В основе рыночной экономики лежит конкуренция в борьбе за приз - деньги потребителя. Конкуренты - производители товаров, борясь за деньги покупателя, должны непрерывно совершенствовать качество своей продукции, расширять ее производство и снижать на нее цены. Кто быстрее это делает, тот и получает большую прибыль.
Так, например, к началу 1987 г. последовательно снижаемые цены на цветные телевизоры достигли в Японии 45,1%, в США 69,3% и в ФРГ 75,1% от цен 1970 г., а качество их все это время возрастало. Эти данные объективно отражают "поведение" соответствующих отраслей западной экономики на путях к прогрессу в интересах потребителя.
Для строительства отечественных конкурирующих предприятий, производящих те же телевизоры, необходимы время и средства. Передача существующего производства в частные руки быстро и принципиально проблемы не решит, так как при сохранении монополизма производителя цены лишь подскочут. Скорый эффект от приватизации можно ожидать лишь в областях производства и сферы услуг, основанных на использовании ручного труда (животноводство, овощеводство и др.).
Однако если производителя тех же телевизоров заставить действовать по графику (закону, тенденции) относительного изменения цены на аналогичный по качеству зарубежный аппарат, то его поведение должно стать подобным поведению конкурирующих между собой зарубежных коллег. Иначе говоря, в основу предлагаемого перехода к свободной рыночной экономике предлагается введение имитации воздействия конкурента.
Первоначальная цена должна быть, в соответствии с рыночными отношениями, договорной и может назначаться только на новую, по потребительским критериям, продукцию. Но принудительное прогрессирующее снижение цен на стареющую продукцию заставит изготовителя поэтапно расширять ее производство и снижать себестоимость. Многократно возвращаясь к началу графика при совершенствовании данной продукции, производитель доведет технологию ее производства до современного зарубежного уровня.
Это позволит в переходный период избежать необратимых скачков цен и выиграть время для создания необходимых условий, в которых будут функционировать конкурирующие структуры. Это ускорит развитие отечественной экономики, благодаря возможности использования уже полученного опыта. Имитация воздействия конкурента будет способствовать обучению предпринимательству и рыночным отношениям в реальных экономических условиях, основой которых является свободный обмен товарами.
Тогда окажется эффективной и перестройка экономики. Хозяйственные функции государства должны быть упразднены. Политику государства необходимо направить на устранение негативных последствий стихии рынка, защиту интересов малоимущих слоев населения, поддержание пропорциональности и сбалансированности народного хозяйства экономическими методами.
Только при подобных интеграционных процессах объективно будут "отмирать" нынешние функции министерств и ведомств. Сегодняшняя же ломка аппарата приводит лишь к потере того управления, которое сложилось исторически, вносит хаос, объективно способствует снижению объемов производства продукции.