В настоящее время в Грузии компактно проживают: 437 тыс. армян, 307 тыс. азербайджанцев, 100 тыс. греков, 64 тыс. осетин (в Южной Осетии; всего осетин в Грузии -164 тыс.), 95 тыс. абхазцев, 33 тыс. курдов, 6 тыс. ассирийцев. За годы перестройки произошло два межнациональных конфликта. Однако сами их участники считают, что основа этих конфликтов не национальная, а политическая.
ПАРЛАМЕНТ И ОППОЗИЦИЯ -
две основные силы, влияющие на развитие политических процессов в обществе. 3/4 Верховного Совета Грузии - представители одного блока партий, объединившихся в "круглый стол". Еще почти четверть мест принадлежит коммунистам, которые, отказавшись от "платформы КПСС" и не определив пока свою собственную, в целом лояльно относятся к действиям большинства.
Оппозиция, находящаяся вне парламента, представлена другим блоком политических партий, движений и общественных организаций, входящих в Национальный конгресс. Имея на начальном этапе единые цели, сегодня оппозиция подвергает резкой критике действия нынешнего правительства.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
Большинство населения Грузии, если сравнивать количество участвовавших в выборах в Верховный Совет и Национальный конгресс, поддерживает курс нынешнего правительства на поэтапный переход к полной независимости республики. "Кроме нашего правительства пока ничего практически нет, - заявил в беседе председатель комиссии по внешним сношениям Верховного Совета Республики Грузии Т. Пааташвили. - Разваленная экономика, годовой бюджет с миллиардным дефицитом, целый клубок сложнейших социально - политических проблем, - вот, собственно, и все наше "имущество". На сегодня правительством заключено три договора об экономическом сотрудничестве с Украиной, Эстонией и Молдовой. Готовится подписание договоров с Литвой и Латвией, ведутся переговоры с Россией.
"Когда человек находится в тюрьме, он не может заключать никаких договоров с начальником тюрьмы, - так определил позицию республики по отношению к Центру министр иностранных дел Г. Хоштария. - Грузия принципиально против подписания Союзного договора, против участия в намеченном референдуме. Продолжительность переходного периода будет зависеть от степени готовности экономики и социально - политических институтов республики к самостоятельной жизни".
В области внутренней политики заслуживают внимания два решения Верховного Совета: об организации новой формы местного самоуправления и о формировании национальной гвардии.
31 марта должны состояться выборы в местные префектораты. Если должности сотрудников аппарата являются выборными, то выбор кандидатур и назначение самих префектов находится в компетенции парламента.
Начался призыв юношей в республиканскую Национальную гвардию, численность личного состава которой к апрелю нынешнего года может достигнуть 12 тыс. человек. Данное формирование будет находиться в подчинении МВД Грузии и выполнять правоохранительные функции.
В ЗОНЕ КОНФЛИКТА
С обеих сторон десятки убитых, сотни раненых, тысячи беженцев, покинувших свои разграбленные и сожженные дома. Насилие и произвол, творящиеся по сей день в Южной Осетии: война законов привела к войне между людьми. Цена, которую заплатили одни за то, чтобы несколько часов побыть республикой, другие за то, чтобы вернуть еще не отнятую территорию.
Депутаты Владикавказского Совета народных депутатов в открытом письме Президенту СССР, распространенном средствами массовой информации Северо-Осетинской ССР 11 февраля, заявили, что "ситуация в Южной Осетии уже вышла за рамки локального межнационального конфликта и приобретает формы геноцида по отношению к осетинскому народу".
Грузинская сторона считает, что конфликт инспирирован Центром, который таким образом хочет помешать республике обрести независимость. Руководство республики, а вместе с ним и большинство жителей грузинской национальности, как явствует из многочисленных бесед, считают, что за свою историю Грузия лишилась слишком многих своих территорий. Было бы непростительно, считают они, на пороге независимости растерять последнее.
Министр внутренних дел Грузии Д. Хабулиани сказал при встрече, что политика и кровопролитие - вещи несовместимые. Все нужно решать путем диалога. Экстремисты, творящие грабежи и насилие, - это бандиты, которые должны отвечать по закону.
Считаю, заключил Д. Хабулиани, что войска МВД СССР должны быть выведены. Меры по восстановлению правопорядка в регионе должно осуществлять МВД Грузии.
Сказанное министром было подтверждено конкретными действиями. 19 января силами МВД Грузии проведена операция по разоружению одного из крупнейших незаконных вооруженных формирований - "Мхедриони", дислоцировавшегося в Тбилиси. Предложено сдать оружие и другим незаконным формированиям. "Всех, кто действительно хочет служить Родине", МВД Грузии призвало вступить в ряды грузинской милиции или Национальной гвардии.
Быть может, это вселит какую-то надежду в жителей Цхинвали и окрестных районов, где не осталось почти ни одного представителя грузинской национальности. Жители Южной Осетии откровенно боятся вывода войск МВД СССР, "Положим, после окончания срока действия чрезвычайного положения, - говорит Г. Хугаев - первый зампредисполкома Совета народных депутатов Южной Осетии, - отсюда уйдут войска МВД СССР, уйдет официальная грузинская милиция. А кто уведет с собой вооруженных неформалов, которые никому не подчиняются?". Из разговоров с другими представителями общественности города стало ясно, что этим людям уже не надо ни республики, ни автономии - они хотят просто выжить.
Нет смысла приводить примеры отдельных происшествий, поскольку каждый из них - преступление, классифицировать и оценивать которое должен закон. На сегодня, похоже, в Южной Осетии его нет. А потому грузины из Цхинвальского района продолжают заселять тбилисские гостиницы, а осетины того же района уходят за перевал - в Северную Осетию. Председатель комиссии по внешним сношениям Верховного Совета Грузии заметил, что в настоящее время парламентом рассматривается проект закона о культурной автономии национальных меньшинств, проживающих на территории республики. Луч надежды?