Примерное время чтения: 11 минут
121

ИЗ ПОЧТЫ "АиФ" (17.06.1988)

Пути борьбы с протекционизмом

ВРАГ НОМЕР ОДИН перестройки - протекционизм, который своими метастазами поразил наше общество. Достаточно одному "ферзю" прорваться "наверх", как он расставляет своих пешек по всему периметру бытия, подрывая социальную справедливость, веру в партию.

Наверное, и сталинизм, и брежневизм были бы не страшны, если бы вожди культа, застоя не могли проталкивать "своих" во все сферы жизни. А те в свою очередь платили патронам верной службой и уничтожали ленинские корни в партии и государстве.

Думаю, что не случайно разработка документа о борьбе с протекционизмом была поручена в свое время рыцарю революции Ф. Э. Дзержинскому. В этом явлении много "конспирации" и "нелегальных" методов, пресечь которые в состоянии были только чекисты.

Сейчас на пути протекционизма могучие силы: гласность, демократизация, выборность. Однако они пока еще не всеобщие, поэтому нам жизненно необходим Закон о борьбе с протекционизмом, который в какой-то мере положит конец созданию клановости, кастовости в нашем государственном организме.

Считаю, что все протекционисты должны нести партийную и уголовную ответственность за свои преступные деяния, в свою очередь это будет гарантией того, что не появятся новые "вожди народов" - генералиссимусы, "неустанные борцы" (?) - четырежды "герои", ибо такое может проистекать только по протекции.

Так хочется, чтобы стиль стал ленинским, да и горбачевским (на данном этапе говорю это не для комплимента, а ради объективности ), освобождающимся от протекционистских, рабских пут.

В. Власов, Воронеж

Повысить роль рекомендаций для вступления в КПСС

В ПАРТИЮ Я ВСТУПИЛ, будучи на фронте Великой Отечественной войны. За 46 лет пребывания в ее рядах многих рекомендовал для вступления в члены КПСС. С годами выяснилось, что несколько человек из рекомендованных мной оказались "попутчиками", а один не выдержал испытания руководящей должностью, стал игнорировать критику в свой адрес, культивировать угодничество, создавать (небезуспешно) культ своей личности.

Все мои попытки помочь ему как коммунисту, за которого я в ответе перед партией, осознать его сползание ниже партийных норм оказались безуспешными.

В связи с изложенным предлагаю внести дополнительный пункт в Устав КПСС, позволяющий рекомендующему отзывать свою рекомендацию по каким-либо объективным причинам. Конечно, совсем не обязательно, что отзыв рекомендации повлечет исключение из рядов КПСС, но сам разбор на уровне райкома, горкома, безусловно, будет иметь воспитательное значение для коммуниста, скомпрометировавшего себя и партию.

И. Либерфорт, г. Лыткарино, Московская обл.

"Неполный" хозрасчет противоречит перестройке

ПРЕДЛАГАЮ срочно ликвидировать неполный хозрасчет, как соглашательский с бюрократией, как дискредитирующий и нейтрализующий сам хозрасчет и перестройку в целом. Неполный хозрасчет нам представляют как "переходную", временную фазу. Но тогда где же изображаемая "революционность" перестройки? В таких переходах нет никакой необходимости. Повсеместное введение полного хозрасчета вызвало бы повышение производительности труда в 1,5 - 2 раза. Кто от этого проиграет?

Если нашу перестройку называть революционной, то полный хозрасчет - это революция, а неполный - контрреволюция.

Если же и считать неполный хозрасчет переходом, то надо, чтобы этот переход не затянулся, не превратился в полумеру, подобно двум предыдущим неудавшимся реформам 1957 и 1965 годов. Поэтому, по крайней мере с 1 января 1989 года, когда все предприятия страны перейдут на хозрасчет, этот хозрасчет должен стать настоящим, действительно полным.

А. Спица, г. Николаев, УССР.

Нужен закон о гласности

МНОГО МЫ СЕГОДНЯ ГОВОРИМ О ГЛАСНОСТИ, призываем друг друга развивать ее, гордимся даже, что это русское слово зазвучало уже и за границей. Однако при этом не позаботились, чтобы гласность получила простую, четкую и понятную для всех формулировку. В Советском Энциклопедическом Словаре, например, изданном в 1987 г., то есть спустя, по крайней мере, два года после того, как мы развернули разговоры о гласности, и содержащем 80 тысяч статей, про гласность нет ни строчки. Получается, что одно из важнейших для нас сегодня понятий может толковаться по-разному.

А ведь известно: нечеткая формулировка общественной идеи, какой бы прогрессивной эта идея ни была и в какой бы степени ни отражала она интересы широких народных масс, дезориентирует эти массы, дает возможность противникам увести разбуженное идеей движение в сторону от цели. Так может произойти и с идеей гласности, которой объективно противостоит сильный, опытный и коварный противник в лице бюрократии.

Думаю, о гласности надо сказать не только в словарях. Ей должны быть посвящены законы о гласности. Одним законом не обойтись. Один закон сразу же будет запутан многочисленными инструкциями по его толкованию и применению в конкретных случаях.

Суть этих законов будет примерно одинакова. Поэтому конкретные предложения могут быть сформулированы на примере закона о гласности в наиболее подходящем для этого вопросе - вопросе распределения жилья. Наиболее подходящем потому, что жилищный вопрос сегодня является одним из наиболее острых социальных вопросов, и здесь, как нигде, нужна гласность.

Например, Закон о гласности в распределении жилья, как представляется, должен предусматривать:

1. Публичное проведение заседаний всеми уполномоченными органами при обсуждении и принятии решений по распределению жилья, независимо от его ведомственной принадлежности.

2. Вывешивание для публичного обозрения всех принятых решений, списков очередников, а также всех сведений о поступлении и распределении жилья.

3. Ведение шнурованных книг учета поступления и распределения жилья и предъявление их по первому требованию гражданам для ознакомления.

4. Немедленное приостановление деятельности органа, принявшего решение о распределении жилья вне публичного заседания, обязательное и безусловное лишение его полномочий с последующим переизбранием или переназначением, а также обязательную отмену принятых вне публичных заседаний решений и повторное их рассмотрение вновь избранным или назначенным составом органа.

5. Определение прав, обязанностей и ответственности вышестоящих органов государственной власти, государственного и административно-хозяйственного управления, органов прокуратуры, народного контроля и советов трудовых коллективов по пресечению попыток принятия решений о распределении жилья вне публичных заседаний.

6. Обязательное, независимо от срока давности, изъятие по суду жилплощади, предоставленной гражданам (после вступления в силу закона) по решениям, принятым на основании фиктивных документов на закрытых заседаниях.

А. Сарбаев, член КПСС, Москва.

Чтобы не было "белых пятен"

СЕЙЧАС ОРГАНЫ ПЕЧАТИ как бы соревнуются между собой - кто хлеще напишет о чем-то из прошлого. Однако самые сенсационные, но разрозненные материалы не дают полной картины негативных явлений недавней истории.

Кое-кто видит выход в том, чтобы ускорить работу над учебником по истории партии. Думаю, спешка в этом деле недопустима. Наоборот, чтобы можно было с научной точностью дать абсолютно достоверную картину всех, ранее не освещавшихся негативных явлений сталинского времени, необходимо собрать полные статистические сведения по следующим основным вопросам:

- численность участников прежних оппозиций, подвергшихся различным репрессиям во второй половине 20-х годов;

- численность "раскулаченных" крестьян-середняков в ходе "перегибов" массовой коллективизации на стыке 20-х и 30-х годов;

- численность интеллигенции, репрессированной в ходе "разоблачения" "вредительства" в начале 30-х годов;

- численность репрессированных во второй половине 30-х годов;

- численность военачальников, репрессированных за неудачное ведение военных действий, и солдат, ложно обвиненных в измене, в шпионаже в годы войны;

- численность репрессированных в послевоенные годы.

Не мешало бы еще раз проверить, все ли они были реабилитированы (посмертно) после XX съезда КПСС.

Для получения полной и достоверной картины - по примеру Чрезвычайной государственной комиссии во время войны - необходимо на XIX партконференции сформировать партийно-правительственную комиссию по выявлению и учету пострадавших при нарушениях социалистической законности. Только после получения данных такой комиссии можно будет составить достоверный, научно обоснованный учебник по истории партии.

С. Буркин, ст. преподаватель Томского университета.

Бюрократам - надёжный заслон

В УСЛОВИЯХ ПЛАНОВОГО ведения народного хозяйства централизованное управление, конечно, необходимо. Однако в настоящее время управленческий аппарат стал одним из тормозов в развитии нашего общества, потому что он оторван от народа, не выражает его интересов, безответственно относится к общественной собственности, использует власть в своих корыстных целях, то есть работает на себя.

Считаю, что основным лекарством от этой язвы общества является внедрение по всей стране экономических методов управления, хозрасчета, самофинансирования. Это практически позволит вырвать у бюрократов власть в сфере распределения и передать эту власть самим трудящимся.

Важно также, кроме сокращения партийного и государственного аппарата, активно внедрять на практике новый демократический механизм выборов, лучше организовать контроль за деятельностью высших органов управления, чтобы ряд конституционных прав и обязанностей не носил преимущественно декларативный характер.

Необходимо внести изменения в избирательную систему высших органов власти. Как показывает практика, существующая система избрания Генерального секретаря ЦК партии и Председателя Президиума Верховного Совета СССР не совсем эффективна. Чтобы оградить страну от негативных последствий деятельности некоторых руководителей партии и правительства, предлагаю установить для этих высоких руководящих постов два срока полномочий. Выборы на эти должности должны быть конкурсные, тайные, прямые на каждый срок полномочий. Если бы такой порядок был установлен раньше, то народное голосование не позволило бы Л. И. Брежневу и его окружению находиться у власти почти 20 лет, в течение которых возникли застойные явления во всех сферах общественной жизни.

Руководитель, деятельность которого исходит из интересов народа, всегда получит его поддержку и доверие при избрании на новый срок. Чтобы не воспитывать вождизм у руководителей, думаю, следует также отменить на демонстрациях шествие с портретами работников центральных органов и прекратить захоронение у Кремлевской стены.

П. Баталов, Ленинград

Не может быть знака равенства между социализмом и сталинизмом

ДО ОБИДНОГО БОЛЬНО ВИДЕТЬ, как много противников у нашей перестройки. И это кажется просто невероятным. Ведь за демократизацию, гласность, возрождение ленинского облика нашего строя - не только подавляющая часть населения нашей страны, но и все прогрессивное человечество. Возглавляет перестройку Центральный Комитет КПСС и его Генеральный секретарь. Возрождается притягательный образ социалистической системы. Впервые появилась надежда на безъядерный мир. Положено начало разоружению.

На фоне всех этих значительных преобразований просто зловещими кажутся горделивые заявления наших соотечественников, что они за возврат к сталинизму, за диктатуру сильной личности.

К консолидации консервативных сил призывает и автор статьи "Не могу поступаться принципами" ("Советская Россия", 13 марта 1988 г.). Эти силы оказывают сопротивление обновлению общества всеми доступными им средствами. Они с тоской вспоминают прежние времена, когда была растоптана Конституция в нашей стране, когда были оболганы и расстреляны соратники Ленина, уничтожены партийные и беспартийные кадры, закаленные в гражданской войне, вынесшие на своих плечах строительство первых пятилеток; когда накануне войны, да и в самые трагические дни 1941 г. были расстреляны талантливые полководцы, командиры, создатели оружия, когда в стране царил всеобщий страх и беззаконие, когда был уничтожен свободный труд и закрепощено крестьянство, когда культура, научная мысль, искусство были загублены тотальной подозрительностью, репрессиями и контролем.

Чтобы дать отпор противникам перестройки, просто необходимо разоблачить сталинизм, снять с этого страшного зверя "овечью шкуру", назвать вещи своими именами. Сталин создал в стране диктатуру, уничтожавшую демократию, пожиравшую закон и права граждан, поощрявшую демагогов и доносчиков.

По его прямому указанию сфабриковывались дела на невиновных, фальсифицировались следственные материалы, на допросах допускались недопустимые законом нашей страны приемы следствия (резиновые дубинки, самосжимающие наручники, беспощадные избиения, подвешивания за ноги вниз головой и тому подобные бесчинства), невиновных расстреливали без суда и даже вопреки его решению. Можно ли все это назвать социализмом, о котором мечтал В. И. Ленин, можно ли поставить знак равенства между существовавшим в стране режимом и социализмом? Нет, нет и еще раз нет! Гордиться приверженностью к сталинизму могут только замшелые догматики или явные враги перестройки.

Л. Демченко, Киев.

Нам отвечают

По поводу публикации материала в "АиФ" (N 23, с. 8) главный редактор Главной редакции корреспондентской сети Гостелерадно СССР А. АНЦИФЕРОВ сообщил, что решение коллегии Гостелерадио СССР от 25 мая в силу не вступало, В. Мезенцев от обязанностей собственного корреспондента по Сахалинской области не освобождался.

3 июня коллегия Госкомитета СССР по телевидению и радиовещанию повторно, с учетом решений пленума Сахалинского обкома партии рассмотрела вопрос о В. Мезенцеве и приняла решение: "Обратить внимание т. Мезенцева В. Г. на допущенные им факты грубого нарушения журналистской этики при подготовке материала в эфир и потребовать от него впредь ее строгого соблюдения и высокое личной ответственности за порученное дело".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно