15 февраля 1989 г. заканчивается вывод войск из Афганистана. Всегда ли мы встречаем солдат и офицеров, прошедших через нелегкие военные будни, так, как они того заслуживают?
К сожалению, публикации в прессе, письма читателей свидетельствуют о встречающихся случаях невнимательного, бездушного отношения к бывшим воинам- интернационалистам, о негативном отношении части населения к льготам, которыми они могут пользоваться.
Иногда это идет от черствости, равнодушия, дефицита милосердия, иногда от незнания тех нравственных и психологических потрясений, которые испытали эти молодые люди.
Наш специальный корреспондент В. РОМАНЕНКО недавно побывал в Афганистане, где встречался с солдатами, военными и гражданскими специалистами, медиками, жителями Кабула. Результатом этих встреч и бесед стала данная статья.
НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ, что некоторые западные средства массовой информации и "радиоголоса" используют любую возможность для дискредитации Советского Союза в глазах мировой общественности.
Наглядной иллюстрацией подобного подхода к освещению событий в Афганистане является статья Б. Трейнона, опубликованная недавно газетой "Нью-Йорк таймс", в которой утверждается, что "на протяжении большей части последних восьми лет Советская Армия в Афганистане не отличалась ни хорошей дисциплиной, ни высокими побуждениями".
На каком основании делаются подобные выводы? На основе публикаций в западной прессе и бесед с советскими дезертирами в Афганистане. Это, конечно, очень "объективные" данные для анализа такой серьезной проблемы, как афганская.
Позднее газета "Нью-Йорк таймс", которая постоянно подчеркивала, что "кабульский режим держится на советских штыках", вынуждена была признать, что "перспективы быстрой победы сил сопротивления представляются проблематичными, независимо от того, будут выведены советские войска или нет".
Хотелось бы подчеркнуть, что, оценивая действия советских войск в Афганистане, такого рода исследователи забывают главное: советские войска были введены в Афганистан, во-первых, по просьбе законного афганского правительства, во-вторых, не для активных боевых действий, а для охраны объектов государственного значения, городов, дорог, источников водоснабжения, аэропортов и т. д. И в- третьих, находясь на афганской земле, воочию убеждаешься, сколь далеки наши воины-интернационалисты от того образа "оккупантов", в котором "радиоголоса" и некоторые западные газеты стараются их представить. Практически ежедневно сталкиваешься с удивительными примерами героизма, межнациональной и интернациональной дружбы, взаимовыручки и бережного отношения друг к другу, хотя, естественно, бывают и исключения.
Когда на смену закончившим службу в Афганистане в воинскую часть приходит пополнение, то во всех сложных и критических ситуациях вперед идут "старожилы". Почему? Да потому, что, рискуя своей жизнью, они стараются сохранить жизнь своего товарища, еще не привыкшего к сложной военной обстановке и потому более уязвимого. Ведь в "Афгане" своя наука. Ее, чтобы постичь, как говорят сами солдаты, "всем нутром почувствовать" сначала надо. И таких примеров множество.
САМОЕ ЭФФЕКТИВНОЕ "ЛЕКАРСТВО" - ГЛАСНОСТЬ
Но наряду с этим Афганистан высветил и ряд новых, порой совершенно неожиданных для нас проблем. В первую очередь, конечно, психологических. Люди не роботы. Психика человека, тем более молодого, очень сложный и тонкий, я бы даже сказал, деликатный инструмент, чутко реагирующий на новые, тем более необычные, экстремальные обстоятельства. Как выяснили военные медики, в условиях длительного стресса (а именно таковым является военная обстановка) у части военнослужащих развивается так называемый посттравматический стресс, характерными признаками которого являются депрессия, неумение адаптироваться к мирной жизни. Перечисленные изменения, как правило, сохраняются длительное время. Это реальная проблема, с которой нашим врачам приходится сталкиваться уже сегодня.
Наряду с этим группа профессора А. Новицкого из Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова, длительно работающая в Афганистане, научно доказала, что в условиях этой страны у многих наших солдат развивается синдром эколого- профессионального перенапряжения, следствием которого является угнетение иммунной системы организма, недостаток витаминов, частая заболеваемость инфекционными болезнями.
Немаловажное значение имеет и так называемый длительный изоляционный синдром. Практика показывает, что нередко в небольших военных гарнизонах и особенно на отдаленных заставах возникают межличностные конфликтные ситуации между военнослужащими, иногда заканчивающиеся трагически. Многими командирами, политработниками недооценивается давно известный в науке факт: в условиях длительной, хотя и относительной изоляции небольшого коллектива неизмеримо возрастает роль психологической совместимости. Ситуация усугубляется недостатками в организации психиатрической службы. Следствие этого - слабая профилактическая работа в войсках. Хотя справедливости ради следует сказать, что психические заболевания - явление нечастое среди наших "афганцев".
РЕШАТЬ ВОЗНИКШИЕ ПРОБЛЕМЫ
Во вторых, Афганистан выявил недостатки в организации медицинской помощи, эвакуации раненых. Методы военно-полевой хирургии, разработанные еще в годы второй мировой войны, оказались не всегда пригодными и эффективными в условиях Афганистана. Характер ранений при применении современных видов оружия потребовал разработки новых методов лечения, новой медицинской техники и препаратов, причем в очень короткие сроки. Советские медики с честью вышли из сложного положения. В настоящее время решены практически все наиболее важные медицинские проблемы. Но не следует забывать, что в первые годы уровень осложнений после ранений был гораздо выше, чем сейчас, и тех, кому можно было спасти жизнь и восстановить трудоспособность или хотя бы снизить инвалидность, уже не вернуть.
Выступая на Всесоюзном съезде врачей, Ю. Немытин, начальник окружного военного госпиталя в Афганистане, с болью говорил о том, что "воины, прошедшие суровую школу Афганистана, получившие там ранения и перенесшие тяжелые заболевания, заслуживают с нашей стороны большего милосердия, чем то, которым они окружены сегодня".
Третье. В отдельных наших изданиях уже сообщалось, что среди части личного состава нашего воинского контингента получили распространение наркомания и токсикомания. Армейская же наркологическая служба слаба и маломощна. Были случаи, когда относительно дешевые "афганские" наркотики переправлялись в нашу страну через республики Средней Азии.
Тяжелый счет предъявила эта война, многие из прошедших Афганистан заплатили за нее самым дорогим - жизнью, многие стали инвалидами. Пожалуй, сегодня никто из советских людей не сомневается в величии подвига воинов-интернационалистов. Вряд ли среди нас найдется и человек, равнодушно взирающий на появление новеньких обелисков "Погиб при исполнении интернационального долга", на слезы матерей, оплакивающих своих сыновей.
Наряду с этим не следует забывать, что афганский вопрос - проблема чрезвычайно сложная и многозначная, искусственная примитивизация или идеализация которой опасна тем, что общество и его институты могут оказаться не готовыми к ее решению.