Загрязнение воздуха в больших городах и промышленных центрах, кислотные дожди, отравленные реки и озера, некачественные продукты питания, высокий уровень заболеваемости постоянно напоминают о тревожной экологической ситуации. Трудно представить всю остроту проблемы без серьезного анализа, который под силу сделать только специалистам. Поэтому мы попросили ответить на ряд вопросов, содержащихся в читательских письмах, народного депутата СССР, вице-президента АН СССР академика О. НЕФЕДОВА.
- Что, с точки зрения ученого-химика, можно сделать уже сейчас для оздоровления экологии? Обладает ли советская наука современной методологией и приборами для правильной оценки состояния окружающей среды и контроля за ее состоянием?
- Проблемы окружающей среды требуют не только технических, но и законодательных решений. Необходимо принять эффективный Закон СССР об охране природы, ввести плату за использование природных ресурсов, завершить формирование Государственной экологической программы с более широким участием местных Советов народных депутатов в регулировании и экономическом управлении природопользованием. Нужна четкая юридическая система ответственности организаций и отдельных лиц за наносимый природе ущерб.
Далее, необходимо обеспечить полную систематизированную информацию о реальном экологическом положении в каждом регионе страны, городе, на предприятии (например, в виде экологических карт крупных промышленных и сельскохозяйственных центров и регионов, экологических паспортов предприятий), нужна организация непрерывного контроля за состоянием окружающей среды и, наконец, необходим четкий и эффективный механизм быстрого и действенного реагирования на поступающую информацию. В свою очередь, это требует оперативного создания отрасли экологического и аналитического приборостроения, разработки соответствующих методик, организации банков данных. Конкретные практические шаги ученые Академии наук уже делают. В частности, в Сибирском отделении АН СССР накоплен интересный опыт разработки экологических паспортов промышленных объектов, там же на базе Лимнологического института на Байкале создается Международный экологический центр фундаментальных исследований.
- Какова должна быть программа действий ученых-химиков, предполагается ли сотрудничество с представителями других наук? Как будут осуществляться всесоюзные и региональные экологические программы?
- Разрабатывается единая программа исследований "Химические проблемы экологии" в качестве отдельного блока общеакадемической программы по экологическим и биосферным исследованиям. Создана и уже действует комиссия по формированию и реализации работ в рамках этого блока во главе с академиками А. Д. Кунцевичем и Б. Н. Ласкориным.
Расширяется участие Академии наук СССР в решении экологических проблем Москвы и Подмосковья в рамках программы "Прогресс-95".
- Что мешает их претворению в жизнь? Сопротивление ли со стороны ведомств, несовершенство ли существующих технологических процессов или финансовые затруднения?
- Скажу, что наряду с психологическими, юридическими, техническими и финансовыми проблемами сказывается отсутствие опытных кадров. Часто мы сталкиваемся либо с узкоместническим, либо с ведомственно-административным подходом к возникающим проблемам. И, наконец, даже при выделении средств сооружение природоохранных объектов и очистных сооружений ведется крайне медленными темпами, при систематическом невыполнении планов. Создается впечатление, что многих руководителей на местах устраивает принцип "чем хуже, тем лучше", позволяющий по существу скрыть собственную безответственность или бездеятельность.
- Не поможет ли в успешном решении экологических проблем сотрудничество с зарубежными специалистами?
- Надо признать, что многие из развитых промышленных держав мира удерживают передовые позиции и в деле охраны среды и здоровья населения. В частности, Япония занимает одно из первых мест по степени химизации своей экономики, включая и сельскохозяйственное производство (доля химической продукции в общем объеме производства этой страны составляет 16%, тогда как у нас менее 7%), и в то же время в Японии прекрасные ландшафтные заповедники, продолжительность жизни людей одна из самых высоких.
Наша страна, и в частности Академия наук, принимает активное участие в деятельности международных природоохранных организаций (например, ЮНЕП), участвует в реализации их программ, в международных экологических конференциях. Однако, к сожалению, многое из богатого зарубежного опыта мы пока не готовы, не в состоянии использовать.
- В водоемы и почвы проникают так называемые супертоксиканты - вещества, представляющие наибольшую опасность для жизни и здоровья людей. Какие меры будут предприняты для охраны природной среды от этих веществ?
- За последние 30 лет повсеместно отмечается увеличение числа людей с измененной наследственностью.
По-видимому, это является следствием влияния многих факторов, в том числе радиационного и химического. Среди наиболее опасных "химических загрязнителей" необходимо назвать ароматические углеводороды, полихлорфенолы и их производные (например, тетрахлор диоксин), тяжелые металлы и другие соединения, обладающие в малых дозах мощным действием.
Эти суперэкотоксиканты образуются в целлюлозно-бумажной промышленности, при производстве агрохимических средств или утилизации химических отходов. Они очень устойчивы, довольно легко циркулируют в природе и через компоненты среды проявляют свое токсическое действие. Необходимо в ближайшее время провести систематизацию основных источников суперэкотоксикантов и организовать эффективный контроль, в том числе в рамках международных конвенций и соглашений.
В настоящее время созданы и начали работу Межведомственная комиссия по тетрахлор диоксину и подобным супертоксикантам, а также Центр экотоксиметрии Академии наук СССР и ООН во главе с академиком А. Д. Кунцевичем.
- В каких направлениях нужно совершенствовать работу Госкомприроды, подготовку специалистов-экологов?
- Прежде всего надо создать оптимальную структуру этого важного комитета, укрепить его квалифицированными кадрами, организовать необходимую материально - техническую базу, обеспечить четкое взаимодействие Госкомприроды с Госкомгидрометом, Академией наук, экологическим комитетом Верховного Совета СССР, другими ведомствами и организациями.
Что же касается подготовки специалистов-экологов, то в ряде вузов страны (например, в Московском химико-технологическом институте им. Д. И. Менделеева, Московском институте нефти и газа им. И. М. Губкина и других) их уже готовят. Другое дело, что их пока не хватает. Поэтому учебную базу тоже нужно совершенствовать и укрупнять.
Беседу вела В. БАРАНЧЕЕВА.