В июне с. г. ("АиФ" N 21) была опубликована статья Ю. Георгиева и Ю. Дахаба "Об Ираке без стереотипов", вызвавшая множество комментариев в зарубежных средствах массовой информации и гораздо более скромный резонанс у нас. За прошедшее после публикации время редакция получила два официальных отклика, и первый из них последовал из иракского посольства в Москве.
СТРОКИ ИЗ ПИСЬМА
"На основе принципа свободы прессы, - говорится в письме, обращенном к главному редактору "АиФ", - который мы с вами уважаем, хотелось бы ознакомить вас с нашим впечатлением, поскольку вы заинтересованы узнать правду и стремитесь к ней".
Итак, что же за правду намерено сообщить уважаемое посольство? "Хотелось бы перед высказыванием нашей оценки констатировать факты, как они есть. Однако мы решили целесообразным не вдаваться в подробности. Мы готовы предоставить возможность редакции и двум авторам лично познакомиться с настоящей жизнью Ирака, в том числе и с положением в регионе автономного управления" (т. е. Курдистане. - Ред.).
Прежде всего спасибо за приглашение, хотя, если говорить откровенно, оно не вызвало энтузиазма, поскольку в памяти еще свежа казнь в Ираке английского журналиста, обвиненного в шпионаже в пользу Израиля. Тем более что в письме иракского посольства приводятся идеологические основания для возможных практических шагов: "Нам стало ясно, что сионистское движение - это основной двигатель кругов, которые распространяют информацию, приведенную в статье. Мы тщательно изучили вопрос о совпадении времени появления статьи. И хотя мы и прилагали усилия считать вопрос простым и совершенно обыкновенным, однако, мы не смогли отделить его от той кампании, которой подвергается Ирак в последнее время, и которая организована определенными международными силами, и в первую очередь Израилем, США и Великобританией.
Вам известно, что эта кампания ставит своей целью лишить Ирак права самозащиты и мешать ему овладевать знаниями, науками и современной технологией. Мы также основывались на доброй воле, но не могли отделить появление статьи от даты открытия внеочередной встречи лидеров арабских государств в Багдаде 28 мая 1990 г., встречи, которая направлена на создание механизма отражения агрессии. Известно, что Израиль подготавливает почву в сознании международного общественного мнения для совершения указанной агрессии против Ирака и арабской нации. Мы считаем, что появление данной статьи - одна из составных частей подготовки агрессии".
Сейчас, после иракской агрессии против Кувейта, письма это вряд ли нуждается в особых комментариях. Приходится только с сожалением констатировать, что ни одна акция "мирового сионизма" не могла нанести больший ущерб арабскому единству и связанному с ним решению палестинской проблемы, чем вероломное нападение одной арабской страны на другую.
Что касается публикации "Об Ираке без стереотипов", то ее момент действительно был выбран не случайно. Авторы статьи, профессиональные востоковеды, хотели тем самым привлечь максимальное внимание советской и мировой общественности (в том числе и руководителей арабских стран) к агрессивной политике режима С. Хусейна. Не борьба за восстановление прав палестинцев является целью его внешней политики, а собственные экспансионистские устремления.
О ЧЕМ ПРЕДУПРЕЖДАЛ "АиФ"
Плохо, когда тебя не понимают иностранцы, гораздо хуже, когда не понимают свои. Еще одним откликом на статью явилось выступление на брифинге представителя МИД СССР, назвавшего публикацию в "АиФ" "безответственной" и "тенденциозной".
А ведь именно ответственность двигала "АиФ" при публикации данной статьи. В ней ставился вопрос об опасности тесных связей с режимами, подобными режиму С. Хусейна. Предупреждения шли и из многих западных средств массовой информации, вероятно, они шли и из других источников. Последнее исходило от госсекретаря США Дж. Бейкера, которое он сделал министру иностранных дел СССР Э. Шеварднадзе на встрече в Иркутске.
Однако, как сказал Э. Шеварднадзе, он тем не менее "не ожидал, что иракцы пойдут на открытую агрессию в отношении беззащитной миролюбивой страны". Было бы небезынтересно узнать, какие донесения о положении в этом регионе направлялись Президенту СССР и членам Президентского совета советским посольством в Багдаде и нашими высокооплачиваемыми секретными службами КГБ и ГРУ.
Сейчас СССР попал в деликатное положение, поскольку не менее половины оружия, которым воюет Ирак, куплено в Советском Союзе и, по некоторым данным, в Ираке до сих пор находится около тысячи советских военных специалистов.
"ВООРУЖЕН И ОЧЕНЬ ОПАСЕН"
В этом можно убедиться, ее ли взглянуть на внешнюю политику Ирака последних десятилетий, хотя бы в отношении Кувейта. Иракские правители издавна считали эту страну частью Ирака. В 1961 г. они отказались признать Кувейт после завоевания независимости от английского колониального господства.
Тогдашний диктатор Ирака Касем предпринял первую попытку силой захватить Кувейт, и Великобритания, а затем и арабские страны были вынуждены послать туда войска для предотвращения оккупации. Притязания на кувейтскую территорию особенно усилились, когда в пограничной полосе была найдена нефть. Точная демаркация границы до той поры проведена не была, поэтому на богатейшее месторождение Румейла стали претендовать обе страны.
Зимой 1973 г. Ирак предпринял попытку захватить территорию, прилегающую к его только что построенному порту Умм-Каср, а также два острова в Персидском заливе, на которых стратеги иракского генштаба планировали создать военно-морскую базу. Но и на этот раз попытка вооруженного вторжения была пресечена усилиями ООН и Лиги арабских государств.
В дальнейшем, опасаясь своего большого соседа, Кувейт оказал ему огромную материальную помощь в войне против Ирана (1980 - 1988 гг.). Через кувейтскую территорию в Ирак шли грузы и направлялись иностранные специалисты, из 60 млрд. долл., которые С. Хусейн одолжил у арабских стран на ведение войны, 10 млрд. приходится на Кувейт.
И все же это не спасло Кувейт от экспансии. Ирак потребовал, чтобы кувейтское правительство не только простило ему долг, но и одолжило еще 10 млрд., а плюс к этому выдало компенсацию в размере 2,4 млрд. долл. за нефть, якобы украденную Кувейтом из пограничного месторождения Румейла. Важное место в списке Иракских требований занимали территориальные притязания.
С. Хусейн заявил, что Иран имеет право на все перечисленные уступки, поскольку, воюя с Ираном, он защитил Кувейт от агрессии шиитского режима аятоллы Хомейни.
По сообщениям из Кувейта, эмир ас-Сабах принял все требования Багдада, кроме одного: уступить Ираку давно вожделенные острова Варба и Бубиян. За что и поплатился троном.
***
ОТ РЕДАКЦИИ: Когда этот материал готовился к печати, пришло сообщение о том, что Ирак аннексировал территорию Кувейта.
В последние часы остро встал вопрос о безопасности иностранных граждан, находящихся на территории обеих стран. Ирак закрыл границы и воздушное пространство и пресекает попытки выезда иностранцев.
Восьмого августа у здания посольства Ирака в Москве состоялась демонстрация иракских и кувейтских студентов, протестующих против экспансионистской политики иракского правительства.