Созыв Учредительного собрания, избранного на основе всеобщего избирательного права, с начала XX века пропагандировался в России различными политическими партиями. Предполагалось, что им будет установлена новая форма правления в России и выработана конституция. Большевики, начиная с 1903 г., требовали созыва Учредительного собрания - "хозяина земли русской", и особенно использовали этот лозунг между февралем и октябрем 1917 г., утверждая, что Временное правительство сознательно саботирует его созыв. Эти же лозунги выдвигали эсеры, меньшевики, кадеты, национальные и другие партии.
В ДЕКЛАРАЦИИ от 2 (15) марта 1917 г. Временное правительство заявило о созыве Учредительного собрания. Положение о выборах, утвержденное Временным правительством, предусматривало пропорциональную систему, основанную на всеобщем избирательном праве. В октябре 1917 г. были опубликованы кандидатские списки политических партий, поскольку выборы должны были проводиться на многопартийной основе. Представители Временного правительства заявили, что Учредительному собранию "Временное правительство обязано передать свои полномочия и право суда над своими действиями".
КАК УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОЗВАЛИ...
После прихода к власти большевистского правительства ситуация неожиданно изменилась; большевики уже не хотели созыва "Учредилки". "По отношению к Временному правительству Учредительное собрание означало или могло означать шаг вперед, а по отношению к советской власти и особенно при нынешних списках, будет неизбежно означать шаг назад, - писал Ленин, - надо отсрочить выборы... Почему неудобно отсрочивать? А если Учредительное собрание окажется кадетско- меньшевистско-эсеровским, это будет удобно?" ("Правда", 20 апреля 1924 г.).
Однако переносить выборы было уже поздно. В голосовании, по данным 65 округов, участвовало около 45 млн. избирателей (всего было 79 округов, и в них 90 млн. избирателей). Это было рекордное число выборщиков для того времени.
В целом за эсеров проголосовали 58,5% избирателей, за большевиков - 25%, кадетов - 5%, меньшевиков - 2,6% (по данным газеты "Русские ведомости" за 2% января 1917 г.).
"Ошибка явная, - говорил по этому поводу Ленин, - власть уже завоевана нами, а мы между тем... вынуждены принимать военные меры, чтобы завоевать ее снова". По свидетельству Троцкого ("Правда", 20 апреля 1924 г.), Ленин вел подготовку к собранию "со всей тщательностью, продумывая все детали. Ленин распорядился между прочим о доставке в Петроград одного из латышских полков наиболее рабочего по составу. - Мужик может колебнуться в случае чего, - говорил он, - тут нужна пролетарская решимость".
Учредительное собрание открылось 5 января (18) 1918 г. На заседание из 715 избранных явилось 410 депутатов. Большевиков и примыкавших к ним левых эсеров было 155 (38,5%). Большинство составляли правые эсеры, меньшевики и национальные партии. Кадеты были к тому времени вне закона.
Большинством голосов (244 голоса) председателем собрания выбирают эсера В. Чернова, который выступает с речью: "Страна высказалась, - говорит Чернов, - состав Учредительного собрания - живое свидетельство мощной тяги народов России к социализму. Оно означает конец неопределенного, колеблющегося переходного периода. Вопрос о земле предрешен: она станет общим достоянием, на равных правах открытым для трудящихся и желающих трудиться. Учредительное собрание - это начало активной внешней политики, направленной к миру, не шкурническому, сепаратному, а всеобщему демократическому миру... Советы как орган общественного контроля должны быть не соперниками, а союзниками и сотрудниками Учредительного собрания: всякая иная линия поведения грозит ужасами гражданской войны, разорения и одичания... Социалистическое строительство предполагает вместе с тем могучий подъем производительных сил страны... социализм не есть скороспелое приближение к равенству в нищете (шум), не есть азартные и рискованные опыты, на почве общего упадка лишь ускоряющие разложение и разруху, напротив, он в деловой планомерной работе...".
...ТАК КОМИССАРЫ ЕГО РАЗОГНАЛИ
Между тем фракция большевиков покидает собрание. "В Учредительном собрании получила большинство партия правых социалистов-революционеров, партия Керенского, Авксентьева, Чернова, - говорится в стенограмме выступления Ф. Раскольникова. - Эта партия, называющая себя социалистической и революционной, руководит борьбой буржуазных элементов против рабочей и крестьянской революции, на деле является партией буржуазной и контрреволюционной... Не желая ни минуты прикрывать преступления врагов народа, мы заявляем, что покидаем это Учредительное собрание с тем, чтобы передать Советской власти... окончательное решение вопроса об отношении к контрреволюционной части Учредительного собрания".
Вскоре вслед за большевиками собрание покинули фракция левых эсеров, мусульманская фракция и украинские эсеры. Председательствующий Чернов объявил о переходе к следующему пункту: вопросу о земле. Далее приведем текст стенограммы: "Гражданин- матрос (А. Железняков. - Ред.): "Я получил инструкцию, чтобы довести до вашего сведения, чтобы все присутствующие покинули зал заседаний, потому что караул устал (Голоса: "Нам не нужно караула").
Председательствующий: "Какую инструкцию? От кого?".
Гражданин-матрос: "Я являюсь начальником охраны Таврического дворца и имею инструкцию от комиссара Дыбенко".
Председательствующий: ..."Учредительное собрание может разойтись лишь в том случае, если будет употреблена сила".
Не давая времени опомниться караулу, Чернов переходит к оглашению главных пунктов закона о земле. Собрание принимает новую земельную конституцию: все земельные угодья государства обращены безвозмездно во всенародное достояние на началах равенства, общегражданских прав в деле их трудового использования. Затем собрание переходит к вопросу о форме правления. Провозглашается связь отдельных народов демократической республики при сохранении за ними их национального суверенитета. Все это, - пишет в своих воспоминаниях В. Чернов, "под аккомпанемент вооруженной стражи, у которой чешутся руки". "В 12 часов дня, - пишет далее Чернов, посланные на разведку члены Учредительного собрания приносят весть, что двери Таврического дворца запечатаны и охраняются стражей с пулеметами и двумя полевыми орудиями".
Тем временем в ночь с 6 (19) на 7 (20) января 1918 г. ВЦИК принимает декрет о роспуске Учредительного собрания. "Трудящимся классам пришлось убедиться на опыте, что старый буржуазный парламентаризм пережил себя, - говорится в декрете, - что он совершенно несовместим с задачами осуществления социализма, что не общенациональные, а только классовые учреждения (каковы Советы) в состоянии победить сопротивление имущих классов и заложить основы социалистического общества".
И в заключение приведем свидетельство Троцкого, напечатанное в "Правде" 20 апреля 1924 г.: "...Ленин говорил мне по поводу разгона "Учредилки": "Конечно, было очень рискованно с нашей стороны, что мы не отложили созыва, очень, очень неосторожно. Но в конце концов вышло лучше. Разгон Учредительного собрания Советской властью есть полная и открытая ликвидация формальной демократии во имя революционной диктатуры. Теперь урок будет твердым".
В. КУНИН, кандидат исторических наук. В. ФИЛИМОНОВ