ХОТЯ мы в редакции "АиФ" единодушны в том, что война против Ирака - большая политическая ошибка США и их союзников, тем не менее считаем важным предоставлять на наших страницах и другие точки зрения. Особенно интересно в этой связи узнать мнение человека, который лично решил отправить своих сограждан под пули, чтобы силой насадить демократию в далекой от них стране. Этот человек - премьер-министр Великобритании Энтони БЛЭР.
Наш еженедельник стал единственным европейским изданием, которому предоставлена возможность напечатать его статью.
"Я ПОНИМАЮ, что военные действия, направленные на то, чтобы лишить Саддама его оружия массового поражения, вызвали весьма бурную реакцию в (арабском. - Ред.) регионе. Мы надеялись, что военной операции все-таки удастся избежать. Никто не спешил начинать конфликт. Международному сообществу в течение 12 лет пришлось ждать, когда Саддам добровольно избавится от оружия массового поражения, что он обещал в 1991 г.
ООН потребовала от Саддама разоружиться, поскольку он неоднократно совершал безрассудные акты агрессии против соседних стран и использовал такое оружие как против своего народа, так и против соседей, что вообще не имело прецедентов в новейшие времена.
Кругом обман
БОЛЕЕ десяти лет Саддам прибегал к обману и уловкам. В ноябре прошлого года ООН предоставила ему последнюю возможность разоружиться мирным путем в соответствии с резолюцией 1441 Совета Безопасности ООН. Он опять отказался.
Международное сообщество оказалось перед единственным выбором: разоружить Саддама силой и изгнать его режим или отступиться, дав еще более укрепившемуся Саддаму возможность продолжать запугивать соседей, совершать новые акты агрессии и передавать оружие экстремистским террористическим группировкам. Я уверен - история докажет, что мы сделали правильный выбор.
Мы боремся не с народом Ирака, а с Саддамом, его сыновьями, его варварским режимом, который принес страдание и ужас их стране. Я понимаю, что народ Ирака является самой большой жертвой правления Саддама. Это не завоевательная, а освободительная война.
Поэтому мы делаем все, что в человеческих силах, чтобы провести кампанию быстро и свести к минимуму потери среди мирного населения. Как ни печально, военный конфликт всегда ведет к потере человеческих жизней. Могут случаться и ошибки. Но ракетные удары по Багдаду, которые можно было наблюдать по телевидению, показали, что предпринимались все усилия, чтобы направить их на объекты саддамовского режима.
Мы также прилагаем большие усилия, чтобы немедленно оказывать гуманитарную помощь населению Ирака. Соединенное Королевство на данный момент выделило 120 млн. фунтов для оказания содействия в дополнение к 100 млн. фунтов, которые мы уже предоставили начиная с 1991 г. Мы также будем мобилизовывать международное сообщество для оказания неотложной гуманитарной помощи.
Но наши обязательства на этом не заканчиваются. Мы намереваемся работать совместно с ООН и международным сообществом, чтобы помочь населению Ирака восстановить ущерб и разрушения, нанесенные Ираку за время двадцатипятилетней тирании и коррупции Саддама.
Долой тиранию!
ИРАК - страна с богатой историей и культурой и огромным потенциалом. До того как над страной нависла тень Саддама, Ирак был страной с динамично развивавшейся экономикой и обеспеченным населением. Но агрессия Саддама, репрессии и злоупотребления довели страну до такого состояния, когда 60% населения целиком зависят от поставок продовольственной помощи.
Саддам в любой момент мог добиться снятия санкций, если бы только выполнил обязательства по разоружению. Вместо этого он намеренно использовал санкции для того, чтобы обречь народ Ирака на самые тяжкие лишения и страдания.
Я хочу, чтобы все иракцы - арабы, ассирийцы, курды, тюрки, сунниты, шииты, христиане и представители всех остальных религиозных и этнических групп - пользовались плодами этого нового, процветающего Ирака, объединенного в рамках своих нынешних границ. Это будет Ирак, свободный от страха и репрессий, где тысячи людей не заставляют покидать свои дома, не бросают в тюрьму, не пытают и не казнят. Там не будут насиловать женщин на глазах у их близких и люди смогут свободно говорить, что думают, не опасаясь, что им отрежут язык.
Именно этот террор и бедность заставили четыре миллиона иракцев покинуть свою страну. Я говорил со многими иракскими эмигрантами и знаю, что они хотят вернуться домой. Я разделяю их мечту о том, чтобы увидеть Ирак, действительно живущий в мире с самим собой, своими соседями и международным сообществом.
Британские вооруженные силы уйдут из Ирака, как только возникнут для этого реальные условия. Мы надеемся на скорое создание временной гражданской администрации переходного периода.
СОВМЕСТНО с международным сообществом мы будем стремиться обеспечить максимально широкую поддержку усилиям по восстановлению Ирака и переходу к созданию представительного правительства страны.
Конечно, не только Ирак вызывает нашу озабоченность в регионе. Я разделяю широко распространенное стремление к достижению реального прогресса в мирном процессе на Ближнем Востоке. Мы с президентом Бушем взяли на себя обязательство к 2005 г. достичь путем переговоров справедливого и долговременного урегулирования, чтобы обеспечить создание жизнеспособного государства для палестинского народа и безопасность Израиля. Мы будем стремиться к тому, чтобы довести это дело до конца и способствовать воцарению мира в регионе.
Нам очень тяжело и трудно далось решение начать военную операцию против Саддама. Мы надеялись, что в этом не будет необходимости. Но я действительно верю, что избранный нами путь действий не только приведет к укреплению безопасности на Ближнем Востоке и в мире, но и посредством устранения Саддама послужит на благо всему иракскому народу".
От редакции: Публикуя статью г-на Блэра, мы не хотели бы вступать в полемику. Но кое-какие вопросы к автору все же возникают.
1. Главная причина нападения на Ирак заключалась в необходимости лишить Саддама оружия массового поражения. Но на 12-й день войны, когда пишутся эти строки, войска коалиции его так и не нашли. Где же "ужасный диктатор" прячет его?
2. Нельзя не согласиться с премьером в том, что "варварский режим" принес иракцам "страдание и ужас". Но кто дал кому-то, кроме иракцев, право решать, какой режим им нужен?
3. Почему г-н Блэр говорит о разрушениях, нанесенных "тиранией", и ни слова о том, кто будет отвечать и платить за разрушения, нанесенные в том числе британскими войсками? Зачем нужно сначала все разрушить, чтобы потом восстанавливать?
4. И последний пассаж, просто вызывающий улыбку: "Мы с президентом Бушем взяли на себя обязательство к 2005 г. обеспечить создание государства для палестинского народа и безопасность Израиля". В этом году палестинской проблеме исполняется 55 лет. И никто до сих пор не знал, как подступиться к ней, а президент Буш и премьер Блэр знают. Поделитесь секретом, господа!
Смотрите также: