Предлагаем читателям беседу доцента МГУ Б. НОТКИНА с одним из членов конгресса США.
КОНГРЕССМЕН от 14-го округа Огайо удивительно похож на знаменитого киноактера Аллена Делона, а его имя пишется так же, как у самого известного персонажа Марка Твена - Том Сойер.
До начала политической деятельности он работал учителем, затем директором колонии для несовершеннолетних преступников.
Будучи специалистом по детской психологии, Т. Сойер, конечно, и в политике делает акцент на психологические факторы. Такой подход оказался весьма близким и мне, посланному в Висконсинский университет на факультет журналистики читать лекции по психолингвистике.
Б. НОТКИН. За те 4 месяца, которые я пробыл в этот раз в США, я ощущал к себе только дружелюбное отношение. Это верный барометр изменения социально-психологического климата в Америке. Однако за время пребывания у власти новой администрации плохо просматривается перевод этого потепления на массовом уровне в конкретные соглашения.
Т. СОЙЕР. Думаю, что большую роль в такой оценке играет недопонимание механизма перехода административной власти внутри одной партии. Достаточно сопоставить высказывания министра обороны, госсекретаря и президента по поводу курса и оценок взаимоотношений с СССР за последние недели, чтобы подтвердить что.
Перед администрацией стоит ранее неведомая задача - каким образом и темпом идти вперед. Раньше надо было уметь противостоять СССР, теперь нужно учиться сотрудничать. Прежде требовалась твердость, чтобы не принимать "нет" в качестве ответа. Ныне предстоит уметь принять советское "да".
Б. НОТКИН. Если вчитаться в пессимистическую оценку перестройки министром обороны США Р. Чейни, то складывается впечатление, что советское, "да" его вообще не устраивает.
Т. СОЙЕР. Должен сказать, что лишь очень немногие конгрессмены знают точные позиции руководителей администрации по кругу вопросов, связанных с СССР. Однако на основании общей информации могу предположить, что по своим взглядам на проблему президент гораздо ближе к госсекретарю Д. Бейкеру, чем к министру обороны Чейни.
Б. НОТКИН. Все же обидно терять динамику, обретенную в конце президентства Р. Рейгана.
Т. СОЙЕР. В деле 50% сокращения стратегических вооружений движение снова началось. Однако Дж. Буш будет действовать менее импульсивно, чем его предшественник. Р. Рейгана можно уподобить музыканту, который не знал нот, но в голове которого звучала музыка, и он мог ее спеть. Д. Буш хорошо обучен музыкальной грамоте, но пока не знает, что ему играть.
Б. НОТКИН. В отношении торговли, мне кажется, нужна лишь политическая воля. Не нужно быть великим композитором, чтобы увидеть, как мешает дискриминационная поправка Джексона-Вэника исполнению любого произведения на тему советско- американской торговли.
Т. СОЙЕР. Сенатор Вэник мой добрый друг. Он не раз говорил мне, что его поправка уже изжила себя, но если отменять ее сверху, то могут объявиться лица, которые захотят устроить по этому поводу большую полемику. Как только появится достаточное число бизнесменов, получающих прибыль от торговли с СССР, эта поправка будет упразднена почти автоматически. Вспомните, эмбарго на продажу СССР американского зерна было снято почти сразу после инцидента с южнокорейским "Боингом", несмотря на самую неблагополучную политическую атмосферу.
Б. НОТКИН. Получается порочный круг - торговлю сдерживают дискриминационные законы, а их нельзя отменить из-за слабого экономического обмена.
Т. СОЙЕР. Правильно. Но гордиев узел следует не перерубать, а развязывать. Как только мы разрешим проблему с вывозом прибыли из СССР, проблема неконвертируемости рубля перестанет быть острой, и бизнесмены потребуют от политиков покончить с анахронизмом.
Б. НОТКИН. Мне довелось беседовать со многими предпринимателями, и у них много необоснованных страхов. Как их развеять?
Т. СОЙЕР. У нас самый читаемый журнал - "Спортс иллюстрейтед", и когда там сообщают, что у советских спортсменов отбирают деньги, полученные ими в качестве призов за победы в международных турнирах, наш бизнесмен думает: "Раз для этого не может быть никаких оснований в виде закона, то в один прекрасный день они смогут отобрать, сколько захотят, и у меня".
Вы даже не представляете себе, какое влияние на них окажет исход поединка советской теннисистки, объявившей об отказе отдавать валюту Госкомспорту, с его чиновниками.
Б. НОТКИН. Американские бизнесмены и политики явно отстают от ученых. Один только Московский университет подписал целый ряд программ прямых обменов с университетами США.
Т. СОЙЕР. Да, академические контакты опережают прочие другие. Я считаю весьма важным, что все больше наших молодых людей может лично познакомиться с жизнью СССР, понять ваши успехи и трудности.