Будет ли повышаться плата за жилье? Как это отразится на бюджете каждого из нас? На эти и другие вопросы отвечает член Союза архитекторов СССР доктор технических наук Б. КОЛОТИЛКИН.
- Борис Михайлович, при обсуждении проекта бюджета страны на 1990 г. в комитетах и комиссиях Верховного Совета поднимался вопрос о введении дифференцированной платы за жилье, в результате чего в бюджет дополнительно должно было поступить 3 млрд. руб. Как это реально могло бы сказаться на нашей квартплате?
- Если допустить, что повышенную плату нельзя взимать за "нездоровые" жилые помещения (подвальные, полуподвальные, в ветхих и аварийных домах, бараках и т. д.), то в расчете на "здоровые" жилища "погоня" за 3 млрд. руб. прибавки в бюджет означала бы повышение квартплаты в среднем примерно в 2,3 раза.
И это при том, что для половины населения страны общие затраты на содержание жилища уже составляют 15 - 20% ежемесячных потребительских расходов. Их никак не назовешь "мизерными" или "символическими".
- Ходят слухи, что предполагается повышение платы за отопление...
- Недремлющий творческий дух ведомств породил проект нового прейскуранта, предусматривающего увеличение платы за отопление квартир в 2,4 раза (!). Но будем надеяться, что этого не случится, по крайней мере без компенсации малообеспеченным семьям.
Реализация этих "новшеств" коснулась бы кошелька миллионов людей, и в первую очередь малообеспеченных семей, пенсионеров, которые только что получили прибавку к пенсии, обеспечивающей далеко не всем даже прожиточный минимум.
Нельзя повышать уровень квартплаты по воле и желанию заинтересованных министерств и ведомств. Тем более, что за 1988 г. прибыль предприятий коммунального хозяйства составила 2,63 млрд. руб., а предприятий топливно-энергетического комплекса - 21,33 млрд. руб.
- Немало людей живут у нас еще в подвалах, бараках, а то и в аварийных домах... Учитываются ля эти строения в статотчетах об обеспеченности населения жильем?
- Когда дают сведения о том, сколько квадратных метров общей площади приходится на человека (около 16 против 48 в США), то в счет идет все - и бараки, и подвалы...
Например, на 1 января 1989 г. в домах, находящихся в ветхом и аварийном состоянии и потому не пригодных для проживания, все же проживало 5 млн. человек. А ведь это около 1,5 млн. квартир.
Таким образом, число здоровых жилищ явно меньше общего учитываемого их количества. Когда мы говорим об оценке объема жилищного фонда на конец 2000 г. (125 млн. квартир), то речь должна идти о здоровых жилищах.
- Многие читатели просят объяснить, почему для квартиросъемщиков тариф за 1 кВт. ч электроэнергии (4 коп.) в два раза выше, чем для промышленности?
- Ни логически, ни экономически объяснить это нельзя. А прагматическая цель ясна. Это один из источников поступлений в бюджет из сферы жилищного хозяйства. Обратите внимание - пониженный тариф на электроэнергию для промышленности - не в убыток ей. Значит, не менее половины поступлений за электроэнергию, используемую для освещения и бытовых нужд, составляет "сверхприбыль" энергопроизводящих предприятий, которые в конечном итоге перечисляют ее в бюджет государства, минуя статью "доходы" жилищного хозяйства. По выборочным данным, эта сверхприбыль составляет около 8 коп. в месяц на 1 м"sup"2"/sup" жилой площади, или около 32 руб. в год за двухкомнатную квартиру площадью 33 м"sup"2"/sup". В расчете на весь городской жилищный фонд - 1,7 млрд. руб. в год.
- Принято считать, что наше жилищное хозяйство весьма убыточно, поэтому, дескать, и необходимо увеличить квартплату.
- Вопрос повышения квартплаты настолько сложен, что не требует поспешности, которая может привести к росту социальной напряженности. Нужен закон о квартирной плате, который бы опирался на хорошее знание состояния экономики жилищного хозяйства. Взять такой факт. Ведь кроме прямых поступлений из сферы жилищного хозяйства в госбюджет, существуют и косвенные источники. Один из них - "сверхприбыль" за электроэнергию - мы уже указали. А вот еще.
На долю жилищного фонда хозрасчетных предприятий и организаций министерств и ведомств приходится 53% всего государственного жилья. Расходы на его содержание не окупаются квартирной платой и другими поступлениями. Только амортизационные отчисления на его полное восстановление и капитальный ремонт за 1988 г. составили 3 руб. 59 коп. на 1 м"sup"2"/sup" жилой площади. В пересчете на весь государственный жилищный фонд - около 2 руб. в месяц, что соответствует уровню годовых нормативных затрат на капитальный ремонт жилья.
Как же погашаются убытки, например, по ведомственному жилищному фонду и амортизационные отчисления? Из прибыли предприятий и организаций. Но прибыль, как известно, входит в оптовые и, далее, розничные цены и тарифы. А уже затем эти средства возмещаются... квартиросъемщиками, как покупателями и потребителями товаров и услуг, минуя, естественно, статью "доходы жилищного хозяйства". Таким образом, сумма поступлений в бюджет удваивается.
Так, косвенно, за счет средств населения в бюджете образуется источник финансирования капитального ремонта жилых зданий. В итоге практически уравновешиваются доходы и расходы государства по содержанию жилищного фонда (это не считая расходов квартиросъемщиков на текущий ремонт жилья и др., и, вероятно, частично амортизационных отчислений на полное восстановление жилых домов).
- Мы порой бываем очень расточительны в использовании энергии, воды, газа. И, увы, призывы экономить природные ресурсы ("уходя, гасите свет") ни на нас, ни на работников домоуправлений должного воздействия, согласитесь, не имеют. Как, по- вашему, должна решаться эта проблема?
- Потери тепловой энергии в жилищном хозяйстве составляют около 25 - 30% (включая этап транспортирования), питьевой воды - 20 - 30% (из-за неисправностей задвижек и кранов и неконтролируемого и бесхозяйственного расходования). Они носят разорительный характер.
И вы правы, что всякие призывы об экономии остаются "гласом вопиющего в пустыне". Поэтому нужны экономические рычаги воздействия и стимулирования ресурсосбережения, в условиях непрерывного роста потребностей в них.
Какие? Прежде всего - введение поквартирного учета расхода тепла, воды, газа. Но для этого требуются соответствующие приборы, а их-то практически у нас нет в производстве.
Далее. Следовало бы повысить тарифы на коммунальные услуги в пределах необходимой санитарной нормы с соответствующей надбавкой к заработной плате или пенсии (подобно "хлебной" надбавке, вводившейся в послевоенные годы). В таком случае наниматель будет заинтересован в экономном расходовании природных ресурсов даже в пределах установленных норм, тогда как при низких, "бросовых" тарифах этой заинтересованности не будет и при поквартирном учете расхода ресурсов.
Надо бы пересмотреть тарифы и на коммунальные услуги, по объему превышающие санитарную норму.
К сожалению, до сих пор нет общесоюзной программы "Жилище-2000". И что особенно настораживает, так это желание центральных ведомств перенести решение всех проблем жилья на уровень союзных республик.
Беседу вела Г. ВАЛЮЖЕНИЧ