ТРИ ВОПРОСА ПО ТЕЛЕФОНУ ЗАМЕСТИТЕЛЮ МИНИСТРА СВЯЗИ СССР Е. МАНЯКИНУ.
Читателя беспокоит повышение цен на периодические издания. Чем оно вызвано? Насколько обоснованно? С 1991 г. существенно повышаются цены на бумагу, типографские работы, оформление подписки и доставку газет и журналов.
Поскольку наибольший удельный вес себестоимости изданий составят отчисления Министерству связи, мы именно туда и обратились.
- Евгений Алексеевич, в чем причина удорожания доставки печатных изданий подписчикам? Почему Министерство связи берет именно 50,6,% от стоимости номинала в действующих ценах 1990 г.?
- Во всем цивилизованном мире издатель сам заботится о распространении продукции, доводя ее до сумки почтальона. И только у нас из-за многолетнего диктата общественных организаций обязанности издателя были взвалены на почту. С 1980 г. мы начали неравную борьбу против дискриминации почтового ведомства, и, кроме окриков, ничего не получили. Цены на экспедирование и доставку остаются стабильными с 1939 г. Мы же ежегодно несем убытки из-за повышения цен на бензин, на авиа- и железнодорожные перевозки. Сейчас, в пору расцвета гласности, на нас обрушилась лавина изданий. Снятие лимита на подписку увеличило вдвое-втрое тиражи. Почта задыхается. И парадокс: чем больше почтальоны работают, тем меньше получают. Людей гипнотизирует цифра 5 миллиардов, которую публицисты вносят в графу ежегодной прибыли министерства. К сожалению, само министерство от этого ничего не имеет. Более того, только проценты погашения ссуд банком составили 3 млрд. руб. Мы не можем улучшать условия труда одной категории за счет другой, которая зарабатывает эти средства. (Значит, за счет подписчиков можно? - И. К.).
Цифра 50,6 от ныне действующего номинала не взята с потолка, это результаты анализа, проведенного недавно независимыми экспертами, а также представителями Госкомтруда, Минфина.
- Кто выиграет в результате повышения тарифов, ибо ясно, что население проиграет?
- Прежде всего самая низкооплачиваемая категория - почтальоны. Я официально подчеркиваю: аппарат в результате повышения ничего иметь не будет. Более того, главная наша задача - строжайшим образом проконтролировать, чтобы средства не распылялись и не застряли на средних этажах.
Что касается интересов населения, то издатели могли бы и не повышать цены на свою продукцию. Скажем, газета "Труд" приносит многие миллионы профсоюзам. Или "Правда". Если партия заинтересована в том, чтобы газету читало как можно больше людей, нужны дотации.
Ведь мы практически дотировали общественные издания в течение десятилетий. Что касается изданий для детей и женщин, государство могло бы взять эту заботу на себя. В конце концов издания для детей, женщин, ветеранов можно освободить от налогов, как это сделано с предприятиями Детского фонда.
И потом не надо думать, что, повысив цены, связисты начнут купаться в деньгах: почти половина средств уйдет на налоги, и дай бог, если каждый почтальон получит 30 - 40- рублевую надбавку.
- Понимают ли в Министерстве связи, что это решение - подножка гласности?
- А не будет ли подножкой, если завтра почтальоны, перестанут работать вообще? В последние пять лет министерство не получало никаких субсидий. Сейчас, в связи с принятием Закона о печати, число изданий значительно увеличится, следовательно, нагрузки возрастут. Мы не можем больше выступать в роли благодетелей. Возьмем только один пример. Воинская почта у нас, как и в других странах, бесплатна для адресата и адресанта. Но не для нас. Сотни людей заняты на сортировке и транспортировке этой почты. Им надо платить. Транспорт, как я уже говорил, нам влетает в копеечку. А мы от Министерства обороны не имеем ни малейшей компенсации. Или бывший Главлит. Мы отбираем им для прочтения зарубежные журналы, сортируем, пересылаем, и все - даром. Таких примеров десятки. И в этих ситуациях мы вынуждены искать выходы сами. Но наши защитные действия, как правило, вызывают негативную реакцию. И мы - под постоянным огнем критики. Скажем, нашумевшая история с поголовной "авианизацией" писем. Министерство выпускало два вида конвертов - с маркой 4 (60%) и 6 копеек (авиа) 40%. При этом отправления никогда особенно тщательно не сортировались, и обычные письма, как правило, отправлялись самолетами. Мы ввели единый стандарт - 5 копеек за марку. В результате этой реформы мы получили... 80 миллионов рублей. Этого не хватило даже на инфляцию.
И в заключение - личное. Политический обозреватель ЦТ Владимир Цветов, проводя параллель между работой наших связистов и японских, сказал, что самоотверженные японские руководители в крайних случаях идут на крайние меры - делают себе харакири.
Если бы мы приняли эту форму, боюсь явление стало бы массовым: за многие годы накопилось столько проблем, что решить их одним махом (или взмахом меча) невозможно.
Беседу вел И. КАБАК
От редакции: Нельзя не сочувствовать почтальонам, но, похоже, деньги могут опять уйти в бюджет и на "прочие расходы". Где гарантия, что через год-другой Минсвязи не понадобятся новые вливания? Где гарантия, что качество работы связистов значительно улучшится? Видимо, пока существует монополизм, будут существовать и проблемы, порожденные им.
Ну а что остается делать журналистам, которых просто-напросто взяли за горло? Единственный выход - повышать цены. Даже "АиФ" с его феноменальным тиражом становится банкротом, рассчитавшись с бюджетом, издателем и ведомствами, диктующими свои условия. Вынужденное повышение цен на издания сократит тиражи, урежет гласность.
Не напоминает ли эта пиковая ситуация недавнюю возню вокруг лимитов на подписку?..