Примерное время чтения: 13 минут
106

[Есть ответы] Ваши вопросы от 03.06.1988

1 июня газета "Советская Россия" опубликовала интересную статью "Шлагбаум на острове" о внеочередном пленуме Сахалинского обкома КПСС. К сожалению, имя тележурналиста, с которого начался весь "сыр-бор", не было названо. Не могли бы вы найти его и побеседовать с ним?

В. Широков, Москва

НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ А. Горбачева встретилась с собственным корреспондентом Гостелерадио СССР в Сахалинской области Владимиром МЕЗЕНЦЕВЫМ и попросила его прокомментировать письмо читателя. Вот что он рассказал:

- 19 мая я выступил по местному Сахалинскому радио.

Сказал, что мною проводятся съемки материала для "Прожектора перестройки", который посвящен подготовке коммунистов Сахалинской области к XIX партийной конференции. Указал при этом, что выборы делегатов проходили в обстановке недостаточной гласности и демократичности. Поделился тем, что первый секретарь Сахалинского обкома КПСС П. И. Третьяков лично нескромен, нарушил социальную справедливость, добившись выделения жилья своим родственникам.

В конце выступления я предложил всем желающим, "кому есть что сказать о времени и о себе", принять участие во встрече со съемочной группой у областного драматического театра им. А. П. Чехова.

Предложение это получило живейший отклик. На съемку передачи у драмтеатра собрались сотни сахалинцев. Здесь же они избрали инициативную группу из 8 человек и поручили им довести до сведения ЦК КПСС то, что выборы делегатов на XIX партконференцию прошли недемократично, что нравственный облик первого секретаря обкома П. И. Третьякова несовместим со званием руководителя. Примером порочного стиля руководства обкома может служить такой факт. По инициативе горкома партии был вывешен плакат "Дадим бюрократам в руки лопату!". Третьяков нашел его крамольным и послал наряд милиции, чтобы снять плакат. Но секретарь горкома партии Магдалина Скляренко прямо у плаката встала на его защиту. Обескураженный Третьяков разрешил плакат оставить.

23 мая в Южно-Сахалинске состоялось собрание партийно-хозяйственного актива. По поручению бюро горкома партии на нем выступил его первый секретарь В. И. Шуклин. Организаторы актива намечали осудить "подстрекателей". Однако коммунисты отвергли предложение бюро обкома, высказали немало критических замечаний о бюрократическом стиле руководства ряда руководителей обкома.

Областная прокуратура официально подтвердила факты злоупотреблений П. И. Третьяковым своим служебным положением.

В пятницу, 27 мая, состоялся внеочередной пленум обкома. Он удовлетворил просьбу первого секретаря обкома П. И. Третьякова и освободил его от занимаемой должности, вывел его из состава делегации на XIX партконференцию.

28 мая на стадионе Южно-Сахалинска прошел общегородской митинг, на который собралось 4800 человек. Участники митинга единодушно приняли резолюцию, в которой полностью одобрили курс ЦК КПСС, направленный на гласность и демократизацию. В ней также было записано, что перестройка в области еще не начиналась.

КОРР. Почему вы сейчас в Москве? Вас что, отстранили от работы?

В. М. Да, сразу после моего выступления 19 мая меня отозвали с Сахалина. 25 мая состоялась коллегия Гостелерадио СССР, на которой я был отстранен от обязанностей собкора "за нарушение журналистской этики".

***

Является ли выступление под фонограмму нетрудовым доходом?

И. Кирюхин, Красноярск

КАК НАМ СООБЩИЛИ в отделе труда и зарплаты, а также в юридическом отделе Министерства культуры СССР, выступление певца под фонограмму на концерте (имеется в виду не музыкальное сопровождение, а воспроизведение заранее записанной вокальной партии вместо "живого" исполнения) не раз осуждалось министерством как действие, несовместимое со званием советского артиста. Министерство культуры СССР неоднократно обращалось к местным органам культуры с просьбами контролировать и пресекать попытки проведения таких "концертов". И хотя подобных "исполнителей", с точки зрения закона, нельзя привлечь к уголовкой ответственности, министерством рекомендовано не выплачивать певцам денег за такие выступления и привлекать их к административной ответственности.

ОТ РЕДАКЦИИ.

Несмотря на то что Министерством культуры СССР выступления под фонограмму, скажем так, не поощряются, указанных мер по их пресечению явно недостаточно. Надувательство есть надувательство. И думается, настало время для его действительного пресечения.

***

Почему нам все время говорят, что сахар в стране есть, склады полны им, если в магазинах очереди, а кое-где введены талоны?

Л. Сахно, Ногинск, Московская обл.

На вопрос читателя отвечает начальник Главпродторга Минторга СССР В. КОВАЛЬ.

В "АиФ" УЖЕ ПРИВОДИЛИСЬ ЦИФРЫ роста потребления сахара с 44 кг (на одного человека) в год в 1986 г. до 46 кг в 1987 г. (имеется в виду сахар, не только купленный в магазине, но и потребляемый в общепите, с кондитерскими изделиями, вареньем и т. д.). Названа была и одна из причин такого роста - самогоноварение. По данным Госкомстата СССР, в прошлом году на производство самогона ушло 1 млн. 400 тыс. т сахара (всего было реализовано через розницу и общепит 9 млн. 280 тыс. т).

