Наш корреспондент А. Угланов встретился с председателем Комитета Верховного Совета СССР по законодательству С. ШАХРАЕМ.
- Сергей Михайлович, только что опубликованный проект нового Союзного договора, на первый взгляд, предоставляет довольно широкие полномочия республикам, позволяет и при нынешней системе власти в России проводить курс радикальных реформ.
- Сначала небольшое пояснение. Проект Союзного договора подписали практически все члены Совета Федерации СССР, то есть те; кто имеет на это право. Все - кроме России, так как члены этого Совета - Председатель Верховного Совета РСФСР и его первый заместитель отказались подписывать его в том виде, в каком проект был опубликован. Под ним стоят подписи участников рабочей группы по разработке проекта - председателей палат ВС РСФСР.
- Почему же В. Ельцин отказался подписывать этот документ? Были ли для этого веские основания?
- Ознакомившись с проектом Союзного договора, можно смело сказать, что он не достигает своих целей - гражданского мира, консолидации, сохранения великого союзного государства. Напротив, в представленном виде договор станет катализатором развала союзного государства. Для России же, если проект не будет изменен, договор обернется просто трагедией.
В ст. 1 проекта говорится: "Республики - участники Договора входят в Союз непосредственно либо в составе других республик...". Все автономии Российской Федерации предложили добавить - "либо, по их усмотрению, в составе других республик". Это означает, что с момента подписания Союзного договора юридически каждая из 16 автономных республик РСФСР, как и любая другая территория, провозгласившая себя республикой" получает возможность в одностороннем порядке выйти из состава РСФСР. Речь идет о более чем 50% территории Российской Федерации. По статье 10 проекта законы республик обладают верховенством на своих территориях, по всем вопросам, за исключением тех, которые отнесены к ведению Союза. Таким образом, законы РСФСР перестанут существовать для бывших автономий.
Далее. Статья о разграничении компетенции. Казалось бы, деталь - отнесение к исключительной компетенции Союза ССР руководства оборонными предприятиями в части создания и производства вооружений и военной техники.
Я сторонник того, чтобы руководство Вооруженных Сил было в одних руках. В условиях, когда мы обладаем ядерным потенциалом, раздробление вооруженных сил немыслимо. Но оборонная промышленность и вооруженные силы - это не одно и то же. Из всего промышленного потенциала Российской Федерации около 70% - предприятия оборонного комплекса. Так что по проекту Союзного договора практически вся экономика уводится из РСФСР. Российская Федерация растворяется в обновленном Союзе.
- Но можем ли мы, добиваясь определенной независимости от центра, требовать других правил игры от бывших автономий?
- Я не против права выхода автономий из Российской Федерации. Но я против того, чтобы в современных условиях право наций на самоопределение носило абсолютный характер.
К примеру, достаточно будет определенным силам поставить вопрос о праве русской нации на самоопределение, и мы придем к созданию русских автономных республик внутри нынешних автономий, в большинстве из которых значительная часть населения - русские. Далее возможно начало процесса вытеснения русскоязычного населения из этих автономий - хотим этого или не хотим. Мы получим такой виток роста национальной вражды, какой и не снился на уровне Прибалтики и Закавказья.
Могли ли В. Ельцин и Р. Хасбулатов, зная про эти "мины замедленного действия", подписать такой проект?
- Вы говорите о возможных проблемах только с русскоязычным населением.
- Почему? В Башкирии, к примеру, проживает большое число татар, на Дальнем Востоке - корейцев.
Но не стоит замыкаться только в рамках РСФСР. Во всех республиках существуют места компактного проживания некоренной национальности.
На Украине это Крым и ряд других мест, в Казахстане - уральское казачество. То же самое в Молдове, республиках Средней Азии.
- Но как быть с правом автономий на участке в подписании договора?
- На первом этапе Российская Федерация на договорных началах урегулирует отношения с республиками, входящими в ее состав. Подписываются договоры РСФСР с каждой из автономий в отдельности. Обе стороны определяют уровень своей компетенции, закрепляют его. Только за этим следует подписание Союзного договора всеми автономиями в составе российской делегации.
Естественно, у каждой из этих республик остается очень широкий объем прав. Они могут вступать в любые отношения с Союзом, союзными министерствами. Поэтому в Союзном договоре должна быть отдельная глава "Участие в Союзе ССР республик, входящих в состав других республик".
- Складывается впечатление, что в своих позициях вы меняетесь местами с центром. Раньше центр выступал против предоставления широких полномочий республикам.
- Трагедия нашей страны в том, что все экономические и политические проблемы очень быстро приобретают национальный оттенок. Когда по объективным причинам Российская Федерация стала проводить независимую политику, ориентированную на простого человека, против, этого выступило союзное руководство, КПСС и РКП. Выступать против реформ "в лоб" - трудно и бесперспективно. Гораздо эффективнее "разделять и властвовать", разваливая Россию изнутри, с помощью части руководства автономий, областей и краев, где влияние партократии не уменьшилось, а возросло из-за ее перемещения из обкомов и горкомов КПСС в Советы. Что касается руководства ряда автономий - это его последний шанс остаться у рычагов власти, играя на национальных чувствах.
Анализ показывает, что именно на уровне краевых и областных Советов сосредоточена гвардия партийной номенклатуры. Ею уже получены и выполняются команды - "Законы РСФСР - долой!", "Верховный Совет РСФСР - долой!". В нарушение Конституции и Закона РСФСР о референдуме, в ряде автономий и областей блокируется проведение российского референдума о введении поста Президента в России. Появляются решения Смоленского, Рязанского областных Советов, Президиума Верховного Совета Татарстана, Коми. Такое же решение принимается в Чечено-Ингушетии, Северной Осетии, и это после того, как Верховный Совет РСФСР направил десятки миллионов рублей на помощь беженцам из Южной Осетии.
Ради достижения сиюминутных политических целей - борьбы с Верховным Советом РСФСР, его Председателем, партократия разваливает основы российского государства, основы уважения к Закону.
Придет время, когда Горбачев и Ельцин уйдут, сменятся и нынешние народные депутаты, но Союз и Россия должны остаться не на руинах "социалистического выбора", а на прочном законодательном фундаменте.
- Но, насколько мне известно, КПСС и РКП терпимо относятся к президентству в других республиках?
- Совсем недавно нам доказывали необходимость введения поста Президента СССР. У них не вызывает никаких сомнений введение президентства в 7 союзных республиках. Появляются президенты в автономиях. Даже в проекте Конституции РСФСР, подготовленном РКП, предусмотрен институт президентства с очень широкими полномочиями.
Так что КПСС и РКП выступают не против президентства в России вообще, а против Ельцина, как по сути единственного на сегодня реального кандидата на этот пост. Если центр получит альтернативу в лице президента РСФСР, избранного всем народом, - власть партократии значительно поубавится.
- И все же, зачем России нужен президент?
- Для РСФСР введение поста президента - акт оформления сильной и эффективной исполнительной власти.
В многонациональном федеративном государстве каждая из его частей стремится расширить объем своих прав, в связи с чем возникают центробежные силы. В таком государстве президент, избираемый всем населением, является носителем идеи единства государства и создает тенденции к объединению.
Далее, в условиях многопартийности президент РСФСР будет беспартийным с момента своего избрания. Таким образом, он становится гарантом интересов всех политических сил.
Известно, что царских генерал-губернаторов, представлявших интересы центра на местах, после революции сменили первые секретари краевых и областных комитетов партии и представители министерств и ведомств. Сейчас, после уменьшения их влияния, возник вакуум исполнительной власти. Без четкой властной вертикали государство разрушается. Президенту же будут подчинены исполнительные властные структуры на местах, что станет фактором и экономической стабилизации.
Но, как бы то ни было, судьбу президентства в России решит сам народ, а не группа выборщиков. Кроме того, имея нынешний состав парламента, где противоположные политические силы представлены почти поровну, мы не можем получить президента диктатора. Проекты соответствующих законов предусматривают создание мощных сдерживающих факторов и противовесов через парламент и конституционный суд.
Но если страна будет разваливаться дальше, то мы получим диктатора без тормозов и противовесов, и это будет диктатор общенациональный.