Последнее время все заняты политикой. Но нам часто пишут: "Поговорите о чем-нибудь другом. Ну, хоть о погоде..." На этот раз мы решили предложить вашему вниманию беседу с человеком, который профессионально политикой не занимается. Он - директор Гидрометцентра СССР. Доктор географических наук А. Васильев.
- В "АиФ" N 4 мы на 8-й странице опубликовали информацию о том, что коллектив вашего института объявил двухчасовую забастовку в связи с литовскими событиями, И допустили досадную ошибку" сказав, что вы не поддержали своих сотрудников, осудивших использование армии в политических конфликтах. Приносим свои извинения. И спрашиваем: а вы ошибаетесь когда-нибудь?
- Если говорить о прогнозах, то ошибаемся, Само слово "прогноз" - это определенная вероятность, а не уверенность. Тем более спектр прогнозов погоды бывает разный от нескольких часов до месяца. Мы чаще бываем точны, когда предсказываем погоду за пять дней - неделю,
- Когда говорят "предсказывает", то напрашивается аналогия "гадает"...
- Мы "гадаем" на сложнейших и дорогих электронных машинах, используем гидрономические модели атмосферы" составляемые метеорологами всего мира, в том числе и нашими. А вот прогнозы на месяц действительно несовершенны, так как они делаются на основе статистики и определенных аналогий.
- Были ли ситуации, когда вы вообще не смогли составить прогноз, например, в связи с тем, что экологическая среда меняется человеком?
- Пятьдесят лет назад, когда экологическая среда была, можно сказать, почти девственной, не было таких ЭВМ, как сейчас. Поэтому в сравнении с прошлыми годами мы стали более точными. Бывает, конечно, когда можем предположить лишь, как говорится, вероятность "пятьдесят на пятьдесят".
- Ну это может каждый. Дождь будет или его не будет...
- Да, здесь мы действительно на уровне обычного человека. Но все же, взвесив все "за" и "против", даем наиболее вероятную ситуацию.
- Может быть, стоит использовать в таких случаях народные приметы?
Народная метеорология тоже изучает ритмы. Но все же наука точнее. Человеческая деятельность влияет на общее потепление атмосферы, поэтому ритмы, подмеченные в народе, сегодня нарушаются или носят региональный характер.
- Сколько в мире таких крупных центров, как ваш?
- Есть три мировых метеорологических центра - Вашингтон, Москва и Мельбурн. И еще 27 региональных центров. Мы бесплатно обмениваемся информацией. Ведь наша наука интернациональна.
- Какова экономическая отдача вашего ведомства?
Невозможно подсчитать. Говорят, что обычно 1 к 10. То есть на один вложенный рубль - десять "доходных".
- Говорят, что в какой-то скандинавской стране руководитель метеоцентра вынуждал своих работников одеваться так, как они предсказывали погоду...
Они старались быть более точными.
- Типичный пример командной системы. Я еще в институте слышал другую байку: если в мерзкую погоду видишь улыбающегося человека, то знай - это синоптик. Он предсказал эту погоду.
- Вы испытываете неловкость, когда предсказываете одно, а получается другое?
- Ночами не сплю. Особенно, когда предстоят массовые гулянья.
- А вы умеете "делать погоду"?
- Мы ее только предсказываем. А делать ее никто не умеет. Иногда в природе наступает климатическое равновесие. Вне нашего института существуют службы, которые могут оказать определенное влияние на эти процессы. Но наука еще слаба... В моем институте нет ни градобойной артиллерии, которую последнее время стали использовать не по назначению, ни специальных самолетов.
- Кто подбирает телевизионных "предсказателей"?
- Мы и телевидение. Люди должны им верить. Во Франции я видел комикс с изображением любовной пары. Они оторвались от своего занятия, только когда на экране появился прогноз погоды.
- Скажите нашим читателям, какая ожидается весна?
- Теплая и ранняя. А вообще-то "у природы нет плохой погоды".
Беседу вел А. БИНЕВ