Таким образом, мы начали тратить запасы, которые пополняются в основном раз в год, в январе, после переработки очередного урожая сахарной свеклы (импортные добавки составляют третью часть). Имеющегося количества должно хватить с остатком до конца года. И всегда хватало. Но со второй половины 1986 г. в некоторых областях рыночные фонды сахара начали быстро таять.

Это вызвало естественную тревогу местных властей, что до конца года область может не дотянуть. Тогда-то и появилось рационирование сахара - нормированная продажа, талоны. Решение об этом принимали исполкомы местных Советов. Они же определяли и норму, исходя из имеющихся запасов сахара.

Все это породило слухи о нехватке сахара в стране, о грядущем повышении цен на него. А в итоге мы имеем то, что называется ажиотажным спросом.

На Украине в марте попытались сбить его, дали распоряжение продавать без ограничений. Итог такой: объем реализации - 130% по сравнению с мартом 1987 г.

На 1988 г. рыночные фонды на сахар в целом по стране увеличены на 3,2%. Но и это не помогло.

*

Все, о чем рассказал В. Коваль, подтвердила и Н. Егорова, заведующая булочной N 433.

- В мае получили 8,5 т, хотя в прошлые годы зимой поступало по 3 т, летом, с июня, - по 6 т и еще оставалось.

Сейчас продаем сахар с пяти часов вечера. Уже заметили, что половина стоящих в очереди приходит за сахаром каждый день: люди берут про запас.

Нередко не хватает сахара на все 3 часа продажи, потому что мы не в состоянии расфасовать его в достаточном количестве. Некоторые обвиняют нас в укрывательстве, вредительстве.

В сложившейся ситуации с сахаром видят "руку врагов перестройки" и многие читатели, приславшие нам письма.

Л. Цисельская из Одессы, Калинин из г. Слоним Гродненской обл., Г. Буркацкий из села Хотов Киевской обл. и другие считают, что только перегибы в борьбе с алкоголизмом привели к самогоноварению, вызвав, таким образом, увеличение расхода сахара, многочасовые очереди, рационирование.

Г. Купавцев из Новокузнецка, Быковская, С. Кущ из Киева и другие полагают, что сахарный дефицит организован теми, кто, наоборот, "желает опорочить борьбу с алкоголизмом и вернуться к прежнему морю разливанному".

Как видим, первое - поскольку самое простое и по старой памяти привычное, что приходит на ум многим, - вредительство, действие сил, стремящихся дискредитировать "все то хорошее, во что люди поверили после апреля 1985 г." (П. Левада, Чернигов).

У нас нет оснований поддерживать такое мнение, но то, что ситуация с сахаром "льет воду на мельницу" тех, кто недоволен начавшимися в стране переменами, несомненно. Так неужели нельзя было предвидеть последствий вводимых запретов и ограничений? Разве так уж мал перечень того, чего нам пока действительно не хватает? Да и перестройка наша задумана в том числе и для того, чтобы люди тратили силы свои не на добывание теперь уже и сахара, не на поиски врагов, не на подозрение и недоверие, а на труд во имя того, чтобы не было у нас никакого дефицита. Тем более что там, где дефицит, там неизбежна спекуляция, а "где спекуляция, там не может быть и речи об укреплении нравственного и экономического здоровья общества", - считает В. Мягких из г. Пушкино Московской обл. Почта дает немало примеров свободной продажи сахара мешками - за определенную мзду, конечно. Решили кое-где нажиться на дефиците и работники потребкооперации. А. Гранцев из Вологды, В. Шарыгин из Бологого Калининской обл. и другие пишут: "Сразу после введения талонов сахар появился в кооперативных магазинах по цене 2 руб. 40 коп. Если это повышение цен, так объявите!"

Мы попросили ответить на этот вопрос заместителя начальника сводно-экономического отдела ценообразования в агропромышленном комплексе Госкомцен СССР В. Куфакова.

- Потребкооперация не имеет права реализовывать в своей торговой сети сахар по ценам выше розничных, - сказал он. - Основание для этого - постановление самого же Центросоюза от 12 августа 1982 г.

Т. КОРОСТИКОВА

***

Почему так долго на телеэкране не было видно политического обозревателя В. Познера? Правда ли, что его отстраняли на время от работы? Сколько стоили "Встречи с Америкой"? Откуда идет раскованность американцев?

На эти и другие вопросы читателей "АиФ" отвечает ведущий серии передач "Встречи с Америкой" политический обозреватель Гостелерадио СССР В. В. ПОЗНЕР.

КОРР. Владимир Владимирович, примерно полтора года назад к нам приезжал Фил Донахью и сделал серию из 5 передач "Донахью в СССР". Готовя свои "Встречи с Америкой", вы, видимо, пошли тем же путем?

ПОЗНЕР. Мы сделали передачи не совсем как Донахью, я бы даже сказал, совсем не как Донахью. Наша сверхзадача заключалась в том, чтобы дать возможность высказаться американцам - без нашего комментария, без нашей интерпретации, по возможности даже без конфронтации и спора. Чтобы у наших зрителей возникло реальное представление о том, каковы американцы в своей повседневной жизни, в своих каждодневных заботах. И в конечном итоге сломать стереотипы - не только чрезмерно негативные, но и чрезмерно позитивные - и такие тоже есть.

Должен сказать, подготовка таких программ в Америке, т. е. работа в американских студиях, подбор аудитории и т. д., стоит больших денег. Как вы сами понимаете, валютой в большом количестве мы не располагали. Поэтому предложили эту идею телестанции "Кинг" в городе Сиэтле. Договорились таким образом, что они получат наши передачи бесплатно, но за это бесплатно окажут нам техническое и иное содействие. И только благодаря этому мы и сумели сделать эти программы.

КОРР. А это действительно дорогое мероприятие?

ПОЗНЕР. Речь идет о десятках тысяч долларов.

КОРР. Когда иностранный корреспондент задает вопросы, тем более острые, у собеседников возникает вполне естественная реакция - защитить свою страну, что-то слегка приукрасить. Как вы оцениваете в этом смысле поведение американцев?

ПОЗНЕР. Эта особенность вдвойне верна, когда речь идет о диалоге между СССР и США, учитывая тот дух соперничества и даже в какой-то степени враждебности, который существовал в течение многих лет.

Говоря о "Встречах", надо вот что иметь в виду. Во-первых, американцы вели диалог не с советской аудиторией, как это бывало на телемостах, а с конкретным советским журналистом, которого, кроме всего прочего, они хорошо знают: я давно и достаточно часто выступаю в общенациональных программах США. Кроме того, они встречались с журналистом, который разговаривал с ними на их языке - не просто английском или американо-английском, а на том психологическом языке, который им абсолютно понятен. Недаром один из участников "Встреч" сказал: "Вам легче было бы слиться с нашим обществом, потому что вы белый и говорите, как житель Нью-Йорка, не то что я - черный и говорю не совсем правильно".

Сочетание этих обстоятельств привело к тому, что американцы были откровенны и лишь иногда у них возникало желание казаться лучше, чем они есть. Это в тех случаях, когда я вел себя, на мой взгляд, несколько агрессивно (в частности, в передаче "Отношение к СССР"). И они переходили на более агрессивный тон и были менее откровенны. Но в этом я виню себя, а не их: задним числом понимаю, что мог бы повернуть разговор по-иному, спросить об их отношении к перестройке, к гласности, какие надежды и чувства это им внушает. Но в пылу дискуссии просто забыл об этом.

КОРР. Во время "Встреч" американская аудитория вела себя более раскованно, чем советская в тех же передачах Фила Донахью. Чем вы это объясняете? Можно ли этому научиться?

ПОЗНЕР. Конечно, нам можно было бы поучиться у американцев их раскованности, раскрепощенности. Но, строго говоря, этим качествам нельзя взять и научиться. Это не школьный предмет типа математики или рисования. Это результат определенного исторического развития, демократии. Политическая культура не может быть декретирована. Нужно время, чтобы научиться говорить не оглядываясь, не боясь, что тебе что-то за это будет, и сделать это можно только на собственном опыте, а не на чужом.

КОРР. Осуществлялось ли какое-либо политическое редактирование "Встреч с Америкой"?

ПОЗНЕР. Да, хотя и небольшое. Оно коснулось двух из пяти серий. В передаче о женщинах был вырезан эпизод, в котором лесбиянка жаловалась на дискриминацию ее и ей подобных в США. Гостелерадио предложило этот эпизод убрать, полагая, что он может многих шокировать: мы еще не привыкли говорить о таких вещах в эфире. В передаче "Отношение к СССР" был снят отрывок, объясняющий отношение президента Рейгана к событиям в Афганистане, а также пассаж, в котором американцы говорили о привилегиях наших партийных и государственных работников.

КОРР. Судя по письмам наших читателей, вы на сегодня являетесь одним из самых популярных ведущих телепередач в нашей стране. Однако примерно год назад в печати было опубликовано письмо, кажется, из Ленинграда, содержавшее ярые нападки в ваш адрес. Ходили слухи, что вас перестали выпускать в эфир. Правда ли это?

ПОЗНЕР. Действительно, такие слухи доходили и до меня. Отвечу однозначно: никаких неприятностей у меня не было.

Я не стал реже появляться на экране. Я вообще редко появляюсь: за последние 2 года провел 2 телемоста "Ленинград - Сиэтл" и "Ленинград- Бостон", еще несколько передач - и все.

В прошлом году я 5 раз ездил в США для участия в политических дебатах и провел там в общей сложности 3 месяца. Если бы у меня были неприятности, то вряд ли бы мне позволили так часто ездить в США.

Беседу вел П. ЛУКЬЯНЧЕНКО

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно