КАК ИЗВЕСТНО, в мае прошлого года были обнародованы цифры людских потерь в Афганистане. Было объявлено, что мы потеряли там 13310 человек убитыми, 35478 ранеными и 311 пропавшими без вести. При этом не сообщалось каких- либо дополнительных данных, позволяющих уяснить, как именно сложились такие потери, в связи с чем могут появиться сомнения в полноте этих сведений. Например, в моей почте встречаются вопросы: а не повторяется ли история со статистикой наших потерь во второй мировой войне? Тогда кто-то (скорее всего сам Сталин), руководствуясь ему одному ведомыми соображениями, определил потери Советского Союза в войне цифрой 20 миллионов. Никаких расчетов, подтверждающих точность этой цифры, не опубликовано и по сей день, что наводит на мысль, что их просто не существует. А ведь на Западе называют и другие цифры потерь СССР - 30, 40 миллионов. Причем свои данные западные исследователи пытаются обосновать.
Нечто подобное в связи с недостатком гласности происходит и с цифрами наших потерь в Афганистане.
Еще два-три года назад западные источники сообщали о 30-40 тысячах убитых с советской стороны. Преувеличение? Возможно. Но мне приводят следующие доводы.
В газете "Известия" от 28 марта с. г. говорится, что в Афганистане погибли 764 жителя Белоруссии. Примем потери, понесенные этой республикой в афганской войне, за некую среднюю величину, типичную для всех регионов нашей страны. Население Белоруссии, как известно, составляет примерно 1/28 от населения СССР. Следовательно, ориентировочное суммарное число советских военнослужащих, погибших в Афганистане, составит что-то свыше 20 тысяч человек.
Подобные сомнения вызывает и знакомство с применяемой методикой подсчета боевых потерь. Согласно этой методике, например, если солдат погибает не на поле боя, а, допустим, через неделю-другую на госпитальной койке, то это уже служит основанием не включать его в списки боевых потерь.
Не следует, наверное, забывать и о том, что в Афганистане с нашей стороны погибали отнюдь не только представители Министерства обороны, но и сотрудники ряда других ведомств.
Правду мы тем не менее должны знать, как бы горька она ни оказалась, Ее надо знать хотя бы затем, чтобы помнить обо всех павших, а не только о 13310 официально признанных.
Кроме официальных данных, у нас есть еще один способ узнать истину: пусть все, у кого кто-либо из близких погиб в Афганистане, пришлют письма с указанием фамилии, имени, отчества, даты и места призыва и даты гибели этого человека. Полученные таким образом списки павших будут сопоставлены с официальными. Если соответствующие инстанции не согласятся с данными общественных списков, то у них будет возможность опровержения по каждому конкретному человеку, по каждой судьбе.
Полученные сведения можно и должно будет использовать в качестве основы для создания всесоюзной Книги памяти жертв афганской войны. Создание такой книги - наш моральный долг. Сегодня трудно, почти невозможно вернуть из небытия имена и судьбы миллионов, загубленных Сталиным. Лет через сорок точно так же сотрутся и следы погибших афганцев". Если, конечно, ничего не предпринять уже сегодня. Для этого и нужна Книга памяти.
Это может быть не обязательно книга в буквальном смысле слова. На национальном военном кладбище США в Арлингтоне установлена гигантская, черного мрамора стена, на которой золотом горят имена всех 57 тысяч американцев, сложивших головы во Вьетнаме. Нация отдала дань каждому поименно. Думаю, появись подобный мемориал у нас, ни у кого не повернется язык назвать это плагиатом.
И еще одно суждение по данной теме. Не пора ли и нам в Советском Союзе иметь национальное военное кладбище по типу того же американского Арлингтона? Солдат, погибший при исполнении воинского долга, достоин особого уважения нации. И его последняя обитель должна быть достойна принесенной им жертвы. Отношение к павшим воинам - один из важнейших показателей морального здоровья народа. Это хорошо понимают за океаном.
У нас же, чего греха таить, далеко не каждый погибший в Афганистане погребен, как подобает. Сколько написано о мытарствах несчастных родителей, о том, как сложно поставить достойный памятник сыну, а потом его сохранить. И теряются порой скромные могилки павших воинов среди помпезных надгробий.
Не пора ли нашему государству решительно пересмотреть свое отношение к этой проблеме и взять на себя последнюю заботу о тех, кто ценой жизни выполнил свой служебный долг?
Э. ГАМС, член Комитета Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов, народный депутат СССР.
* * *
Уважаемые читатели, если вы располагаете сведениями о наших потерях в Афганистане, направляйте их в письменном виде по адресу: 103159, г Москва, просп. Маркса. 7, Э. Гамсу.