Примерное время чтения: 9 минут
170

ВЗГЛЯД СОВЕТСКОГО АГРАРНИКА НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННУЮ ПРОБЛЕМУ. "Тогда и накормим страну..."

Интервью корреспонденту "АиФ" дает председатель Комитета Верховного Совета СССР по аграрным вопросам и продовольствию Герой Социалистического Труда А. Ф. ВЕПРЕВ.

- Аркадий Филимонович, до Съезда народных депутатов мы знали Вепрева как директора передового совхоза, а теперь он в ответе за обеденный стол жителей всей страны. Можно сказать, вы попали в эпицентр всеобщего внимания. Как самочувствие? Каковы впечатления о первой сессии Верховного Совета?

- Устал. Каждого из нас, депутатов, закружил водоворот событий. Была огромная нагрузка - и физическая, и умственная, и нервная.

Результатами работы доволен не совсем. Понимаю, что сделать все одним махом невозможно, а сердце болит: удастся ли нам вывести аграрный сектор на должный уровень развития, превратить крестьянина в человека уважаемого, как и во всем цивилизованном мире, а крестьянский труд - в престижный, решить наконец продовольственную проблему.

- А что, разве Съезд и сессия Верховного Совета не вселили такой надежды?

- Надежда-то есть, а вот законы о собственности, о земле и землепользовании пока не приняты, хотя они нужны как воздух. Чтобы накормить страну, необходимо решить, казалось бы, простой вопрос: надо найти хозяина, который бы владел землей, пользовался ею и распоряжался продукцией своего труда. Пока таких законов нет, мы не двинемся дальше. Договорились, что их проекты будут рассмотрены на очередной, осенней сессии. Сейчас идет тщательная разработка, в которой активно участвуют и члены нашего комитета.

Нам очень важно добиться, чтобы приоритетность решения продовольственной проблемы, удовлетворения нужд села была признана всеми не на словах, а на деле. Пока этого нет.

- Каковы же требования возглавляемого вами комитета к правительству?

- Напомню лишь некоторые из них. Мы считаем, во-первых, что надо, не откладывая в долгий ящик, обеспечить эквивалентный товарообмен между сельским хозяйством и другими отраслями. Если, например, будут повышаться цены на энергетические ресурсы, технику, то надо поднимать их и на продукцию агропрома.

Во-вторых, нельзя дальше допускать несбалансированности объемов производства и материально-технического обеспечения в АПК. Ведь из года в год планы производства продукции агропрому увеличиваются, а капитальные вложения хозяйственного назначения значительно уменьшаются. Парадокс.

В-третьих, надо в конце концов наладить в кратчайшие сроки производство современных сельскохозяйственных машин и оборудования. Хорошо, что сейчас в это важное дело включились оборонные заводы. Но нельзя допускать роста цен. Ведь только комбайн "Дон-1500" стоит 60 тыс. руб. Это сколько же надо сдать хлеба, мяса, чтобы рассчитаться только за одну машину, о качестве которой лучше не говорить!

Мы считаем, в-четвертых, что надо прекратить преимущественное развитие городов и передать сельскому хозяйству не менее 30% выделяемых для промышленного и жилищного строительства в городах капиталовложений, строительных материалов и мощностей. Если мы сейчас не обратим серьезного внимания на социальную сферу села, то окажемся без развитого сельского хозяйства. Последний крестьянин убежит из деревни.

Очень нас волнует импорт продовольствия. 5 млрд. руб. в год отдаем зарубежному фермеру, обогащая его за то, что можем произвести сами. Позор! Надо быстрее избавиться от ярма под названием "хлебный импорт". То, что сейчас валюта будет направляться на закупку сверхплановой продукции у наших колхозов и совхозов, станет стимулом увеличения производства сельскохозяйственной продукции у себя дома. А на сэкономленную валюту можно будет закупать технику и технологию, что заставит наше машиностроение подтянуться качественно, выбьет у него из рук козыри абсолютного монополиста на нашем рынке, практически централизованно распределяемом по талонам.

- Все это, несомненно, будет способствовать решению продовольственной проблемы, но не менее важная роль в этом принадлежит и освоению экономических методов управления - развитию на селе хозрасчета, подряда, арендных отношений. Именно на это нацеливает ныне аграрная политика партии.

- Нацеливает правильно, и надо этого решительно добиваться. Сдвиги вроде бы есть. Если верить статистике, большинство колхозов и совхозов перешло на новые методы хозяйствования, набирают силы семейные, арендные коллективы. Однако на прилавках магазинов это не ощущается. Меня беспокоит тот факт, что кое-где партийные комитеты, чтобы не отстать от моды, буквально "загоняют" людей в аренду и подряд. Такая показуха дискредитирует важную идею. Аграрной экономике нужна самостоятельность на деле, а не "аппаратные" игры в нее.

Считаю, что этот процесс идет трудно. И такое объяснимо. Каждый коллектив должен пройти свой путь хозрасчета. На это потребуется время и кропотливая работа. Хозяином не всем дано быть, тут особый склад ума нужен. Я за то, чтобы был свободный выбор. Если кому-то удобнее работать по найму (а таких пока в стране, к сожалению, большинство), пусть работают и получают свою зарплату. Однако погоду на селе сегодня должны делать все же хозяева. И тех крестьян, которые пожелали завести собственное дело, надо всячески поддерживать, помогать их становлению. А пока настоящая аренда не закреплена законом, и от этого много разных перекосов. Сейчас, например, всячески навязывается аренда через колхозы и совхозы. Но разве такой арендатор становится хозяином, если он не может реализовать самостоятельно продукцию своего труда? Тебе говорят - плыви, а сами бечевкой за ногу к плоту привязали, к совхозу то есть, а если точнее - к его аппарату управления. Народные депутаты - аграрники стоят на том, чтобы земля бралась в аренду у государства пожизненно с правом наследования. И это, надо надеяться, будет записано в новом законе.

- А почему многие крестьяне не хотят быть арендаторами?

- Думаю, перво-наперво потому, что мы отучили людей работать. Для того чтобы погибла Римская империя, ей потребовалось 999 лет. И главная причина гибели состояла в том, что они сделали зазорным физический труд, им занимались лишь бесправные рабы. А граждане республики командовали ими. Мы же, неправильно поняв основы социализма, лишь за 70 лет довели наше общество до гибели. И опять потому, что физический труд сделался зазорным, общество разделилось на руководителей и руководимых, которым и предначертано работать. При этом распространение получила уравниловка в оплате труда. Парадокс получается. Доярка, например, получающая от каждой коровы по 5 тыс. кг молока в год, зарабатывает столько же, сколько и та, которая надаивает лишь 1500 кг.

И все же я не сторонник тех, кто твердит, что, мол, на селе землю во владение брать некому. Желающие быть хозяевами, дескать, перевелись. Миф этот рожден теми, кому подлинная аренда и последовательное возрождение многообразия равноправных форм труда на селе - кость в горле, не дающая править по-старому. Если все станут хозяевами, кем же командовать? Вот и ставятся палки в колеса арендаторам. И естественно, что, не видя иного способа защитить свои интересы, арендаторы начали организовываться. Первые вести об этом пришли из республик Прибалтики. Недавно в Москве состоялась учредительная конференция по подготовке к созданию Ассоциации крестьянских хозяйств и сельских кооперативов России. Считаю, что после принятия нужных законов дело пойдет намного лучше.

- Значит ли это, что сегодня или завтра следует раздать всю землю желающим ее обрабатывать, прикрыв при этом совхозы и колхозы?

- Я с таким мнением категорически не согласен. Поступить так бесшабашно - значит обречь страну на голод. Чтобы кормить народ, другой базы, кроме колхозов и совхозов со всеми их недостатками, у нас сейчас нет. За арендой и фермерством лишь перспектива, будущее.

Разве можно, например, распустить наш совхоз "Назаровский" Красноярского края? Организация и оснащенность труда здесь таковы, что полтысячи быков обслуживает один человек без особого напряжения. А три тысячи свиней кормит одна женщина. Ее и свинаркой-то назвать язык не повернется: прическа, косметика. Работать без надежных механизмов у нас считается попросту неприличным, потому и затраты низкие, себестоимость килограмма мяса не поднимается выше 60 - 70 коп.

Однако так обстоит дело, к сожалению, не везде. В стране 20 тыс., или 42%, хозяйств убыточных и низкорентабельных. Значит, необходим другой путь - нужна многоукладность экономики. Пусть будет многообразие форм реализации социалистической собственности. Пусть это будет и полный хозрасчет и самоокупаемость, и аренда, и семейные фермерские хозяйства. А почему колхоз или совхоз не может быть акционерным обществом, на базе которого настоящими хозяевами земли и средств производства будут все его члены? Считаю, что в сельском хозяйстве на равных условиях должны развиваться все формы собственности - подчеркиваю, на равных.

- Но этот путь авторы некоторых писем называют мелкобуржуазным, противоречащим принципам социализма.

- Не согласен. Напротив, это и есть настоящий социализм, который позволяет покончить с отчуждением человека от средств производства, от политики, от достижений культуры. Нам не нужен социализм нищих. Да его и быть не может. Пусть каждый живет как можно богаче в меру своих сил и способностей. Главное, чтобы люди хорошо трудились и получали по своему труду, его качеству и количеству. Все формы собственности хороши, если они приведут к изобилию продукции в стране.

- А решит ли продовольственную проблему лишь передача в аренду земли, даже если она будет осуществлена от имени государства?

- Нет, только одно это не решит. Без материальных ресурсов чуда не произойдет, а ресурсы сейчас в руках многочисленных министерств и ведомств. С ними предстоит нелегкая борьба. Ресурсы у ведомств надо отбирать и передавать их Советам народных депутатов. Они на местах сами будут решать, что и где строить, куда и на что направить материальные средства. Повторяюсь, для того чтобы люди выращивали хлеб, производили мясо и молоко, им необходимо создать условия для жизни, работы и отдыха. Пусть местные Советы, получив все необходимое, этим и занимаются. Средства в руках хозяев дадут быструю отдачу. Другого пути не вижу. Считаю, истинная перестройка - это решительная борьба со своеволием ведомств - за подчинение их Советской власти, за упразднение громоздкого аппарата, за лишение его возможности манипулировать материальными и финансовыми средствами, ценами на продукцию нашего труда. Будет сделано это - и крестьянин заработает как настоящий хозяин. Станет он хозяином - накормим страну.

Вел беседу В. ВОРОНЕЦКИЙ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно