В передачах Би-би-си несколько раз рассказывалось о различных формах благотворительной помощи, которую оказывают Польше западные страны. Каково ее реальное значение, так ли она велика и бескорыстна, как об этом твердят радиокомментаторы? С этими вопросами мы обратились к польскому журналисту В. ПИОТРОВСКОМУ.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, время от времени западные радиостанции говорят о "бескорыстной" помощи Запада, оказываемой "терпящему лишения" польскому народу. Вот пример. Очередным поводом для рекламы западного бескорыстия стало выделение в октябре 1986 г. министерским Советом ЕЭС 4 млн. марок ФРГ на безотлагательную закупку лекарств для больниц в Польше.
При этом не упоминалось, разумеется, о том, какие события предшествовали действительно необычайно трудному положению, в котором оказалась польская фармацевтическая промышленность. Напомним о них.
В декабре 1981 г. были приостановлены поставки ранее закупленных компонентов для лекарств, производимых на польских фармацевтических предприятиях "Польфа". Прекращение поставок для этих фабрик, построенных в сотрудничестве с американскими фирмами и на базе американских технологий, вызвало острый дефицит антибиотиков, в частности, ампицилина и карбенцилина. США прервали поставки в Польшу запчастей для медицинской аппаратуры, в том числе к кардиостимуляторам.
Американские фирмы под нажимом администрации расторгли контракт на создание в Варшаве производства по выпуску антибиотиков. Это нанесло Польше большой ущерб, а построенное собственными силами предприятие вступило в строй лишь в 1986 г., с опозданием на несколько лет. Польская фармацевтическая промышленность по сей день ощущает на себе последствия такой политики.
И это далеко не единственная отрасль. В начале 1982 г. были приостановлены все поставки в Польшу сельскохозяйственных и молочных продуктов. Запретом на экспорт было охвачено более 2 млн. т. кукурузы, 700 тыс. т ячменя и др. С польского рынка исчезли кофе, какао-бобы и цитрусовые.
В результате прекращения оплаченных поставок кукурузы существенно снизилось производство птицы. В общей сложности это вызвало снижение потребления мяса на душу населения на 9 кг. На 21% снизилось производство яиц на птицефермах. Крестьяне- единоличники, вложившие в птицефермы большие средства, оказались на грани банкротства. На бойнях простаивали высокопроизводительные машины, закупленные за границей.
Не удивительно, что в таких условиях в 1981 - 1982 гг. потребление продовольственных продуктов в стране снизилось на 18,1%.
Еще один пример. Крупный тракторный завод "Урсус" в 70-е годы купил лицензию и оснастку на производство английского трактора фирмы "Мэсси-Фергюссон-Перкинс". В декабре 1981 г. концерн сорвал выполненный наполовину контракт, что нанесло немалый ущерб и вызвало многолетнее отставание в производстве тракторов.
Польский Институт народного хозяйства оценил понесенный Польшей в результате санкций ущерб более чем в 15 млрд. долл. США (это больше половины всей внешней задолженности ПНР на 1981 год).
А так называемая благотворительная помощь не достигала и тысячной доли того ущерба, какой польская экономика, польский народ понесли в результате санкций. Это, конечно, не значит, что польская общественность не сохранила в благодарной памяти проявлений подлинной солидарности, которую продемонстрировала западноевропейская общественность, прежде всего под воздействием евангелических церквей в труднейший для Польши период.
Но даже посылки с сухим молоком и детскими питательными смесями и лекарствами использовались западными спецслужбами для того, чтобы тайно перебросить в Польшу деньги, специальную аппаратуру и антигосударственную печатную продукцию, рассчитанную на контрреволюционное подполье. В ноябре 1986 г. на контрольно-пропускном пункте в Свиноуйсьце, а год спустя в Гданьске были перехвачены скрытые в благотворительных посылках из Швеции оптические прицелы, электрошоковые дубинки, газовое оружие с боеприпасами, баллоны с паралитическим газом, аппараты для подслушивания телефонных разговоров и разговоров, проводимых в квартирах, подслушивающие устройства типа "Сканер" и миниатюрное фотографическое оборудование типа "Минокс", компьютерное полиграфическое оборудование и множество антипольской литературы.
Так выглядит подоплека "гуманной помощи" Запада, оказываемой Польше.