ОЧЕРЕДНОЙ выпуск "Лаборатории перестройки" (предыдущий см. "АиФ" N 4) приходится начинать с печальной ноты. Ситуация с выходом еженедельника ухудшилась. Ни Совет Министров, ни Верховный Совет, ни другие центральные органы никак не отреагировали на прошлую публикацию, не вступились за экономические и политические права читателей, которые, несмотря на сданные на подписку деньги, не получают издание, лишены выбранного ими источника политической информации. Отсутствие реакции на публикацию, в которой звучал сигнал "SOS!", свидетельствует, увы, о нулевой в данном случае действенности прессы...
А что же редакция? Несмотря на долгожданный переезд в более просторное помещение, несмотря на включение "АиФ" в Книгу рекордов Гиннеса, как самого массового издания в мире, радости коллектив не испытывает. Более того, его нормальная жизнь сегодня парализована. Идут бесконечные жалобы, звонки, телеграммы наших подписчиков. За январь они недополучили суммарно 33 миллиона экземпляров - целый разовый тираж. И если так будет продолжаться, то в I квартале задолженность составит около 100 млн. экземпляров. Нас настораживает, что в некоторых газетах, отделениях связи виновником случившегося объявляется исключительно редакция "АиФ". Это называется "не мытьем, так катаньем": не удалось редакцию разогнать административным путем - попытаемся пустить в ход экономические рычаги и, создав негативное общественное мнение, дискредитируем газету. Разгневанным читателям объясняют на местах, что редакция "АиФ", мол, не обеспечивает типографии бумагой - как будто эту бумагу делает редакция!
Истинное же положение дел заключается в том, что к концу февраля этого года комбинаты недопоставили нам около 2000 т газетной бумаги, необходимой для печатания полного тиража. Уверяем вас, товарищи, что фонды, выделенные нам Госснабом СССР, ничуть не хуже фондов других газет. Единственная наша "вина" - это рост тиража на 10 млн. экз. И Госснаб только в январе смог отослать фонды на эту прибавку, когда бумкомбинаты сверстали свои планы. Получается, что те издания, от которых отвернулись читатели, имеют сегодня бумажный "жирок" и на фоне всеобщего голода на бумагу могут даже позволить себе увеличение объема, выпуск приложений. Наша же редакция стала жертвой своей хорошей работы.
Можно понять и бумажников - десятилетиями советская промышленность не поставляла оборудование для них, и сегодня отрасль вынуждена расплачиваться с иностранными фирмами за машины и запчасти все той же дефицитнейшей бумагой. Политика командно- бюрократического аппарата привела к тому, что в период, когда гласность стала движущей силой перестройки, она душится отсутствием бумаги и полиграфических мощностей.
Пора навести порядок в распределении бумаги, при котором режим наибольшего благоприятствования создается не милым сердцу аппаратчика изданиям, а тем газетам и журналам, которые хочет читать народ. Правительство должно наконец объяснить, каково положение дел с бумагой, кто и сколько ее потребляет, как оно собирается выходить из кризиса. На чем будут печататься новые издания, которые, как стало известно, готовятся к выходу? Свое слово здесь должен сказать и Верховный Совет СССР. Ведь получится так: когда наконец им будет принят Закон о печати, экономических условий для его реализации не окажется.
У редакции "АиФ" есть своя конструктивная программа по бумаге - это инвестиции в отрасль для реконструкции технологий 50-летней давности. Это решение проблемы с сырьем для бумажников, из-за которого простаивают месяцами комбинаты. Специалисты, директора предприятий отрасли одобрили наши планы.
Подробно об этих программах мы расскажем в ближайших номерах "АиФ", но они принесут отдачу не сегодня.
Сейчас же необходимо справедливо и гласно распределить имеющиеся ресурсы бумаги и до вступления в силу Закона о печати не открывать новых изданий, дабы создать всем равные законные условия.
Мы начали с того, что центральные органы не отреагировали на наш крик о помощи. Но зато откликнулись многие читатели, они предложили интересные идеи по спасению газеты. В следующих номерах мы опубликуем их предложения. С пониманием отнеслись к проблемам размещения тиража в коллективах типографий "Правда", "Московская правда", "Радянська Украина", в Московском горкоме партии. Ряд трудовых коллективов бумажных комбинатов изыскивает резервы. Мы благодарим всех, кто остается неравнодушным к судьбе еженедельника. Редакция еще раз убедилась, что главная наша поддержка - подписчики. И это дает надежду.
Н. Зятьков, первый заместитель главного редактора "АиФ"