О том, как Минфин СССР вводит в заблуждение народных депутатов, рассказывает кандидат экономических наук Б. СЕРГЕЕВ.
В СВОЕ ВРЕМЯ весь мир обошли строки известной песни: "Человек проходит как хозяин необъятной Родины своей". Слова эти очень точно характеризуют положение человека в нашем обществе... союзом "как". Где найдется еще такая страна, где бы народный депутат, выступая с трибуны высшего органа государственной власти, для характеристики расходов государственного бюджета был вынужден пользоваться данными иностранных разведок. Не получила необходимой информации от ведомств даже созданная по Указу Президента рабочая группа по разработке государственной программы перехода к рынку. И это при том, что, по словам В. Ельцина, глава государства ежедневно следил за ее работой. По-видимому, ведомствам - монопольным держателям информации есть что скрывать...
ПОМЫСЛЫ И ДОМЫСЛЫ
Традиционно было принято считать, что раздел внешнеэкономических связей - один из благополучных в нашем бюджете. Планом на 1990 г. предусмотрено затратить на их финансирование чуть более 26 млрд. руб. бюджетных средств, которые должны обеспечить поступления порядка 58 млрд. руб. Иными словами, рубль затрат обернется 2,25 руб. дохода. Однако, из чего складывается такое "благополучие", как правило, не сообщается. Посмотрим на нескольких примерах.
Наибольший удельный вес в экспорте СССР занимают энергоносители - более 50%. Подавляющая их часть приходится на нефть. Ее внутренняя цена составляет 30 руб. за тонну. Средняя цена по экспорту в 1989 году немного превышала 100 руб. Такой разрыв обеспечивает чрезвычайно высокую эффективность экспорта "черного золота", а заодно объясняет ее высокое место в экспорте.
При общем объеме экспорта только сырой нефти в 127 млн. тонн доходы бюджета составляют 8,9 млрд. руб. К ним следует еще добавить также значительные поступления от экспорта нефтепродуктов и газа. Однако за счет чего удается держать столь высокий разрыв в ценах и значительный уровень поступлений в государственный бюджет? Ведь известно, что производительность труда наших нефтяников в несколько раз ниже, чем американских. Не потому ли, что около 200 тыс. нефтяников Тюмени не имеют благоустроенного жилья? Многие живут в балках, то есть в деревянных сараях, каждый пятый не получает полноценного медицинского обслуживания. Известно, что с 1991 года один из вариантов реформы предусматривает повышение внутренних цен на нефть до 70 руб. за тонну, однако, при этом будет "съедена" значительная часть бюджетных поступлений.
Крупнейшей статьей поступлений от импорта являются закупки товаров народного потребления. Хотя в импорте, особенно из развитых капиталистических стран, они занимают незначительное место, разница в ценах позволяет не только покрывать менее прибыльные, а иногда и убыточные, с точки зрения бюджета, закупки оборудования, но и приносить значительный доход.
Таким образом, доходность внешнеэкономических связей, с точки зрения бюджета, весьма относительна. Она держится значительной своей частью на бюджете советской семьи: 10 - 15-кратном завышении цен на апельсины, грейпфруты, магнитофоны, кофе и другие потребительские товары, которые на мировом рынке стоят гроши. Если семейные расходы привести в соответствие с мировыми нормами, то государственный бюджет просто лопнет.
"МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ" МИНФИНА
Вызывает большое сомнение включение в доходную часть бюджета статьи поступлений по кредитам из иностранных источников. Эти деньги взяты в долг для покрытия дефицита, так же как трешка, взятая до получки, это не доход, а всего лишь заем - их надо отдать.
Аналогичную "бухгалтерскую хитрость" правительство проделало с государственным ссудным фондом, т. е. кредитами госбанка, отнеся их к доходам бюджета и сократив таким образом размер его дефицита на две трети. Почти год потребовался ученым, чтобы раскрыть обман с кредитами отечественными, а вот иностранные остались вне поля их внимания. За истекший год их размер, по данным журнала "Коммунист", составил 10 - 12 млрд. руб. На эту сумму должен быть увеличен дефицит.
Однако на этом "хитрости" не кончаются. В нашем бюджете расходы и доходы, будь то в валюте или в рублях, смешаны и сплюсованы. Но ведь всем известно, что официальный курс, по которому валюты переводятся в рубли, далек от реальности. Неторговый курс рубля для обмена валюты населению уменьшен сразу в 10 раз. На валютных аукционах за один валютный рубль дают более 30 рублей. Если так, то совокупный размер дефицита должен быть увеличен, как минимум, вдвое. В результате он превысит 20% ВНП. Для сравнения отметим, что у США он составляет 3%, и это при широком развитии рынка ценных бумаг, на котором легко продать долговые обязательства правительства и таким образом покрыть дефицит. Так что те, кто утверждает, что мы находимся на краю экономической пропасти, приукрашивают ситуацию: мы давно там.
Признание нереальности нынешнего курса рубля означает и переоценку стоимости внешнего заимствования. По расчетам, в текущем году по иностранным займам госбюджет должен заплатить основного долга и проценты - 6,2 млрд. руб., или 1,3% расходной части бюджета. Но это, если считать по официальному курсу. Ну а если, например, по соотношению потребительского рынка, составляющему примерно 1 к 10, то доля расходов по выплате займов будет соответствовать расходам на оборону и лишь чуть-чуть уступает ассигнованиям на социальное страхование и обеспечение. При этом, несмотря на многочисленные заявления главы правительства об отказе увеличивать внешний долг, он стремительно растет, и суммы, затраченные на его погашение за последние три года, увеличились на 60%.
МЫ НЕ В АМЕРИКЕ
Еще больше секретов связано со статьями помощи иностранным государствам. В интервью газете "Труд" (21.01.90) Н. И. Рыжков отметил, что парламент утвердил ее в размере 9,7 млрд. руб. В действительности эта цифра содержит только суммы государственных кредитов и безвозмездной помощи. Помимо многих других показателей, она не включает многомиллионные льготы, предоставляемые в форме скидок-надбавок к экспортно-импортным ценам, например, при продаже Кубе нефти и покупке у нее апельсинов, льготных транспортных тарифов, предоставляемых не только развивающимся, но и бывшим и нынешним социалистическим странам. Отсюда можно сделать вывод, что общая величина помощи существенно выше названной.
Несмотря на стремление народных депутатов сократить суммы помощи, они будут расти помимо нашего желания. Дело в том, что примерно половина из 85 млрд., предоставленных Советским Союзом кредитов, относится к разряду "сомнительной задолженности", т. е. вряд ли будут возвращены. Поэтому СССР придется выделять средства для ее финансирования.
Таков далеко не полный перечень вопросов лишь по одному бюджетному разделу. Но и он позволяет задать вопрос: "За что голосуют депутаты?" Почему правительство не несет ответственности за откровенную дезинформацию парламента? В любой цивилизованной стране это означало бы немедленную отставку и суд. В США, например, финансовые операции администрации в обход конгресса повлекли судебное разбирательство по делу "Иран - контрас" и чуть не стоили отставки Р. Рейгана. Но мы же не в Америке. На пятом году гласности, на пороге рынка мы по-прежнему не имеем реальной картины глубины финансового кризиса, в котором оказались.
Среди многих законодательных актов, которые нам необходимо принять, одним из важнейших является закон об информации депутатов. Без точных данных переход к рынку станет очередным мифом бюрократов.