Разрозненные и в то же время весьма осторожные публикации в прессе не дают полного и ясного представления о положении в Армении. Особенно сейчас, когда обстановка на границе между Арменией и Азербайджаном накалена до предела. Накануне истечения срока президентского Указа о сдаче оружия незаконными вооруженными формированиями наш корреспондент В. САВИЧЕВ побывал в Ереване.
КТО ЕСТЬ КТО?
170 из 205 народных депутатов Армении отдали свои голоса Вазгену Манукяну, избрав его Председателем Совета Министров республики. Таким образом, ключевые посты в парламенте и правительстве заняли организаторы и вдохновители движения "Карабах", явившегося основой для создания политической партии - Армянского освободительного движения (АОД), которое сегодня занимает лидирующее положение в Армении.
Левон Тер-Петросян: доктор филологических наук, владеющий десятью языками, - Председатель Верховного Совета.
Бабкен Арарцкян: кандидат физико-математических наук - первый зам. пред. Верховного Совета.
Вазген Манукян: кандидат физико-математических наук.
Нелишне будет вспомнить, что все они в 1988 г. провели по шесть месяцев в следственном изоляторе Бутырской тюрьмы за "организацию массовых беспорядков". Однако ни трудности предвыборной борьбы, ни попытки дискредитации движения и его лидеров извне не помешали народу Армении реализовать свое конституционное право и избрать тех, кого он хотел.
"Интересы нации и национальной политики выше обид", считает Левон Тер-Петросян, именно поэтому его первым политическим шагом на посту Председателя Верховного Совета республики стала поездка в Москву, где он в кратчайший срок сумел добиться продления сроков действия президентского Указа о сдаче оружия различными неформальными воинскими формированиями. По оценкам многих в Армении, введение общесоюзных войск для разоружения указанных формирований могло привести республику к очередной национальной катастрофе. Теперь новому руководству Армении предстоит в оставшийся двухмесячный срок самому решить эту проблему.
Сразу после избрания новый премьер-министр В. Манукян изложил общие аспекты концепции политического и экономического развития республики.
1. Один из самых главных вопросов - провозглашение национальной независимости и государственного суверенитета республики. Союзное социалистическое хозяйство развалилось, и независимо от того, примем ли мы данную декларацию или нет, Центр не сможет обеспечить Армению ни продовольствием, ни ресурсами. Все надежды на себя: на рыночную систему хозяйствования и на частную собственность.
2. Независимость - не самоцель. Поэтому экономические преобразования следует проводить последовательно и постепенно, учитывая крайне нестабильное положение. Все отношения с республиками будут развиваться на равноправной и взаимовыгодной основе по прямым договорам.
3. Карабах - единственная область в Советском Союзе, где отсутствует Советская власть, там командуют военные. Для решения данной проблемы необходимо скорейшее ее восстановление, и путем референдума предоставить проживающему там населению возможность самому решать свою дальнейшую судьбу.
4. После объявления независимости все армяне смогут восстановить или обрести вновь армянское гражданство. Успех нашей перестройки - в единстве всех армян.
5. Все наши усилия окажутся тщетными, если мы не сумеем решить проблему вооруженных формирований. Формирования, не вошедшие в подчинение парламенту, рассматриваются нами как бандиты, против которых будут приняты самые жесткие меры.
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ АРМЕНИИ
Коммунистическая партия Армении в предвыборной борьбе национальным интересам противопоставила коммунистические идеалы и... проиграла. Лидер левых сил Левой Тер- Петросян на последнем, четвертом этапе выборов получил почти в два раза больше голосов, чем его противник - 1-й секретарь ЦК КПА В. Мовсисян. Такова раскладка сил в парламенте и сегодня. Более того, на пресс-конференции в Москве Л. Тер-Петросян заявил, что КПА в настоящий момент деморализована и ее не стоит рассматривать как оппозицию. В общем, данную оценку подтверждают и сами депутаты-коммунисты.
Тем не менее вторым заместителем Председателя Верховного Совета был избран Гагик Арутюнян - теперь уже бывший зав. экономическим отделом ЦК КПА. Компромисс? "И да, и нет, - считает Л. Тер-Петросян. - Да, потому, что это воля большинства депутатов парламента. Нет, потому что в кадровой политике мы руководствуемся не партийностью, а прежде всего деловыми качествами".
ОППОЗИЦИЯ
На сегодня главной оппозиционной силой, противостоящей правящей партии - АОД, является коалиция многочисленных политических групп, объединившихся под флагом АНА (Армянской национальной армии). Они не имеют депутатов в парламенте республики, однако представляют серьезную политическую, а главное - вооруженную силу. Основные разногласия между правящей партией и оппозицией заключаются в решении вопроса о независимости республики. Политическое кредо АНА - немедленный выход Армении из Советского Союза. Кроме того, лидеры оппозиции заявляют, что не хотят иметь ничего общего с "необольшевистским парламентом, представляющим всего две партии".
Противостояние политическое постепенно перерастает в военную конфронтацию, поскольку и АОД, и АНА имеют свои вооруженные формирования. Но если АОДовцы полностью подчинены парламенту и правительству республики, то военные формирования АНА до сих пор не хотят ни подчиняться законной власти, ни складывать оружия. Под флагом АНА нередко выступают различные вооруженные группы откровенно уголовных элементов, которые под знаменем национальной борьбы беззастенчиво грабят своих соотечественников, устраивают провокации на границе. По мнению депутатов, с которыми доводилось беседовать, то, чего оппозиция не в силах достигнуть путем открытой и честной политической борьбы, она пытается получить путем дестабилизации обстановки в республики. После заявления премьер-министра о том, что все вооруженные формирования, не подчинившиеся правительству, объявляются вне закона, провокации участились.
НАДО ЛИ БОЯТЬСЯ ЧЕЛОВЕКА С РУЖЬЕМ?
Говорят, оружие, висящее на стене, самопроизвольно выстреливает раз в год. Оружие, находящееся на руках, стреляет значительно чаще. Так, в Ереване преимущественно ночью, а в районах нередко и днем можно слышать как одиночные выстрелы, так и автоматные очереди. В сводках о происшествиях за 14 и 15 августа, представленных сотрудниками местного КГБ, сообщается о многочисленных фактах грабежа и насилия как в отношении частных граждан, так и по отношению к работникам правоохранительных органов с целью завладения их оружием.
Вооруженные формирования оснащены самым современным стрелковым оружием и техникой, включая даже бронетранспортеры и вертолеты. По официальным данным, военные формирования АОД по численности, организации и дисциплине значительно превосходят вооруженные формирования АНА. Однако точными сведениями об их общей численности, о количестве имеющегося у них оружия не располагает никто. Официально называют цифру около 5 тысяч.
В известном Указе Президента СССР говорится о сдаче оружия незаконными вооруженными формированиями. Верховный Совет Армении принял решение узаконить формирования, присягнувшие парламенту, и на их основе создать национальные вооруженные силы. Именно на них будет возложена обязанность по соблюдению законности и порядка в Армении и охране границ.
Компромисса между двумя основными военными группировками пока не найдено, и трезвые головы как среди парламентариев, так и среди общественности опасаются, что достигнуть его будет весьма и весьма не про сто. Выступая в парламенте, премьер- министр республики В. Манукян заявил: "Мы не можем мягко относиться к тем, кто занимается грабежом и насилием". Однако до сего времени ох раной правопорядка занимаются государственные правоохранительные органы.
МВД И КГБ РЕСПУБЛИКИ
Милиция и сотрудники КГБ Армении несут службу по охране государственных и общественных зданий, патрулируют улицы, но в штатском и на машинах с частными номерами. Фиксируются преступления, ведутся расследования, возбуждаются уголовные дела, но полной обстановкой в республике ни МВД, ни КГБ не владеют, поскольку ни численностью, ни вооружением не могут противостоять вооруженным группам правонарушителей.
Руководители КГБ и МВД подчеркивают, что деятельность их ведомств полностью подчиняется Верховному Совету республики и издаваемым им законам. Что впредь в своей деятельности они будут руководствоваться в первую очередь интересами республики.