Наш корреспондент беседует с заместителем председателя правления Советского фонда культуры О. КАРПУХИНЫМ.
- В последние годы созданы сотни разных фондов, ассоциаций, обществ. И время от времени мы узнаем, что многие из них всю свою энергию направляют на создание могучего аппарата и условий для его комфортабельной жизни. Кстати, Олег Иванович, председатель правления Советского фонда культуры академик Д. С. Лихачев сетовал, что аппарат фонда, мягко говоря, обюрократился. Это неизбежность, характерная для всех фондов планеты?
- Видимо, только для наших. Потому что все фонды мира создаются на мощной финансовой базе. Нас создавали по доперестроечным меркам: государство даст деньги, народ даст, диаспора даст. И предприятия дадут не менее 100 млн. в год. Так мыслилось.
Но оказалось, что предприятия содержать нас не намерены самим бы выжить. Диаспора готова помогать передачей духовных ценностей. Мы от них получаем бескорыстную помощь, но и возможности диаспоры ограниченны. Что же касается народа, то он просто растерялся, не зная, какой фонд или ассоциацию поддерживать. И все-таки мы неплохо поработали с аппаратом правления, нашим активом, определив приоритеты и основные направления работы.
- Несмотря на критику сверху?
- Во многом справедливую, замечу. У нас была задача - не стать вторым министерством культуры. Мы аккумулируем идеи, инициативы снизу. Причем те идеи, которые государство отвергало. Например, краеведение. В свое время краеведческие музеи перешли в ведомство Берии: краеведы народ дотошный, могли пойти по родословной видных большевиков и много чего накопали бы! Поэтому НКВД "заботилось" о них. Культура малочисленных народов. Государственная политика строилась на посылке "слияния народов", забвения интересов малочисленных народов. Даже по данным Института этнографии, у нас числилось 120 малочисленных народов. После наших исследований оказалось, что подобных народов, этнических групп у нас до 400. В фонде культуры в стране аппаратных работников всего 500 человек. 45 - в центральном аппарате. Для сравнения: в обществе трезвости в несколько раз больше чиновников.
- Откуда все-таки у фонда деньги?
- При основании мы получили учредительный фонд - 12 млн. руб. От Союза писателей - 5, от Союза художников - 2. Перед нами встала задача заработать деньги. Мы стали издавать "Наше наследие". Мы издаем марки по коллекциям наших картин. Выставочная деятельность, художественные календари. Стали возникать некоторые предприятия, которые, кстати, сейчас на грани банкротства в связи с налоговой политикой. Но то, что непосредственно делается фондом, налогом не облагается. Например, благотворительная лотерея фонда. 6 сотрудников аппарата заработали за год 60 млн. руб.
Деньги стали вкладывать в программы. 30 млн. вложили в создание музея современного искусства, чтобы произведения искусства не уплывали за рубеж. 2,5 млн. мы отдали на Валаам. Мы были инициаторами передачи Соловков Церкви. 300 тыс. рублей отдали Москве на возвращение исторических названий улицам.
- А памятники советского периода тоже интересуют фонд?
- Мы руководствуемся только художественными достоинствами памятников. Во главе утла - приоритет общечеловеческих ценностей, а не классовость культуры. Мы стали вспоминать полузабытые имена: Флоренский, меценат Зубов, Сергий Радонежский...
А Пушкин?
- Конечно же, Пушкин! Какого Пушкина мы знаем? Борца, друга декабристов. Предтечу: "Октябрь уж наступил..." и т. д. Пушкин - юбилея 1937 года, застегнутый на все пуговицы: "Товарищ, верь: взойдет она...". Пушкина разложили на идеологемы.
Наша задача - снять эту коросту показать Пушкина, как явление уникальное, пророческое, о котором Гоголь говорил, что это тот русский человек, который, может быть, явится через 200 лет.
- Мы переживаем катастрофический период. Спасет ли нас Пушкин?
- Мы сейчас должны говорить о другом - спасти Пушкина! От фальсификаторов, от идеологов. Известный писатель Раевский рассказывал, что в лагере он встретил потомка друга Пушкина, его секунданта Данзаса. Потомок приехал отмечать 100-летие со дня смерти поэта в Москву. А его тут приняли за потомка Дантеса.
В 1952 году Пушкинское общество в связи с "Ленинградским делом" было потоплено в крови. Мы стали возрождать его снизу, а не насаждать сверху, как привыкли. Выяснили, что 15 обществ существуют. Есть 100 пушкинских музеев, в основном школьных. Мы взяли их под опеку, в том числе и финансовую: выделяем по 2000 руб. в год каждому музею. Дети ездят на экскурсии в Москву за наш счет. Мы учредили стипендии. Сейчас существуют Пушкинские общества во многих городах и что отрадно - в основном молодежные. Правда, ЦК ВЛКСМ, хотя и числится в учредителях Пушкинского общества, предпочитает спонсировать секс-шоу и сомнительный бизнес.
Культура призвана объединить людей. Даже не экономика! Культура - как вода, воздух - не имеет границ. Пушкинская программа прекрасно реализуется в Латвии, где в прошлом году был открыт памятник А. П. Керн - событие трогательное и значительное. В Эстонии изданы уникальные труды "Пушкинские чтения", в Молдове фонд культуры проводит свою Пушкинскую программу.
Пушкин объединяет всех!