В этот День Победы ветеранам Великой Отечественной на государственном уровне снова сказали, что их подвиг не забыт. И снова соврали.
ПО НЕКОТОРЫМ подсчётам, останки защитников Родины разбросаны на территории 33 субъектов Российской Федерации. До сих пор не захоронены, либо их захоронения считаются утерянными, 4-4,5 миллиона солдат и офицеров. Может быть, именно поэтому Вторая мировая война для нас всё никак не закончится.
Памятник беспамятству
"ОТНОШЕНИЕ к памяти павших было безобразным ещё в советские времена, - говорит председатель правления Союза поисковых отрядов России Юрий СМИРНОВ. - Причём тогда у этого беспамятства были конкретные экономические мотивы. По мере освобождения территорий СССР от немцев проводились массовые санитарные (чтобы не было эпидемий от разлагающихся трупов. - Ред.) захоронения останков советских воинов. Сотни тысяч тел, лежавших на полях и в лесах, стаскивали в ближайшие воронки и засыпали землёй. При этом у погибших в обязательном порядке забирали документы. По воспоминаниям очевидцев, солдатские медальоны передавали в военкоматы целыми сумками, вещмешками и вёдрами. К сожалению, подавляющее большинство этих документов, по которым можно было восстановить личность погибших, было скрытно уничтожено. Причина проста: семья погибшего на фронте солдата в 50-х годах получала ежемесячное пособие в размере 5 рублей, а семья пропавшего без вести ничего не получала. На каждом "неизвестном солдате" государство экономило по 60 рублей в год. Немного, но к концу войны у нас было от 5 до 9 миллионов без вести пропавших".
Некоторые поисковики даже Могилу Неизвестного Солдата у стен Московского Кремля называют "памятником беспамятству". К сожалению, основания для этого есть: когда создавался мемориал, с мест боёв в районе Ленинградского шоссе привезли останки только одного солдата. Прочие, а под Москвой сгинули 320 тысяч бойцов одного только народного ополчения, не похоронены.
Цемент вместо костей
"ДЕЛО осложняется тем, - говорит военный историк Мирослав МОРОЗОВ, - что в 50-70-е годы проводилась работа по "укрупнению" воинских захоронений, многие из которых теперь нужно искать заново. Вот типичная картина: в ходе операции "Марс" (ноябрь - декабрь 1942 г.) в районе Ржева 20-я армия потеряла 57 524 человека (13 929 убитыми и 1596 пропавшими без вести). После войны в тех местах были сотни братских могил! В 1954 г. их "укрупнили" - обелиски снесли, могильные холмы запахали. Осталось одно братское кладбище в деревне Аристово. По документам военкомата на нём похоронены 4146 погибших воинов. А где же ещё как минимум 10 000?"
Не то чтобы советская власть была совсем уж беспамятной. Просто память погибших за неё солдат она предпочитала увековечивать так, как ей было выгодно, - ставить защитникам Родины огромные памятники из бетона, бронзы или гранита, а не возиться с их костями. Впрочем, у этой кажущейся странности тоже были свои экономические обоснования. На бетоне, бронзе или граните всегда можно было здорово наварить, а с костей какой навар? Такой подход к памяти павших жив до сих пор.
"Не так давно в Подмосковье сдали в эксплуатацию один мемориальный комплекс, - говорит ответственный секретарь Союза поисковых отрядов России Андрей МАНДЖОС. - На отливку фигуры солдата ушло 18 тонн бронзы, вокруг памятника посадили красивые кедры. В документах о сдаче комплекса чёрным по белому указана стоимость каждого саженца: 2500 (!) долларов. За такие деньги можно было запросто организовать и два месяца кормить полноценную поисковую экспедицию, но это, похоже, никому "наверху" не нужно".
Ещё одна примета времени - крупный бизнес. В связи со строительством нефтепровода Балтийской транспортной системы (БТС) возникает вопрос о сохранности известных и неизвестных воинских захоронений. Трасса проходит через места ожесточённых боёв в Смоленской, Псковской и Ленинградской областях. Не потревожит ли "Транснефть" покой павших? Тот же вопрос можно задать строителям 4-го транспортного кольца вокруг Москвы.
Армия хоронит армию
В 1995 г. в России на голом энтузиазме работали 60 тысяч активных поисковиков. На 90% - за свой счёт. Долгие годы государство не хотело хоронить своих солдат. Но вот 22 января 2006 г. свет увидел президентский указ, который передал все вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества в ведение Министерства обороны. Летом того же года свой первый полевой сезон провёл 90-й Отдельный специальный поисковый батальон Ленинградского военного округа. Военные работали на Невском пятачке, одном из самых страшных мест в отечественной военной истории. Там на крошечном участке (2,5 км по фронту и 600 м в глубину) с сентября 1941 г. по январь 1943-го погибли, по разным данным, от 100 до 500 тыс. человек.
Солдаты нашли и перезахоронили около тысячи останков. Сейчас заканчивается формирование роты, укомплектованной из поисковиков, достигших призывного возраста. Хотя нетрудно подсчитать, что, если военные продолжат работу теми же темпами, на захоронение всех павших в Великой Отечественной войне им потребуется несколько тысячелетий.