Примерное время чтения: 6 минут
120

НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. "Цепи у нас общие"

В первые дни Съезда народных депутатов РСФСР наш корреспондент А. ВИНЕВ беседовал с народным депутатом СССР Г. СТАРОВОЙТОВОЙ. Кое-что изменилось с тех пор, активно заговорили о рыночной экономике, Б. Ельцин возглавил Верховный Совет республики. Но опасения Г. Старовойтовой за судьбу нашей демократии, которые ей не дали высказать с трибуны Съезда, остаются актуальными.

- 14 июня вы баллотируетесь в народные депутаты, РСФСР по Северному национально-территориальному округу N 12 (г. Ленинград) в дополнительном туре. Почему вы идете на это?

Несмотря на то, что я очень нагружена как народный депутат СССР, я согласилась баллотироваться в парламент России. Депутатский корпус СССР вряд ли сможет в нынешнем своем составе вести страну еще 4 года. Демократический блок представлен в нем всего 12 - 15 %. В то время как в депутатском корпусе России 30 - 40%. Между тем многие важные для судеб всей страны вопросы будут решаться в республиканских парламентах. Я надеюсь, что мой опыт работы в качестве народного депутата страны пригодится, хотя, конечно, избежать всех ошибок не удастся.

- Каких ошибок вы все же хотели бы избежать?

- Я считаю, что нельзя начинать переустройство общества с экономических преобразований. Оказались непреодолимыми препятствия, выстраиваемые старыми политическими структурами. В России, я думаю, сначала должна пройти политическая реформация, сразу за ней - экономическая.

- Вы ленинградка и в свое время занимались изучением этнических проблем бывшей столицы.

- До 1988 г. я жила в Ленинграде и написала книгу о нем. Сегодня в городе, по некоторым оценкам, лишь около 100 тыс. довоенного населения хранит старые петербургские традиции. Ленинградцы всегда были объектом репрессий, В 1914 г. его население составляло более 2 млн. человек, а уже в 1921 г. едва достигало 700 тыс. Из города в результате политических и военных катаклизмов исчезли целые социальные группы, составлявшие его экономическую и культурную базу.

Здесь проживают представители более 100 наций. Нерусское население составляет около 11 % (в порядке убывания - евреи, украинцы, татары, белорусы, армяне и т. д.).

Надеюсь сделать что-нибудь полезное для города, на этот счет у меня есть собственная программа.

- Петроград, а затем Ленинград всегда был пролетарским городом. Согласятся ли рабочие с вашей программой?

- Пролетаризация города - это романовская тенденция. Детей ориентировали лишь на ПТУ. Сохранялись убыточные предприятия лишь потому, что с ними была связана история рабочего движения. Из людей выдавливали только их производственный потенциал, забывая о нравственных началах.

- Раньше пролетариату нечего было терять, кроме своих цепей. Сохранилось ли такое "особое" положение рабочего класса?

- Противопоставление по классовому признаку мне кажется устаревшим явлением, так как мы все одинаково ограблены как материально, так и духовно. Цепи у нас общие!

- Народный депутат - лицо неприкосновенное. Чувствуете ли вы себя в безопасности?

- Нет - так же, как и весь наш, народ. Мне неоднократно угрожали расправой. А ведь у меня есть семья.

Дело Гдляна и Иванова показало, что депутаты Верховного Совета СССР могут защитить себя и своих коллег. Что будет дальше, не знаю.

А вот пример по Армении: А. Манучаров был избран народным депутатом Армянской ССР, находясь в следственном изоляторе. (На днях ему изменена мера пресечения на подписку о невыезде из г. Степанакерта. - Ред.). Депутатский мандат ему в свое время мы с А. Д. Сахаровым пытались вручить в "Бутырках". Манучарову инкриминируется организация массовых беспорядков.

Что говорить о нашей депутатской безопасности, когда и народ не чувствует себя в этом отношении комфортно. 1 мая я тоже была среди демонстрантов на Красной площади и видела лозунги типа: "Долой КПСС", "Долой КГБ". Правительство покинуло трибуну. Но даже такой "художественный" экстремизм демонстрантов, на мой взгляд, не дает оснований Президенту публично высказывать предположения о том, что некоторые силы готовы были штурмовать Кремль и Лубянку. Его, видимо, умышленно неправильно информируют. Около Красной площади я видела много вооруженных автоматами солдат с погонами ВВ. На мой вопрос, будут ли они стрелять в людей после соответствующего приказа, юноши ответили: "Да, если те будут стрелять в нас". Но наша демонстрация была мирной. Разве пекинские события не учат всех нас уму-разуму?

- Что вы думаете о партийном съезде, будет ли он "историческим"?

- Я - беспартийная. Но так же, как и все, зависима от решений высшего партийного форума. Историческим же он может стать лишь в том случае, если на нем произойдет выделение демократических сил во фракцию, пусть даже и малочисленную. Последствием такого раскола должен стать справедливый раздел имущества партии, материально - технической базы средств массовой информации, монопольно захваченной ею.

- Считаете ли вы необходимым во что бы то ни стало сохранять устои социализма у нас во всех сферах, включая экономическую?

- Эксперимент, проведенный почти над 300 млн. человек, не удался. Но все же я не стала бы судить о коммунистических идеях односторонне. Они пришли к нам не только от Маркса, Энгельса и Ленина, в них много от общечеловеческих, в том числе христианских ценностей. Думаю, что, какое бы общество мы ни строили дальше, из этой обоймы надо взять идею социальной защищенности. Хотя она полнее реализовалась, как оказалось, не у нас, а в странах буржуазной демократии.

Любой предприниматель, обогащающий общество и обогащающийся сам, полезнее народу, чем самый нищий трудящийся, который мучается, не принося пользы ни себе, ни обществу бесперспективному в экономическом смысле.

- Какое государство вы считаете оплотом буржуазной демократии?

- Великобританию. Кстати, того, к чему там пришли еще в XIII веке, нам не достает сегодня.

- А что вы скажете о приемах "железной леди" по обузданию недовольных новым подушным налогом?

- Это не единственный пример в этом роде. Была еще голодовка ирландских политических заключенных. М. Тэтчер и тогда проявила непреклонность. Многие на Западе считают, что она была права, не позволив создать такой прецедент давления на правительство.

- Автоматчики во время первомайской демонстрации, возможно, тоже служили гарантией от давления на "главную трибуну"?

- Это все идет от стереотипов старых тоталитарных систем. И нам, и в Западной Европе необходимо пересмотреть многое в своих взглядах на демократию. Желательно заимствовать лишь подлинно демократическое, а не то, что неприемлемо для любого народа, в какой бы части света он ни жил.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно