4 октября в Кремле состоялось совещание Президиума Совета Министров СССР по вопросам законности и правопорядка. Предлагаем краткий отчет нашего корреспондента.
"МЫ ПРОИГРЫВАЕМ..."
Председатель Совета Министров СССР Н. РЫЖКОВ. Положение чрезвычайно тяжелое. Люди не понимают, почему такое мощное государство допустило рост преступности. Они спрашивают: это общий паралич власти или только правоохранительных органов?
В прошлом году Верховный Совет СССР и все органы управления объявили войну преступности. Однако мне кажется, что это преступный мир объявил нам войну. Во всяком случае, проигрываем мы, а не преступники.
В этом году число преступлений увеличилось на 12%, а тяжких даже на 19% по сравнению с 1989 г., когда уже был рост на 33%.
Преступный мир сегодня действует дерзко и наступательно. Если не будут приняты серьезные, очень жесткие правовые и правоохранительные меры, то произойдет дальнейшее осложнение криминогенной обстановки в стране.
Сейчас каждый третий рубль в финансовом обороте страны имеет "теневое" происхождение.
В этих условиях переход к рынку не улучшит положение, а только ухудшит его.
"УЖЕСТОЧИТЬ САНКЦИИ ЗА СПЕКУЛЯЦИЮ"
Министр внутренних дел СССР В. БАКАТИН. Не преступность первопричина развала экономики. Ее рост является следствием нынешнего социально-экономического состояния страны и общества. Количество задержаний и арестов в текущем году выросло на 36% к прошлому году, а в прошлом году оно увеличилось на 45%. Если в первом полугодии прошлого года работники милиции применяли оружие 1000 раз, то сейчас - 2470.
Усиливается дестабилизирующее воздействие пьянства. Количество состоящих на учете алкоголиков достигло 4,5 млн. человек, а преступность на почве пьянства выросла на 12%. В нетрезвом виде совершается "sup"2"/sup"/"sub"3"/sub" всех тяжких преступлений, свыше 70% убийств.
Насилием сопровождается каждое десятое преступление. С применением оружия в этом году совершено 4,6 тыс. преступлений.
За последние 8 месяцев хищения в крупных и особо крупных размерах выросли на 25%. Каждый десятый из задержанных за хищения является руководителем. Все это организовано, как говорится, под началом непосредственных руководителей предприятий.
В связи с развалом потребительского рынка в стране стали повсеместно развиваться спекуляция и злоупотребления в торговле. Более чем вдвое (на 27,5 руб.) увеличилась сумма изъятых у спекулянтов денег и ценностей. Есть два источника спекуляции: это организованный импорт из-за границы при помощи туристов и перепродажа с баз Министерства торговли. Мы проверили 160 тыс. предприятий торговли. В каждом втором - нарушение. На 30 млн. руб. выявлено укрытых товаров, пресечено 1,5 тыс. попыток оптового сбыта товаров спекулянтам прямо с баз. Наших усилий и наших возможностей совершенно недостаточно, чтобы справиться с реальным валом спекуляции. Очевидно, что на пути к рынку не обойтись без временного ужесточения санкций за спекуляцию.
Все большее и большее влияние на преступность оказывает коррупция, с которой практически у нас не ведется никакой борьбы. А коррупция поразила, по сути говоря, все сферы. Я даже рискну сказать - сферу государственного управления.
Н. РЫЖКОВ. Но министрам известны коррумпированные элементы своих министерств или нет?
В. БАКАТИН. Это тщательно укрывается. Надо создать депутатскую комиссию по борьбе с коррупцией. И начать надо с коррупции внутри правоохранительных органов.
Председатель КГБ СССР В. КРЮЧКОВ. Большие материальные ценности и денежные средства, оцениваемые миллиардами рублей, сосредоточены в сфере теневой экономики.
Организованная преступность выступает в виде устойчивых преступных сообществ, которые отличаются наличием коррумпированных связей в государственных и общественных структурах.
Иными словами, организованная преступность - это симбиоз уголовного мира, теневой экономики, коррупции, активного вторжения в политику, а следовательно, в область безопасности государства и общества.
Головным подразделением (по борьбе с организованной преступностью, - Ред.) обозначена контрразведка.
В 1989 г. и в первой половине 1990 г. КГБ выявлено свыше 1200 организованных преступных групп. Из преступного оборота изъято ценностей и денег на сумму 214 млн. руб.
Увеличивается количество попыток осуществить противоправные финансовые сделки, крупные аферы с советской и иностранной валютой. Стала складываться своеобразная теневая экспортно-импортная система.
Думается, что в ближайшей перспективе Советский Союз будет представлять все больший интерес для международного преступного мира, наркомафии, террористических формирований, в том числе контролируемых спецслужбами. У нас на этот счет есть документальная информация.
Мы выступаем за создание при Совете Министров СССР или Президенте СССР координационного комитета по взаимодействию в работе правоохранительных органов. Если мы только ослабим влияние и возможности Центра и пойдем на чрезмерную децентрализацию, то нанесем огромный ущерб деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Мы должны принять меры, которые бы усилили наш центральный кулак.
Есть ли в Советском Союзе мафия или нет? Я считаю, что пока мафии нет. Мафия - это государство в государстве.
Н. РЫЖКОВ. Но в начале своего доклада вы сказали, что организованная преступность есть и она влияет на политические процессы.
В. КРЮЧКОВ. Если человек или какая-то группа людей получает невероятно много денег, то "деньги требуют власть", и тогда появляется стремление к власти, чтобы деньги отмыть и укрепить позиции.
Мы знаем, что многие кандидаты в депутаты занимались благотворительной деятельностью. Разумеется, на зарплату это сделать невозможно.
Все мы убеждаемся, как мало сейчас просто принять хорошие законы. По любым из них должны быть конкретные механизмы реализации. В частности, отсутствие такого механизма порождает трудности для исполнения принятого 12 июня Закона СССР, предоставляющего право органам дознания и следствия прослушивать телефонные разговоры, использовать в качестве доказательств материалы, полученные с помощью аудиовизуальных, кино- и других технических средств фиксации событий и фактов. Я думаю, что здесь нет ничего аморального.
Есть еще одна проблема - дактилоскопия. Мы единственная страна, которая считает, что брать у всех отпечатки пальцев - это нарушение законности. А я скажу, что это большое дело для всех честных людей.
У одного популярного еженедельника сложилось представление, что следствие КГБ сегодня не имеет должного объема работы. Я хотел бы дать вам справку. Всего в органах госбезопасности в стране около 1 тыс. следователей (в органах прокуратуры более 7 тыс.). Более половины из них работает по расследованию преступлений, совершенных на почве межнациональных конфликтов. Пятая часть - по пересмотру дел на репрессированных в 30 - 50-е гг. Что же остается для работы по организованной преступности, если учесть, что у нас есть еще дела по шпионажу и другим государственным преступлениям.
"НАДО СОЗДАТЬ КООРДИНАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ"
Зам. Генерального прокурора СССР В. КРАВЦОВ. За 1,5 года в стране совершено 3700 тыс. преступлений, из которых 1400 тыс. остались нераскрытыми. Авторитет союзного закона низок, как никогда. За 2,5 года на почве межнациональных отношений погибло 950 человек, свыше 9000 получили ранения, более 600 тыс. стали беженцами.
В 1-м полугодии 1989 г. 148 организованных преступных групп насчитывали в своем составе от 4 до 10 членов, 12 групп - свыше 10 человек. В 1-м полугодии этого года число таких групп стало соответственно 326 и 54.
Ежегодно "теневой" оборот составляет не менее 150 млрд. руб.
Мы полностью поддерживаем предложение о создании координационного комитета.
"НАЦИОНАЛЬНЫЕ КВАРТИРЫ ИЛИ МОНОЛИТНОЕ ЕДИНСТВО"
Министр обороны СССР Д. ЯЗОВ. Сегодня главная беда - это разрушение системы управления государством.
Сегодня мы подсчитываем количество преступлений, а завтра у нас некому будет даже подсчитывать преступления, грабежи, убийства.
Через два года у нас не будет армии. Осудили, позорили ее за события в Тбилиси, но вчера в Тбилиси одна партия стреляла в другую. И никто не поднимает шума, как будто все это нормально. Надо спасать страну.
Милиция не в состоянии что-либо сделать - разошлась по национальным квартирам. Примерно в 10 раз (2,5 тыс. солдат сейчас) увеличилось количество дезертиров. За оружием идет охота.
Что делать? Или нам необходимо единое, монолитное, с собственными правоохранительными органами государство, или надо разойтись по национальным квартирам и считать, что мы - это 15 самостоятельных государств.
Министр финансов СССР В. ПАВЛОВ. Нужно идти на решение целого ряда проблем, связанных с рынком. Пока будет существовать разница в 2 - 3 раза между ценами государственными и теми, что на "черном рынке", то никакие правоохранительные органы с этим не справятся. Слишком велик соблазн!
Председатель Госкомитета СССР по телевидению и радиовещанию М. НЕНАШЕВ. Совет Министров выражает неудовольствие по поводу деятельности средств массовой информации. А средства массовой информации выступают в роли тех гонцов, которые в течение пяти лет несут только дурные вести.
Чтобы пресса была "созидательной", нужна наша деловитость.
ОТ РЕДАКЦИИ. Читатели часто спрашивают у нас, знают ли там, "наверху", о тех сложных проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются люди, не защищенные спецохраной.
Совещание Президиума Совета Министров СССР показало, что, оказывается, знают и пытаются найти выход из сложившейся ситуации. В качестве возможных назывались и такие меры:
- создать координационный комитет по борьбе с организованной преступностью. Только вот что делать с тем, который уже существует при Верховном Совете СССР?
- приостановить действие всех республиканских законов, вошедших в противоречие с союзным законодательством;
- подчинить все правоохранительные органы непосредственно Президенту СССР;
- ужесточить некоторые уголовно-правовые нормы, в том числе - ответственность за спекуляцию;
- объявить "нешуточную" войну коррупции с самого верха до самого низа.
По результатам совещания Президиума следует ожидать постановления.
Постановление-то будет. В этом нет сомнений. А что дальше?
Будет ли оно исполняться или станет очередным "мертвым" правовым актом?
На совещании прозвучали трезвые мысли - что правовыми мерами с уголовщиной не справиться и что мафия появляется только там, где есть запреты в экономике, которые выгодно и доходно обходить.