В 60-ю годовщину Победы мы решили посетить места, где воевал и в самом конце войны погиб наш родственник, майор Артавазд Мелкумов (Мелкумян), командир батальона 390-го стрелкового полка Таманской дивизии. Эта дивизия была сформирована в Ереване, сражалась на Таманском полуострове, в Крыму, затем освобождала Польшу и в составе 33-й армии вела бои за Берлин.
От оставшегося в живых командира батальона другого полка той же дивизии Григория Абрамяна мы знали место, где погиб Артавазд, - станция Бюшмюле, Франкфурт-на-Одере.
Артавазд погиб в возрасте чуть старше 25 лет, а его младшему брату, с которым мы в начале августа 2005 г. разыскивали станцию Бюшмюле, было уже 78. Расспрашивая старожилов, мы все-таки нашли остатки той станции и заброшенной железной дороги. Нашли и церковь, откуда немцы вели ожесточенную стрельбу. На ней еще видны следы пуль...
После войны по решению Совета 33-й армии прах 566 офицеров этой армии, погибших с февраля по май 1945 г. на пути от Одера до Эльбы, был перезахоронен на воинском кладбище в г. Цыбинка (бывший Цибинген), недалеко от Франкфурта-на-Одере. Здесь и лежит теперь наш Артавазд. Сегодня это территория Польши.
Мы посетили кладбище, возложили цветы на могилу Артавазда и его друзей. Наверное, кощунственно говорить "в основном", если речь идет о могилах, но сперва нам показалось, что кладбище в основном содержится в хорошем состоянии. Однако вскоре мы заметили, что на правом краю кладбища, примыкающем к лесу, на нескольких десятках надгробий отбиты плиты с надписями. На фотографии это отчетливо видно. Горькое чувство вызывают эти могилы, ставшие вдруг безвестными.
Наверное, в Министерстве обороны есть отдел, ведающий вопросами воинских захоронений за рубежом. Наверное, есть и план перезахоронения на этом воинском кладбище. А если есть - то почему же до сих пор не восстановлены могильные плиты?