударной бригадой, во всяком деле проявляющей свою инициативу, свой почин". Эти слова являются хрестоматийными, их произнес Ленин на III съезде РКСМ.
Фальсифицированные факты о причастности Сталина к созданию комсомола, к разработке его идейных и организационных основ тиражировались комсомольским издательством. Они излагались, например, в докладе на XI съезде комсомола, в брошюре первого секретаря ЦК ВЛКСМ Н. Михайлова, которая в 1947 - 1950 гг. была издана трижды. Постепенно это внедрялось в сознание молодых.
Идеологическая работа комсомола была направлена на воспитание послушных исполнителей. Этой же цели было подчинено участие комсомола в осуществлении народнохозяйственных задач. И здесь он был исполнителем указаний сверху (хотя подчас занимался этим с подлинным энтузиазмом), направлялся на решение вопросов, которые скорее надлежит решать хозяйственным органам, чем коммунистическому союзу. В одном документе ЦК ВЛКСМ указывалось, например, где и как развивать буроугольную промышленность, какое закупать оборудование, в другом подчеркивалось, что комсомольская организация несет ответственность не за какой-либо участок колхозного производства, а за все сельское хозяйство в целом, за все колхозные дела.
"ВРАГИ НАРОДА" ВНУТРИ КОМСОМОЛА
В 1930 г. Сталин заявил, что в условиях ломки общественного строя среди молодежи не может не быть перебегающих в лагерь врагов.
Классовая борьба была названа основой большевистского воспитания. Комсомол ориентировали на усиление воспитательной работы, под которой тогда понималась прежде всего борьба с врагами народа. Жданов, Андреев в своих выступлениях требовали от комсомола усилить поиск врагов народа, затем эти требования получали отражение в документах ЦК ВЛКСМ, выступлениях его руководителей. На заседании бюро ЦК ВЛКСМ в декабре 1937 г. указывалось на необходимость больше издавать литературы о врагах народа в комсомоле. "Некоторые наши товарищи ищут троцкистов - врагов народа в любых организациях, но только не у себя, не в комсомоле, и в силу этого недостаточно остро ведут борьбу с врагами и недостаточно активно очищают ряды комсомольского актива от троцкистских и иных контрреволюционных элементов", - говорилось в докладе генерального секретаря ЦК ВЛКСМ А. Косарева (1937 г.), который в 1938 г. сам был признан "врагом народа".
К врагам народа были отнесены и остальные секретари ЦК ВЛКСМ - С. Салтанов, Д. Лукьянов, Е. Файнберг и другие, редактор "Комсомольской правды" В. Бубекин, представитель ВЛКСМ в КИМе В. Чемоданов.
На пожизненное заключение был осужден в свои 24 года первый секретарь Московского обкома комсомола В. Александров. Жертвами беззакония стали также те, кто в разные годы возглавлял ЦК комсомола, - Е. Цейтлин, О. Рывкин, Л. Шацкин, П. Смородин, Н. Чаплин, А. Мильчаков...
Почти 80% членов центрального выборного органа было репрессировано, пострадала также и "рядовая молодежь". Получалось так, что если комсомольская организация "находила" в своей среде врагов, то ее не обвиняли за провал воспитательной работы, а хвалили за революционную бдительность; если врагов не было, то такую не поощряли за воспитательную работу, а, напротив, ругали за слабый поиск врагов - парадокс того времени. Среди исключенных из ВЛКСМ "враждебные элементы" составляли в 1936 г. 9,7%, 1937 г. - 49,8%, 1938 г. - 31,1%, в 1939 г. - 6,9%.
Видимо, именно в сложных социальных катаклизмах 30 - 40-х годов следует искать истоки многих сегодняшних кризисных явлений в комсомоле - формализма и бюрократизма, излишней централизации, свертывания самодеятельных начал и т. д., хотя выводить все эти "болячки" исключительно из прошлого тоже, наверное, нельзя. И сегодня, видимо, чтобы осуществить перестройку в комсомоле, надо возродить к жизни ленинскую концепцию союзов молодежи - комсомол как самодеятельную, творческую молодежную организацию.