Примерное время чтения: 6 минут
196

Искусственный бардак

Пропавшие шедевры, скупка краденого, иконы, найденные в мусорной урне, смерть сотрудника...

СЮЖЕТ с 221 исчезнувшей ценностью из Эрмитажа будет позакрученнее "Кода да Винчи". А чиновники, как всегда, разводят руками...

ПОСЛЕ такого скандала в цивилизованном государстве подают в отставку все: начиная с директора музея и заканчивая министром культуры. А в России эти люди, напрямую отвечающие за сохранность народного достояния, лишь возмущённо выступают перед народом: мол, мы разберёмся, кто во всём виноват, вы не волнуйтесь.

Горько, когда среди работников музеев находятся воры. Но кто их до этого довёл? Наплевательское отношение чиновников от культуры к людям, работающим в этой сфере, провоцирует на преступление... "Среди элиты нашей интеллигенции - хранителей музеев - началась деградация, - говорит Анатолий Вилков, замруководителя Росохранкультуры. - А знаете почему? Все случаи, о которых мы узнали, долгие годы замалчивались. Когда хранителей ловили на воровстве, их тихо увольняли, не предавая дело огласке".

"Как-то поздновато общество и СМИ спохватились, - считает Юрий Болдырев, бывший зампредседателя Счётной палаты. - Ведь механизмы, позволяющие разворовывать культурные ценности, были выявлены Счётной палатой в 1999 г. Но тогда об этом почему-то упорно никто не хотел знать. Высшая власть выступила в защиту: "Эрмитаж не трогайте, это святое".

Cостояние российского антикварного рынка - дикое и бесконтрольное. Хранители с зарплатой в 12-15 тыс. руб. поняли, что без проблем могут продать что угодно. Антикварам неожиданно помогло Минэкономразвития, четыре года назад отменив среди прочего лицензирование антикварного рынка. В результате "в тень" ушло 300 млн. долларов. Многие антиквариаты превратились в скупки, в том числе и краденого.

"До 2004 г., пока не создали нашу службу, Министерство культуры контролировало само себя, - считает Анатолий Вилков. - А как вы понимаете, честь мундира не позволяет выносить сор из избы".

В 2004 г. Росохранкультура занялась масштабной проверкой. Сначала перетрясли вневедомственные музеи (при Академии наук, Минобороны и т. д.). "Выявлены случаи, когда именно хранители выносили ценности, - говорит Евгений Стрельчик, советник главы Росохранкультуры. - Такое мы обнаружили в Таганроге, Астраханской картинной галерее, Историческом музее и Петропавловской крепости. Причём воровство извне (грабёж, налёты) за пять лет сократилось в два раза".

В 2004 г. в Астраханской государственной картинной галерее во время реставрации подменили подлинник картины Айвазовского "Восход". В Воронеже в городском музее недосчитались медали за взятие Азова. Цена - около 10 тыс. долларов. Лежала на стенде под стеклом. Что её нет, заметили только через несколько суток после пропажи.

Непонятно почему, но полных каталогов с фотографиями экспонатов в музеях нет до сих пор. По данным контролирующих органов, по всей России в музеях сфотографировано лишь 20% от того, что имеется. Из 221 шедевра, пропавшего из Эрмитажа, опубликовать фотографии удалось только 80. Даже добросовестные антиквары не могут в точности знать, что покупают. Причём деньги из госбюджета на "фотофиксацию" музеям выделяются регулярно.

Бедность наших музеев - не оправдание. Не все они нищие, чтобы не было средств поставить элементарные современные системы защиты, как это сделано во всём мире. Если находятся средства на зарубежные поездки, почему же их не хватает на покупку тех же камер слежения?

На обеспечение "культурных наследий" регулярно идут деньги из федерального бюджета, существуют две федеральные целевые программы - "Строительство комплекса фондохранилища" и "Культура России". Последние пять лет финансирование растёт и выделяется регулярно. К тому же музеи продают билеты, занимаются издательской деятельностью, привлекают спонсоров и устраивают зарубежные выставки. Эрмитаж, например, на этом зарабатывает 10 миллионов долларов в год! Не так мало, чтобы жаловаться на нищету.

Мария КАКТУРСКАЯ
Фото с сайта www.hermitagemuseum.org


Мнение эксперта

"Эрмитаж - только начало"

Савва ЯМЩИКОВ, искусствовед, реставратор, академик:

- СКАЗАТЬ, что для меня известие о пропаже ценностей из Эрмитажа стало неожиданностью, не могу. Давно всем известно, что в Эрмитаже много проблем с хранением. Помню кражу 30-летней давности, когда директором музея был отец Пиотровского. Тогда пропали драгоценные камни с редких образцов русского оружия и мебели. Грабители заменили их стекляшками. Тогда не обратили внимания на чрезвычайную ситуацию в Эрмитаже и сейчас смотрят сквозь пальцы на вопиющий беспорядок. На серьёзные дела у г-на Пиотровского нет времени. Он печётся о филиале Эрмитажа в Лас-Вегасе, приобретает на потанинский миллион долларов "Чёрный квадрат" Малевича, абсолютно чуждый эрмитажным экспозициям, хотя в музее недостаёт денег на обеспечение хранения фондов, но зато хватает на устроительство более 200 выставок в год. Я уверен, что последние события - лишь вершина айсберга. Впереди могут ждать большие потрясения! Пиотровский заявил на всю страну о нежелании уходить в отставку. Это свидетельствует о его неуважении к своему делу и отсутствии музейной этики, которая есть у других столичных директоров и хранителей провинциальных музеев, готовых получать крохи, но работать в любимой отрасли.


Мнение читателя

Долой "могильники" для картин!

СЕЙЧАС все обсуждают воровство в Эрмитаже. А мне кажется, пришло время поднять другой, не менее злободневный вопрос. Зачем нашим музеям такие огромные запасники произведений искусства, которые никто, кроме самих музейщиков, никогда не видит? Не секрет, что значительная их часть была собрана во время печально знаменитых "раскулачиваний" революционных лет. И попадали туда далеко не самые ценные экспонаты, на хранение которых тем не менее, наверное, выделяются какие-то средства. А в результате мы имеем музейный "могильник". Почему бы не разделить эти самые запасники по частям и не вывезти их в провинцию, чтобы не только столичные жители могли соприкасаться с искусством? Ведь билет в ту же Москву или Санкт-Петербург не каждому по карману. Мировые шедевры пусть, как и положено, останутся в главных музеях, а то, что пылится на складах, покажут народу. В областных городах наверняка и помещения найдутся, и с деньгами губернаторы помогут. Ну а то, что не представляет музейной ценности, продать желающим.

Ирина Л а ч и н а, Псков

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно