Примерное время чтения: 5 минут
274

Потери от засекречивания информации в СССР могут достигать 40 млрд. руб. Сколько стоит секретность?

Сегодня любая страна в мире располагает секретами, составляющими ее военную и государственную тайну. Но есть ли смысл в засекречивании всей информации оборонного характера и во сколько это обходится? Об этом корреспондент "АиФ" Ю. СИГОВ беседует с заместителем председателя Госкомитета РСФСР по общественной безопасности и взаимодействию с МО СССР и КГБ СССР В. РУБАНОВЫМ.

- Институт государственной тайны в мире существует с самого момента зарождения государственной власти. Вопросы обороны, разведки, вооруженных сил имеет право "закрывать" любая страна. Однако право на введение режима секретности в той или иной сфере в развитых капиталистических странах четко регламентируется соответствующим законодательством.

- А в чем специфика "института секретности", существующего в Советском Союзе?

- Во всех странах мира четко оговорено, кто имеет право на владение государственной тайной. При этом существует два вида законов - закон о государственной тайне и правомочиях государства, (к примеру, в Великобритании) и закон о свободе информации, который определяет доступ граждан к секретной информации (США).

В Советском Союзе подобных законов не существует. Информация у нас делится на "открытую" и "закрытую" на основе подзаконных нормативных актов, т. е. секретных инструкций, разработанных правительством и ведомствами. Их нигде не публикуют, а потому понятие "государственная" или "военная тайна" трактуется абсолютно произвольно.

- А как классифицируется в законах новое для нас понятие - "коммерческая тайна"?

- Государство самым активным образом вмешивается под предлогом секретности в экономику и нарушает коммерческую тайну, которая является элементом хозяйственной деятельности, а следовательно - объектом гражданского права. Поэтому когда представители КГБ заявляют о том, что контрразведка будет защищать коммерческую тайну, то это, по меньшей мере, неправомочно. Сам предприниматель должен определять, что является тайной и кому он доверит ее охранять.

- В редакцию "АиФ" приходят письма от военнослужащих, которых не пускают за рубеж даже в туристические поездки, как "носителей секретов". В то же время за границу ездят люди, куда больше знающие о нашей армии, - например, те же руководители Министерства обороны...

- Я считаю, что наличие всех форм секретных "допусков" и "разрешений", о которых военнослужащие не знают, является нарушением прав человека и неконституционно по своей сути. В СССР сейчас заключение о степени секретности дает само ведомство или предприятие, где работает или служит человек. Подобная система порождает произвол, и в случае отказа в выезде за границу, как правило, нет никаких законных обоснований - лишь ссылки на чье-то "компетентное" мнение.

И главное - когда человеку по причине "секретности" его работы отказывают в выезде за рубеж, ему абсолютно некуда и некому жаловаться: ведь злополучные "подзаконные инструкции" нигде не публикуются, на них не сошлешься!

- Проводились ли подсчеты тех издержек, которые несет наша страна от излишней засекреченности информации?

- В США расходы на защиту секретов и секретные работы составляют 20% от общих расходов на научные и военные разработки: создание технических средств защиты, зарплата охраны, доплата персоналу за секретность работ и т. д.

Профессор Б. Райзберг подсчитал, что СССР ежегодно теряет 30-40 млрд. руб. от неоправданной засекреченности информации, в том числе в науке.

- Вы, очевидно, имеете в виду случаи, когда несколько НИИ в СССР ведут практически одинаковые разработки, потому что не знают о том (разумеется, по причине "секретности"), чем занимаются их коллеги?

- Самое удивительное, что подобное происходит в НИИ одной отрасли, одного министерства. "Закрывая" и "засекречивая" наши НИИ и "ящики", мы резко тормозим развитие собственной науки. СССР мало участвует в международном обмене научной информацией, целые направления у нас блокированы режимом секретности.

- Говоря о сохранении военных и государственных секретов, мы как-то оставили в стороне типично советский феномен- тайну партийную...

- Партийная тайна действительно явление специфическое. По советским законам ни одна общественная организация, в том числе политическая партия, не имеет права на ознакомление с государственной тайной. У нас же КГБ часто непосредственно сообщает ЦК КПСС и Политбюро секретную информацию, составляющую государственную тайну. Каждый такой случай с юридической точки зрения носит формальные признаки состава преступления.

В то же время создается парадоксальная ситуация - государственная тайна, переданная в аппарат ЦК КПСС, становится тайной партийной, а за ее разглашение в нашем законодательстве уголовной ответственности не предусмотрено. Поэтому я считаю, что "перекачка" государственных секретов в партийные секреты недопустима в правовом государстве.

- И в заключение хотелось бы узнать, каковы сейчас сроки "невыезда" за рубеж для советского человека, имеющего доступ по роду своей работы к секретной информации?

- Законов по-прежнему на этот счет никаких нет. Если человек, устраивающийся на "закрытое" предприятие, попросит ознакомить его с режимом секретности, то администрация может этого и не делать. Что касается "подзаконных инструкции" о допуске к секретной информации, то в США, например, по запросу любого гражданина вопрос о его осведомленности в государственных секретах может быть пересмотрен. В СССР же, как правило, ограничения на выезд за рубеж по причинам секретности снимаются с человека через 5 лет (эта цифра не случайна - по закону до 5 лет тюрьмы дают за разглашение государственной тайны), но бывают случаи, когда ограничения действуют и 20 лет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно