Примерное время чтения: 10 минут
2572

ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ В ГОЛЛАНДИИ СОСТАВЛЯЕТ 1000 ГУЛЬДЕНОВ (500 ДОЛЛ.) В МЕСЯЦ. Путешествие в Амстердам

В составе делегации Комитета молодежных организаций СССР в Голландии побывала наш корреспондент И. СОЛГАНИК.

НИДЕРЛАНДЫ - королевство тюльпанов, ветряных мельниц, сыра, деревянных башмаков и судоверфей - все это вечные символы Голландии, которые, наверное, не изменились с тех пор, как царь Петр ездил учиться к голландским судостроителям. Но вот приметы Голландии современной - концерн "Филлипс", судоверфи Роттердама, транснациональные корпорации; высокий, даже по западноевропейским меркам, уровень жизни.

По нашим понятиям, голландцы - это полиглоты. Помимо родного голландского, свободно говорят на английском, немецком, некоторые на французском. Им это тем более необходимо, что многие привыкли отпуска проводить в Европе. Некоторых тянет к нам, в Россию.

В Голландии, как и повсюду, на нас мода. Едва ли не каждый вечер по телевизионной программе новостей транслируют Горбачева, в открытых кафе на улицах читают статьи "о перестройке и гласности", а плакат, выпущенный одной из местных партий, настоятельно призывает "дать Горбачеву закончить начатое".

Впрочем, для голландцев перестройка есть некая абстракция, так же как, скажем, абстрактны для них понятия дефицита или характеристики с места работы. Наши внутренние проблемы голландцы понимают плохо и списывают их на счет загадочной русской души. Для них перестройка - в конкретных мирных инициативах Горбачева, в том, что мы, советские, залетные, появились наконец в Амстердаме, хотя для Амстердама мы все еще экзотика. Несмотря на суровую внешность, голландцы очень общительны, я бы сказала, благодушны, легко завязывают контакты на улице и в общественном транспорте, причем совсем в другой манере и тональности, чем это обычно бывает в аналогичной ситуации у нас в Москве. Боюсь, это связано с тем, что у них нет нашей проблемы общественного транспорта (большинство семей Голландии располагает одной, реже - двумя машинами).

УЛЫБКА КОТА

Молодых голландцев, как мне показалось, не очень интересует политика. Они больше хотели рассказать о себе, чем узнать о нас, и в том числе - расправиться с нашими стереотипами в отношении "гримас капитализма".

Что касается гримас - они, безусловно, есть, хотя не в том виде, в каком мы привыкли их себе представлять. Специально для нас голландцы организовали вечернюю экскурсию в один из центральных кварталов Амстердама, освещенный красными фонарями, до предела насыщенный проститутками, наркоманами, торговцами наркотиками и прочими странными, угрожающими, почти диккенсовскими фигурами, при виде которых приходят на память преимущества нашей системы.

Здесь все доступно и все можно получить, но можно и не заглядывать в этот мир, который с другим, обычным миром обычных людей существует как бы параллельно. Этот криминальный мир, как улыбка чеширского кота, существует не для всех. Он есть для тех, кому он нужен, для всех остальных его нет.

А теперь о том, что называют у нас контрастами капитализма - мы испытали их на себе.

Один из членов делегации КМО СССР, приглашенный депутатом парламента, два дня загорал на яхте и играл в аристократическую игру гольф; другому пришлось отказаться от привычки регулярно питаться, пить пиво вместо обеда, завтрака и ужина и спать на полу бок о бок с бедным студентом и его четырьмя котами. Меня пригласила довольно типичная голландская семья среднего достатка, милая и гостеприимная, которая трогательно пыталась создать для меня привычные условия - привычные, естественно, с точки зрения голландцев. Меня обильно кормили ("русские много едят"), к обеду и ужину подавали вино ("русские много пьют"), а по вечерам, видимо предполагая, что меня мучает ностальгия, ставили песни цыган на русском языке.

САМЫЙ БЕДНЫЙ ГОЛЛАНДЕЦ

Прожиточный минимум в Голландии составляет 1000 гульденов (500 долларов) в месяц. В соответствии с программами социальной помощи этой суммой государство обеспечивает всех неимущих - безработных, студентов, инвалидов, пенсионеров, и нет человека в Голландии, который получал бы меньше.

По приблизительным подсчетам, примерно 10% населения имеют минимальный доход от 15 тыс. до 30 тыс. гульденов в год, то есть, по голландским понятиям, считаются малоимущими. Примерно 60 - 70% получают от 40 до 70 тыс. гульденов в год (в семьях среднего достатка). И наконец, около 10% имеют годовой доход свыше 70 тыс. гульденов - вот это уже капиталисты, "владельцы заводов, дворцов, пароходов".

Приведу примерный расклад бюджета двух молодых голландцев с низшей и средней ступеней социальной лестницы - безработного Джона Верхагена и технолога по пищевым продуктам Жерара ван Стралена.

Нельзя сказать, чтобы Джон Верхаген был типичным безработным, поскольку у него два высших образования - техническое и музыкальное, тогда как по статистике среди 220 тыс. молодых безработных людей в Голландии преобладают люди с невысоким уровнем образования, а также женщины и иностранцы. Когда я, кстати, поинтересовалась, как в Голландии относятся к иностранцам - туркам и марокканцам, составляющим конкуренцию голландским безработным, то выяснила, что голландцы не любят расистов и даже при нынешнем избытке рабочей силы считают, что было бы негуманно выпроваживать из страны иностранцев.

Что касается Джона, то после учебы он должен был полтора года отслужить в армии, поскольку в Голландии всеобщая воинская обязанность. Но, как объяснил мне Джон, его мировоззрение запрещает ему убивать людей. Об этом он написал в заявлении и был от армии освобожден, хотя и должен был, по его выражению, "оттрубить" те же полтора года на общественно полезных работах.

Если бы Джон проработал хотя бы три года, его пособие по безработице составляло бы от 70 до 100% от его последней зарплаты в течение года и только затем было бы снижено до минимального.

Джон живет один, снимает в центре Амстердама двухкомнатную квартиру со всеми удобствами, которая, по моим понятиям, слишком хороша для безработного и стоит немало - 500 гульденов в месяц. Но, как ни парадоксально, Джону выгодно снимать более дорогую квартиру, поскольку 200 гульденов из 500 вносит за нее государство, а снимай он более дешевую, этих дополнительных 200 гульденов он бы не получил.

Можно только предположить, какова в данном случае логика властей, стимулирующих всех малоимущих снимать дорогие и благоустроенные квартиры. Видимо, исходят из того, что каждый человек должен жить в человеческих условиях.

Если говорить об обязательных выплатах, то, помимо квартплаты, Джон каждый месяц вносит 200 гульденов за газ и электричество, и еще 500 остаются ему на жизнь - питание, одежду, транспорт и т. д.

Никаких комплексов по поводу своего не слишком изысканного гардероба, который в Москве произвел бы сенсацию, Джон не испытывает. Это вообще не проблема для Голландии, где в середине мая мы видели, как на улицах загорают люди в плавках, а рядом мерзнут другие, в зимних сапогах и пальто.

За медицинское обслуживание Джон не платит, как и все безработные. На продуктах экономит, питается один-два раза в день, иногда вместо обеда пьет пиво. Достаточно сказать, что наш соотечественник, прогостив у Джона два дня, слегка сбросил вес, хотя, как выяснилось, за это время перевел весь запас хлеба, припасенный Джоном на неделю.

По меркам Джона уровень цен в Нидерландах слишком высокий. К примеру, буханка хлеба стоит 2,5 гульдена и столько же - стакан газировки, литр молока - 1 гульден 15 сантимов, 0,5 кг кофе - 4,5 гульдена. Обед в ресторане обходится в среднем в 30 гульденов. Билет на автобус, трамвай, метро - 1,5 гульдена.

Очень дорого стоит художественная литература - в среднем 20 гульденов за книгу. Стоимость цветного телевизора - в среднем 1200 гульденов, самый дешевый телевизор стоит около 500, самый дорогой 2500 гульденов, видеоприставка - 1500 гульденов. Стоимость джинсов - до 100 гульденов, джемпера, в зависимости от качества и моды, - от 20 до 80 гульденов.

Естественно, что в финансовом отношении Джон, при всей своей неприхотливости, чувствует себя не слишком уверенно. Между тем за последние несколько лет пособия по безработице в Голландии значительно снизились, и для того, чтобы у молодежи появился стимул искать работу, в качестве одной из мер предлагается снижать их и в дальнейшем.

СЮЖЕТ С БЮДЖЕТОМ

Другой мой знакомый голландец, значительно более высокого достатка и уровня потребностей, - 26-летний Жерар ван Стрален.

Жерар работает технологом-пищевиком и получает приличную для своего возраста зарплату - 3000 гульденов в месяц, при том что голландцы часто сетуют на дискриминацию труда молодежи, в результате которой за последние несколько лет минимальная зарплата молодых снизилась в 2 раза.

Из 3000 гульденов Жерар платит налог государству в размере 392 гульденов и делает выплаты по социальному обеспечению ежемесячно в размере 647 гульденов (из них 339 гульденов отчисляются в пенсионный фонд, 94 идут на медицинское обслуживание). Благодаря этим выплатам Жерар может бесплатно лечиться, получать денежную компенсацию по болезни, в случае инвалидности получит пособие и пенсию по старости (с 65 лет).

Как и большинство молодых людей в Голландии, Жерар предпочитает жить самостоятельно. Кстати, в Голландии еще 12 лет назад было провозглашено, что каждый молодой человек, начиная с 18 лет, имеет право на отдельную квартиру. А пока что, по приблизительным подсчетам, 70% молодежи живут в 1 - 2 комнатах.

Жерар снимает довольно дорогую (650 гульденов в месяц) двухкомнатную квартиру со всеми удобствами в небольшом провинциальном городке. Вообще голландцы предпочитают жить на природе; поэтому, хотя и не только поэтому, и вид у них такой благополучный.

Примерно 200 гульденов в месяц Жерар платит за электричество и центральное отопление. Столько же ежемесячно уходит на питание. Машину не покупает, поскольку до работы удобнее и быстрее добираться на поезде, видео - тоже, но не в целях экономии, а по той причине, что вполне удовлетворен телепрограммами (в Голландии, кстати, можно принимать программы других стран, например Франции, Бельгии).

Жерар, так же как и Джон Верхаген, не женат и, кажется, обзаводиться семьей пока что не собирается. В Голландии с этим спешить не принято. Так, практически не бывает случаев, когда студенты женятся и обзаводятся потомством. Печально известный всем нам термин "студенческая семья" голландцам просто неведом.

Молодые люди, как правило, живут вместе по нескольку лет, но в брак вступают значительно позже, когда появляются дети и экономическая самостоятельность или хотя бы одно из двух. Зато число разводов в Голландии - одно из самых низких в Европе. Может быть, это связано еще и с тем, что голландки отнюдь не относятся к "эмансипе", выйдя замуж, как правило, не работают, но зато крепко держатся за кормильцев - мужей.

И последний момент. Все гульдены, которые оказались в остатке, Жерар пускает на путешествия - это его "одна, но пламенная страсть".

Практически все молодые голландцы, с кем я разговаривала, тоже путешествуют по Европе. "Общеевропейский дом" для них - реальность, они перебираются из страны в страну, как из комнаты в комнату, и надеются, что и наша будет для них открыта.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно